Не переживайте, основная задача этой методики — облегчить вашу жизнь. В мире цифровой живописи, где присутствует множество цветов, новички могут легко потеряться и запутаться в их разнообразии.
Граттаж: техника рисования и инструменты
На сегодняшний день существует множество различных техник рисования, и одной из самых увлекательных признана роспись по заусенцам, которая привлекает множество художников-любителей благодаря своим эффектным результатам и простоте исполнения. Следуя нехитрым инструкциям, даже начинающий художник сможет создать настоящие произведения искусства. Данная техника, известная также как восковое искусство, привлекла внимание как детей, так и взрослых тех, кто интересуется творчеством. Граттаж позволяет создавать принты, на которых контрастная игра черного фона и белых линий создает выразительные и запоминающиеся образы.
Восковое искусство — это древний метод, основанный на процарапывании изображений. Слово «граффити» (фр. graffiti — значит «царапина» или «скребок») в современном понимании подразумевает процесс гравировки на бумаге или картоне, покрытом тонким слоем воска и чернил. На сегодняшний день этот метод широко используется профессиональными художниками для создания уникальных графических композиций. С его помощью можно достичь четких линий и воплотить впечатляющее изображение с минимальными усилиями.
Граттажная живопись обрела популярность на рубеже XIX и XX веков. В России эта техника стала широко применяться для создания выразительных и образных работ. В этой связи стоит отметить имена таких мастеров как М.В. Добужинский и литовский график Д.К. Тарабильдене, который воспользовался данной техникой для иллюстрации своей книги «Сто народных баллад».
Процесс создания граттажного рисунка на черном фоне требует использования острого инструмента подходящего диаметра. В традиционных методах такие инструменты, как гусиные перья, деревянные палочки и бесцентровые карандаши, применялись для гравировки линий и изображений. В современном граттаже толстый слой воска сначала наносится на плотную бумагу или открытку, после чего сверху покрывается черными чернилами. Когда острым элементом аккуратно удаляется слой краски, на черном фоне проявляются кистевые мазки, цвет которых соответствует цвету восковой матрицы.
Создавая черно-белое изображение, белый лист бумаги покрывают воском и чернилами; для получения яркого цветного эффекта используют мелки различных оттенков для фона. Кроме этого, можно обрисовать фон акварелью, чтобы сформировать цветовую основу для будущего рисунка, а затем покрыть его воском и тушью, получая в итоге красивые градиенты.
Неудивительно, что граттаж стал популярным в начале XX века, поскольку его простота, оригинальность и лаконичность ценились очень высоко. С помощью сетчатых линий художники создавали яркие изображения, на которых играли полутона. Эта техника часто использовалась в публикациях журналов и газет того времени. Несмотря на низкое качество печати таких работ, среди рекламных материалов можно было найти настоящие шедевры, демонстрирующие мастерство и разнообразие возможностей граттажа.
На сегодняшний день граттаж — это уникальная техника, которая активно внедряется в программы раннего развития детей. Граттаж для детей представляет собой относительно простой способ создания рисунков, который обладает значительным образовательным потенциалом. Данный метод знакомит ребенка с основами композиции, развивает мелкую моторику и воображение, а также дает представление о физических свойствах красок, воска и чернил, тем самым оказывая комплексное воздействие на развитие ребенка.
Подготовка материала для рисунка в технике граттаж
Использование граттажа имеет длительную и богатую традицию, поэтому для его выполнения существует множество инструментов и материалов. Вам понадобятся следующие элементы для создания решетчатого узора:
- лист картона или плотная бумага;
- черная тушь или гуашь;
- плоская кисть (широкая) с мягким ворсом;
- масляная пастель, восковые мелки или парафиновая свеча;
- деревянная шпажка (например, зубочистка) или другие острые предметы, такие как гусиное перо, гвоздь, спица и профессиональные резаки (специальные резцы) для процарапывания.
Создание основы
Если вы намерены создавать привлекательные решетчатые узоры, подготовьте лист плотной бумаги, например, ватана или картона. У вас есть несколько вариантов для подготовки основы:
- Оставьте бумагу в ее естественном белом виде.
- Создайте цветной фон, используя акварель и нанося её произвольно.
- Закрасьте картон восковыми мелками, используя один тон или экспериментируя с разноцветными полосками, при этом избегая пустых зон.
- Вы можете использовать цветной картон в качестве основы для граттажа.
- Подготовьте картон с уже готовым изображением или узором, например, от упаковки конфет.
Нанесение воска
После подготовки поверхности для техники «Граттаж» следующим этапом является её обработка воском. Существует несколько способов выполнения этой задачи:
- Натрите поверхность восковой свечой, чтобы создать однородный слой.
- При помощи терки натрите свечу в емкость, которую затем нужно поставить на водяную баню. После того как воск расплавится, нанесите его равномерно на картон с помощью малой кисти.
- Зажгите чайную свечу и аккуратно собирайте воск на кисть, нанося его на поверхность картона.
Если вы ранее использовали восковые мелки, этот этап можно пропустить. Однако, если поверхность граттажа выглядит неровной после наложения мелка, это можно скорректировать на данном этапе, применив растворитель, например, скипидар. В профессиональной практике художники часто используют яичный желток, мел и специальную глину вместо воска для более тонкой работы.
Закрашивание воска
Вы можете рисовать с использованием туши, гуаши или акриловых красок. Рекомендуется немного разбавить тушь или гуашь мыльной водой или раствором шампуня. Это позволяет предотвратить скатывание краски на маслянистой и восковой поверхности:
- Один из методов закрашивания включает использование туши. В этом случае вам может понадобиться несколько слоев, так как краска будет скатываться по восковой поверхности. Вы также можете использовать губку или ватный тампон для придания основы цветности.
- Для закрашивания также подходит гуашь, но такая гравюра будет менее долговечной, так как краска наносится пятнами и не фиксируется.
- Можно использовать акрил для закрашивания, но учтите, что акрил засыхает пленкой, поэтому процарапывание может привести к небольшим неровностям на поверхности.
Создание рисунка в технике граттаж
- Перед началом работы убедитесь, что поверхность полностью высохла. На «нерабочие» участки расположите салфетки или чистый лист бумаги.
- Закрасьте поверхность, используя масляную пастель различных оттенков. Например, для создания осеннего пейзажа используйте красные и желтые оттенки, а для подводного мира — фиолетовые и синие.
- Для плавного перехода оттенков воспользуйтесь бумагой, натирая ею поверхность. Масляные красочные слои хорошо смешиваются, создавая единую разнообразную палитру.
- Закрасьте всю поверхность черной тушью или гуашью, добавив в пигмент немного жидкого мыла или шампуня.
- Наметьте основные контуры с помощью белого карандаша или мелка, фиксируя только главные формы, так как удалить карандаш с такой поверхности позже будет проблематично.
- Процарапайте нарисованные контуры острым предметом, стараясь не нажимать слишком сильно — достаточно давить так, чтобы удалить черный слой. Убедитесь, что пигмент полностью высох.
- Проработав основные контуры, переходите к деталям и завершающим штрихам рисунка.
Решетка может быть положительной или отрицательной: в первом случае подложка темная, а фон светлый, тогда как во втором случае, который наиболее распространен, светлый рисунок вытравливается на темном фоне. После покрытия чернильным воском поверхность получается черной, шелковисто-матовой, обеспечивая особую чувствительность — необходимо избегать ее контакта с водой и руками, так как отпечатки пальцев невозможно будет удалить. Полезные советы:
- Если восковая поверхность недостаточно высохла, вам не удастся провести аккуратную линию, так как материал может крошиться.
- Работайте на абсолютно ровной поверхности, чтобы избежать изгибов и повреждений картона. Наилучший вариант — зафиксировать рабочий лист на фанере с помощью скотча.
- Материалы для техники граттаж можно подбирать по вашему усмотрению, включая плотную бумагу, картон, пластик, дерево, даже старые календари или металл. В случае использования металлической или деревянной основы, возможен вариант не тонизировать её — просто покройте поверхность воском и процарапайте изображение.
- Наносить краску следует плоской кистью с мягким ворсом, чтобы добиться равномерного слоя. Жесткий ворс может повредить восковый слой. Необходимо проводить кистью один раз, иначе поверхность намокнет и расширится.
- Промежуточный слой могут выполнять парафиновой свечкой, яичным желтком или восковыми мелками.
- Финишный слой создается с помощью цветной гуаши или черной туши. Финишный цвет может быть любым — это зависит от вашей композиционной идеи.
- Чтобы предотвратить окрашивание рук при выцарапывании рисунка гуашь, добавьте в краску немного клея ПВА.
- Чтобы краска не скатывалась с парафина или воска при нанесении финального слоя, покройте поверхность мелом.
- Если тушь или гуашь скатываются со слоя, подготовленного восковыми мелками, возможно предварительное обезжиривание основы при помощи талька.
Что это такое?
Скетчинг представляет собой технику создания эскизов, что подразумевает рисовку набросков, иногда — более детализированных изображений, но главным образом — завершенные работы в плане идеи и дизайна. Например, английское слово «sketch» переводится как «набросок». Наброски делаются быстро, максимально точно и в быстром темпе. Это не новшество, которого мир еще не видел. Рабочий инструмент дизайнеров и художников был отделен от функции «промежуточного сервиса» и обрел свое направление.
Ранее, например, дизайнер мог быстро делать набросок конкретного уголка интерьера, чтобы лучше донести идеи до клиента. Впоследствии такие эскизы стали привлекательными как самостоятельные произведения искусства. В академическом дизайне эскиз служит планом для окончательного проекта, помогает выбрать цветовую палитру и определить композицию. Однако в настоящее время скетчинг вышел за рамки своих первоначальных целей и оказал влияние на современные направления.
Основная функция наброска заключается в том, чтобы быстро и эффективно запечатлеть эмоцию, атмосферу, образ, который постоянно изменяется. Эта скорость является не только показателем спешки, но также демонстрирует осознанностям выбранную тактику. Умение выразить мысли и чувства через набросок очень близко к духу времени, поскольку современный мир движется стремительно и каждый стремится быть уникальным.
Применение
Теперь стало очевидно, для чего применяются эскизы. Но стоит объяснить, в каких сферах они могут быть использованы. Не только потому, что в нынешних реалиях всё подлежит монетизации, но и потому что прикладной аспект эскиза продлевает его жизнь.
Применение скетчей может быть разнообразным:
- для создания авторских открыток — это модно, востребовано и всегда актуально;
- для уникального оформления рекламных постов в соцсетях — заведомо привлекательные фотографии у всех, заимствовать чужие изображения нельзя (да и не хочется), в то время как быстрый и простой скетч предвосхищает внимание и запоминается;
- для мелкой печати — такие как блокноты, футболки или шоперы, которые могут быть украшены авторскими скетчами, особенно если это симпатичный товар;
- успешные скетчеры могут получить заказы на оформление упаковок чая или рекламу в социальных сетях, а иногда даже создавать роспись стен в кафе, что также приносит хороший доход;
- ведение собственного блога — помогает усилить восприятие текстового контента и уникализирует его;
- продажа на стоках — скетчи также востребованы, так как в визуальном сопровождении текстов, продуктов и информационного контента нуждается весь цифровой мир.
В конечном итоге, рисование может быть не только технологией, но и удовольствием. Это замечательный инструмент для рефлексии, расслабления и перезагрузки.
Что необходимо?
Как только вы ввязались в эту потоковую деятельность, вывести неопытного рисовальщика становится практически невозможно. Это связано с тем, что сам процесс и эстетика являются безусловно привлекательными.
Давайте разберемся, что требуется для начала.
- Скетчбук. Желательно, чтобы он был визуально красивым и приятным на ощупь — это подстегивает желание рисовать. Скetchbook может быть как маленьким, так и формата A4, с листами различных цветов.
- Простые карандаши — как мягкие, так и твердые для создания разнообразных эффектов. Главное, чтобы они удобно лежали в руке.
- Черные линеры различной толщины. Для начала подойдет и черная капиллярная ручка, дающая четкие линии.
- Маркеры серого оттенка — как светлые, так и темные. В скетчинге серый цвет будет самым важным. Он помогает в проработке теней и текстур.
- Набор цветных маркеров. Сперва можно приобрести базовый набор, состоящий из 12 маркеров. Позже можно наполнять коллекцию, так как многие магазины сегодня продают маркеры поштучно.
- Белый маркер. Это действительно необходимый инструмент — постарайтесь выбрать качественный, чтобы избежать быстрого высыхания.
- Кисточка №3. Рекомендуется беличья, но подойдет и синтетическая. Это необходимо для заливки скетчей акварелью, что является частым запросом.
- Акварельные краски. Выбор не обязательно должен быть суперпрофессиональным; классических акварельных красок будет вполне достаточно.
Но это еще не все: вам могут понадобиться пастель, красные мелки, разные виды карандашей и ручек. Со временем, по мере развития навыков, вопросы, требующие решения, могут прибыть. Серый маркер незаменим, так как это один из основных инструментов для создания набросков, причем оттенки серого добавляют объем и дополнительные реалистичные тени, независимо от того, цветное это изображение или черно-белое.
Современная черно-белая фотография
Современная черно-белая фотография, хоть и не является самой популярной формой фотографического искусства, остается весьма актуальной. Монохромные изображения обладают рядом преимуществ: они более выразительны и порой даже драматичны, поскольку убирают цветное оформление, позволяя сосредоточиться на идее автора. Работы в черно-белом формате часто обладают вневременным шармом – наблюдая за такой фотографией, бывает сложно определить, в каком историческом периоде она была создана.
Создать привлекательное изображение без полноценной цветовой палитры может быть непросто, однако у фотографа есть множество других художественных инструментов — от композиции до контраста и необычных ракурсов. В некоторых ситуациях черно-белая фотография может превзойти цветное изображение — особенно когда исходный анализ слишком разнообразен или цветовые сочетания находятся в дисгармонии. Монохромная фотография идеально подходит для передачи чувств грусти, одиночества или философских размышлений.
Известные авторы черно-белой фотографии
В музеях и галереях можно увидеть множество черно-белых фотографий, созданных художниками предыдущих веков. Однако в цифровую эпоху многие по-прежнему предпочитают создавать черно-белые снимки. Существует несколько самых известных мастеров черно-белой фотографии:
- Ансель Адамс (Ansel Adams) — всемирно известный американский фотограф второй половины XX века, который почти исключительно работал в черно-белом формате, заявляя, что цветные снимки его не интересуют.
- Тим Бут (Tim Booth) — многосторонний автор, который занимается как репортажной, так и портретной фотографией, создавая удивительные пейзажи. Работы Тима Бута отличаются исключительной техникой — он успешно передает эмоции через настройки камеры.
- Коэн Джейкобс (Koen Jacobs) — бельгийский фотограф, каждый снимок которого рассказывает захватывающую историю о людях или городах. Коэн часто фотографирует свою дочь.
- Хенгки Коэнджоро (Hengki Koentjoro) — индонезийский фотограф, который изучал фотоискусство в Калифорнии, чьи работы славятся сложной композицией и минималистическим подходом.
Нестандартные материалы для письма
Какие альтернативные средства можно использовать для создания картины, кроме традиционных красок?
Аппликация
Забываете ли вы об аппликациях, которые создавались в детстве? Искусствоведы выделили этот вид деятельности в отдельный жанр искусства для взрослых. Но даже если у вас остались только детские воспоминания, вы сможете узнать много нового.
Поясню, что аппликация создается при помощи наклеивания фона из различных материалов, таких как бумага, ткань или дерево. Интересно, делаете ли вы аппликации для взрослых? Это ваше хобби, и не могли бы вы рассказать, какие поджанры существуют в аппликации?
Конструктивизм
Этот художественный жанр появился в Советском Союзе, когда желание сделать все максимально простым и удобным для пользователя стало трендом. Художники пришли к выводу, что использование различных цветов выглядит слишком сложным.
В этом направлении помимо использования необычных материалов важна также эстетика повседневных объектов, конструкций — например, таких, как металл, дерево и пластик. Получилось ли советским художникам с этим?
Графика
Это жанр выполнения работ в одном цвете, максимум с незначительной вкрапленностью дополнительных оттенков для выделения каких-либо элементов.
Гризайль
Полностраничное изображение или черно-белая фотография.
Арте повера
Здесь мы видим классический подход к созданию произведений из неожиданных, нетрадиционных материалов. Каждый элемент имеет свое название, переводящееся как «искусство бедняка».
Извините! В этом стиле основное внимание уделяется освобождению искусства от принятых норм — это не зависит от применения конкретных цветов или материалов.
Профессионал или нет
Итак, вы берете свои краски и начинаете творить. В какой жанр вы решите погрузиться? Живопись можно разделить на подкатегории в зависимости от используемых материалов, но не это главное.
Наивное искусство
Каждый начинающий художник рисует в стиле наивного искусства. Так профессионалы выделили самодеятельных авторов из своей сферы.
Знаете ли вы, что в некоторых местах даже созданы музеи наивного искусства? Например, в Москве.
Примитивизм
А что если художник намеренно упростил свои навыки? Таким образом и возник стиль, именуемый примитивизмом.
В него входят рисунки, ориентированные на детское творчество, петроглифы и простые, достаточно примитивные картины.
Что рисуем
Некоторые стили появлялись как ответ на каждую норму. Давайте вспомним жанры, исходя из изображаемых объектов.
Анималистика
Вы рисуете свою собаку в свободное время? Вы в этом случае являетесь истинным любителем животных.
Если на вашем рисунке показано животное, то он относится к этому жанру. Сюда также могут входить картины, настенные календари и другие виды изобразительного искусства.
Баталии
Смотря на битву, некоторые могут вспоминать о великих конфликтах прошлого и современности.
Чем более величественной является сцена, тем значительнее изображаемая битва.
Бытовой жанр
Все повседневные сцены, как будто фиксирующие самые привычные жизненные ситуации, относятся к этому жанру.
Это могут быть живописные работы, наброски или интерпретации кубизма. Главная идея здесь — неестественность и повседневность.
Ведута
Хотя это может показаться сложным, эта категория — лишь старомодное название для панорамы.
Основное здесь — сохранить пропорции и реалистичность. В этом жанре нельзя изображать Годзиллу.
Городской пейзаж
Ведута в меньшем масштабе и значении. Больше никаких площадей и морских просторов, только улицы и здания.
Можно ли считать обычные туристические фотографии памятников частью этого жанра?
Космизм
Когда мы наблюдаем звезды и весь космос, нам не может не прийти в голову мысль о вселенной.
Будущее, объединенное с аспектами космоса, футуристическими городами и человеком за пределами привычного, обретает свою форму в этом жанре.
Натюрморт
Все слышали о натюрморте, не так ли?
Это жанр, в котором изображаются объекты, предметы, визуально представленные без нарратива. Вы когда-нибудь рисовали натюрморт? Это один из самых популярных стилей среди художников-любителей.
Ванитас
Вы сталкивались с натюрмортом, в котором изображен череп? Это как раз и есть стиль ванитас.
Этот стиль известен тем, что подчеркивает тщетность существования.
Ню
Искусство можно воспринимать по-разному, но не обойтись без упомянутых примеров. Вы наверняка знаете о жанре «ню». Обнаженную натуру изображали со времен Ренессанса.
Парсуна или портрет
В рамках этого жанра в центре внимания оказывается фигура мужчины — как индивидуум, так и часть истории.
Какие инструменты и материалы нужны
Может показаться, что пуантилистская живопись проста и не представляет собой ничего особенного, особенно учитывая, что смешивать краски не обязательно.
Тем не менее, пуантилисты ценят чистоту оттенков, стараясь подобрать такие цвета, чтобы каждая точка создавалась с умом и каждая работа становилась произведением искусства.
Список необходимых материалов не изменялся уже почти 150 лет: чтобы создать картину в технике пуантилизма, вам понадобятся холст, кисти и масляные краски.
Также можно использовать акриловые или гуашевые краски, так как выбор таких материалов на рынке постоянно растет.
Некоторые художники используют дабберы, которые подходят для использования в детских мастерских, а также готовые трафареты и круглые кисти.
Не забудьте про салфетки и влажные салфетки, палитру для нанесения красок и, желательно, мольберт.
Ключевые фигуры пуантилизма в живописи
Жорж Сера
Мы начнем с основателя данного направления, французского художника Жоржа Сера.
Жорж-Пьер Сера (1859-1891) родился в Париже в семье довольно обеспеченных родителей. С раннего возраста он обучался в школе Beaux-Arts, службу в армии и позже стал искать перспективы для своего творчества.
После создания своей студии, он начал изучение теории цветоделения и осваивал навыки черно-белого рисунка.
В 1884 году Сера написал свою первую заметную картину «Купальщицы в Аньере»:
Рисунки Сера не были приняты Парижским салоном, и он продолжал работать самостоятельно и в кругу независимых художников.
Летом того же года художник приступил к работе над своей известной картиной «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», которая уже выполнена в технике пуантилизма.
Печальная судьба преследовала Сера, и он скончался в 1891 году от пневмонии или дифтерии, однако настоящая причина его смерти до сих пор остается спорной.
Поль Синьяк
Поль Синьяк (1863-1935) также стал известным мастером живописи в стиле пуантилизма.
Его семья была обычной, из среднего класса, со скромным семейным бизнесом.
С ранних лет Пол открыл для себя гуманитарные науки, включая искусство, которое было самым передовым на тот момент.
На одной из выставок импрессионистов он попытался воспроизвести работу Дега, однако другой известный художник, Поль Гоген, отогнал его, сказав, что здесь не копируют.
Таким образом, перед молодым Синьяком встал вопрос: где же можно научиться рисовать?
Он посещал студию художника, но вскоре понял, что это обучение больше связано с теорией, чем с настоящей практикой живописи. Он продолжал посещать выставки импрессионистов и салоны, на которых продвигались их картины.
В 1884 году было основано «Общество независимых художников», где он познакомился с Жоржем Сера, и его творческий путь принял новый оборот.
Совместно с Сера они разработали технику пуантилизма, к которой позже примкнули и другие художники.
Художественный критик Феликс Фенеон высоко оценил работы Синьяка и ввел новый термин «неоимпрессионизм» в своей статье для более точного описания уникальных характеристик работ Серра и Синьяка.
Кроме того, в 1899 году Поль Синьяк выпустил труд под названием «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», который стал сводом программных правил для художников и движений новой эпохи.
Одна из основных идей, заложенных в этот проект, заключается в том, что все pioneering художники первоначально подвергались жесткой критике, некоторые даже считались сумасшедшими. Как и Эжен Делакруа, например.
10 самых известных картин в технике пуантилизм
Вот несколько примеров известных работ художников, о которых упоминалось выше.
Мастера пуантилизма оставили неизгладимый след в истории живописи, подарив миру новую технику и еще раз доказав, что искусство может быть живым и динамичным.