Для выполнения данной процедуры вам понадобятся такие инструменты и материалы, как домкрат, гидравлический редукторный домкрат, полный набор стандартных инструментов, комплект новых сальников и растворитель, который поможет обезжирить рабочие поверхности.
Замена сальника коленвала: почему нельзя откладывать
Если вы заметили, что из под коленчатого вала начинает вытекать смазка, это может означать, что уплотнение, которое его защищает, вышло из строя и нуждается в замене. Игнорировать эту проблему крайне не рекомендуется, поскольку замена уплотнения коленчатого вала является единственным возможным выходом из ситуации. Если утечка не будет устранена, это может привести к серьезным последствиям, таким как поломка ремня ГРМ, что обязательно потребует значительных финансовых затрат на восстановление двигателя.
- Функции, выполняемые сальниками коленчатого вала;
- Причины износа сальников;
- Возможность эксплуатации автомобиля с подтекающими сальниками коленвала;
- Процесс замены передних и задних сальников коленвала.
Описание и функции сальника коленвала
Правильное функционирование двигателя во многом зависит от его смазки. Для этого была разработана сложная система, обеспечивающая подачу масла под высоким давлением, что позволяет смазывать все поверхности трения внутри двигателя. Это масло выполняет несколько функций, включая уменьшение трения, удаление продуктов износа, защиту деталей двигателя от повреждений и предотвращение перегрева.
При этом коленчатый вал, который выступает наружу из корпуса двигателя, требует особого уплотнения для обеспечения герметичности и предотвращения утечек масла. Сальник коленчатого вала выполняет именно эту задачу, и существует два таких уплотнения:
- передний сальник, расположенный рядом со шкивом коленчатого вала;
- задний сальник, находящийся в области маховика.
Как правило, для изготовления уплотнений используются стойкие к высоким температурам и жиру материалы, такие как силикон и резина. Эти материалы предотвращают повреждение уплотнений при перегреве, который обязательно возникает при работе двигателя на высоких оборотах.
Форма сальника — кольцо, которое подбирается так, чтобы идеально соответствовать диаметру коленчатого вала и надежно фиксироваться на блоке двигателя. Важно заметить, что расположение выходного отверстия коленчатого вала может варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля.
Мы рекомендуем
Например, если речь идет о заднеприводном автомобиле с продольным расположением двигателя и цепью ГРМ, то уплотнение расположено на защитном кожухе коленчатого вала за опорным подшипником. В то время как для автомобилей с передним приводом, поперечным расположением двигателя и ремнем ГРМ, сальник часто располагается непосредственно на блоке цилиндров, так как в этих моделях нет защитных кожухов для коленчатого вала.
Износ сальника коленвала: причины и последствия
Сальник коленчатого вала следует менять каждые 100 000 км, если он изготовлен из качественных материалов. Однако стоит иметь в виду, что размеры переднего и заднего сальников могут различаться, и, соответственно, их срок службы тоже. Некоторые важные причины, по которым может возникнуть необходимость замены сальника:
- При смене масла в двигатель могли попасть посторонние частицы, что приводит к образованию микровазов на самом сальнике и, как следствие, к его преждевременному выходу из строя;
- Несмотря на то что уплотнитель изготовлен из термостойкого материала, постоянное перегревание может привести к возникновению течи;
- Сальник может быть выполнен из низкокачественного материала, который не способен выдержать рабочие нагрузки;
- Проблемы с самим мотором, такие как повышенное давление картерных газов или биение коленвала, могут привести к тому, что уплотнитель будет выдавлен из своего посадочного места;
- Неправильная установка сальника также может значительно сократить его срок службы. Если мастер допустил ошибки при установке, это может привести к образованию утечек.
Автовладельцы машин российской сборки должны быть особенно внимательны, так как передний сальник коленчатого вала может потребовать замены уже после 30 000 км пробега. Даже если на первый взгляд он выглядит целым, утечки масла все равно могут произойти.
Продолжать движение на автомобиле с протекающим сальником коленчатого вала крайне опасно. Во-первых, это приводит к тому, что двигатель теряет масло, что крайне негативно сказывается на его производительности. Во-вторых, он заполняется загрязняющими частицами, что может повлечь за собой последующие проблемы.
Мы рекомендуем
Самым серьезным последствием игнорирования замены сальника коленчатого вала является вероятность повреждения системы привода. Утечка масла может привести к недостатку смазки, что в свою очередь значительно уменьшает срок службы двигателя и может обернуться капитальным ремонтом. Особенно опасно, если отказывается работать ремень ГРМ, поскольку это влечет за собой дополнительные расходы, так как при такой поломке гнутся клапаны двигателя.
Кроме того, возможны и сбои в работе коробки передач, так как неисправность сальника может повлиять на работу электрических систем и датчиков автомобиля, что создаст дополнительные сложности для водителя.
Сальники – что это такое и для чего нужны
Сальники представляют собой специальные детали, используемые для герметизации соединений, участвующих в работе различных узлов автомобиля, где имеются подвижные и неподвижные элементы, взаимодействующие друг с другом. Основное назначение сальников заключается в обеспечении полной герметизации этих соединений, защите их от внешних воздействий и предотвращении утечки смазочных материалов.
Сальники находят широкое применение в таких системах автомобиля, как двигатели, трансмиссия, рулевое управление, коробки передач, системы охлаждения и многих других. Поэтому их замена является важным аспектом обслуживания автомобильных систем.
Из каких материалов производят сальники
Современные производители используют различные материалы для изготовления сальников, чтобы гарантировать их надежность и долговечность:
- Бутадиеновый каучук (NBR) — это универсальный и высокоэффективный материал, который выдерживает температурные колебания в диапазоне от -40°C до 120°C. Он также обладает отличной стойкостью к большинству видов топлива и смазочных материалов, что делает его идеальным для использования в автомобильной промышленности.
Стоит отметить, что сальники с тефлоновым покрытием требуют специальной установки, так как должны монтироваться только на чистый и сухой вал с использованием специальных пластиковых втулок, обеспечивающих их правильное функционирование.
Кроме того, производители также применяют специальные добавки для повышения эксплуатационных характеристик сальников. Такие продукты обычно имеют специальную маркировку, например, Viton, Aflas, Dai-El и прочие.
Иллюстрация: Процесс замены сальников коленчатого вала на автомобиле ВАЗ 2107.
Замена уплотнений коленчатого вала является трудоемким и затратным процессом, однако, даже при наличии минимального опыта, вы сможете выполнить эту работу самостоятельно. Для этого вам понадобятся следующие инструменты:
- Гаечный ключ и отвертка;
Давайте подробнее рассмотрим последовательность действий, необходимых для замены переднего и заднего сальников коленвала.
Замена переднего сальника коленвала
Замена переднего сальника осуществляется в следующем порядке:
Перед установкой необходимо нанести моторное масло на уплотнительную кромку, а герметик — на верхнюю, нижнюю и наклонные кромки. Подшипник также требуется тщательно очистить, чтобы избежать преждевременного износа, что в результате может привести к необходимости дополнительной замены коленчатого вала.
Замена заднего сальника
Процесс замены заднего сальника несколько сложнее и требует использования ямы для доступа. Некоторые автовладельцы предпочитают использовать домкрат или специальные подставки, но это может быть небезопасно, поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать яму. Демонтаж и установка нового сальника производятся в следующем порядке:
- Разборка коробки передач;
Сборка происходит в обратном порядке, внимательно следя за тем, чтобы новые сальники были установлены правильно. Часто внутренняя часть сальника может изгибаться, что может привести к его повторной утечке, и в таком случае потребуется новая замена. Кроме этого, не следует устанавливать сальник, который не использовался, если он был деформирован, так как это может привести к недостаточному прилеганию и, как следствие, к утечкам масла через уплотнение.