Чтобы определить, работает ли кондиционер в жилом помещении должным образом, или же компрессор просто трудится без результата, в теплое время года полезно вставить электронный термометр в вытяжную вентиляционную заслонку. Если термометр показывает температуру в диапазоне от 0 до +10 градусов Цельсия, это означает, что система функционирует корректно и охлаждает воздух.
Зачем включать зимой кондиционер в машине?
В последнее время активно обсуждается вопрос о целесообразности использования кондиционера в автомобиле зимой. Одни утверждают, что это полезно для оборудования, другие настроены против, считая, что в холодное время года это не имеет смысла, поскольку на улице не так жарко. Однако, как показывает практика, данная тема не так проста и однозначна. Специалисты рекомендуют включать кондиционер регулярно, но при этом важно понимать, какое значение это имеет. Чтобы делать правильные выводы, необходимо разобраться в причинах, по которым использование кондиционера зимой может быть необходимо.
Во-первых, на вопросы о целесообразности использования кондиционера можно ответить лишь после изучения его конструктивных особенностей и принципа работы. Чем больше осознаем важность работы кондиционера в зимний период, тем яснее становится, что его активация может быть совершенно уместной. Давайте детально рассмотрим, как устроен кондиционер в автомобиле и каким образом он функционирует.
Устройство и принцип работы кондиционера
Система кондиционирования воздуха в автомобиле в своем принципе работы аналогична бытовым кондиционерам: она состоит из различных компонентов, таких как компрессор, воздуховоды, радиаторы и вентиляторы.
Работа системы кондиционирования автомобиля может быть описана следующим образом:
Основной элемент системы — компрессор, который сжимает хладагент (фреон), и именно этот процесс является суть работы кондиционера. Радиатор служит для охлаждения сжатого фреона, здесь также работает вентилятор, который обеспечивает необходимый поток воздуха. Второстепенный радиатор отвечает за охлаждение воздуха, поступающего в салон автомобиля: система вентиляции пропускает воздух через этот радиатор, позволяя кондиционерной системе накапливать и удалять тепло.
Когда газообразный фреон сжимается, он переходит в жидкое состояние и сильно нагревается. Для его охлаждения служит радиатор, расположенный в передней части автомобиля, часто в непосредственной близости от радиатора системы охлаждения двигателя. Это первый этап в процессе охлаждения.
На втором этапе охлаждение осуществляет радиатор, находящийся внутри автомобиля, называемый испарителем. Этот процесс называется испарением, потому что фреон во время изменений состояния из жидкости в газ вновь теряет тепло, и в результате воздух в салоне становится прохладным. Для потребителя это означает комфортное ощущение внутри автомобиля даже в самые жаркие дни.
Почему кондиционер нужно регулярно включать?
Компрессор кондиционера представляет собой сложное устройство, включающее множество движущихся частей. Необходимо учитывать, что между этими частями возникает трение, которое в свою очередь требует смазки. Для этого используется специальное масло. Если компрессор остается без работы на длительный период, масло со временем высыхает, и детали начинают функционировать без необходимой смазки. Когда кондиционер включается с такой «сухой» смазкой, то компрессор подвергается риску преждевременного износа.
Металлическая пыль, образующаяся в результате трения, действует как абразив и может серьезно повредить механизм, что в конечном итоге потребует дорогостоящего ремонта. Даже в случае полной промывки системы не всегда возможно удалить 100% этой пыли, и зачастую остается единственный выход — полная замена системы кондиционирования, что является весьма затратным процессом.
Специалисты рекомендуют включать кондиционер хотя бы раз в неделю на 15-20 минут, чтобы предотвратить «высыхание» смазки на рабочих поверхностях механизма.
Сейчас, когда стало ясным, что кондиционер необходимо использовать регулярно, можно ответить на вопросы об использовании кондиционера зимой:
Нужно ли включать кондиционер в автомобиле зимой? Да, стоит включать! По крайней мере, это следует делать через регулярные промежутки времени.
Могу ли я использовать кондиционер в своем автомобиле зимой? Да, безусловно! Производитель не запрещает это, и эксперты настоятельно рекомендуют.
Как проверить кондиционер перед покупкой машины?
При выборе подержанного автомобиля водители часто обращают внимание на проверку юридической и банковской чистоты транспортного средства, его технического состояния и фактического пробега. Однако многие упускают из виду важные аспекты, такие как состояние системы кондиционирования, которая может потребовать дорогостоящего ремонта сразу после покупки. Как можно оценить рабочее состояние кондиционера при беглом осмотре автомобиля и определить его остаточный ресурс?
Продавец лукавит
Первым шагом к выявлению возможных дефектов является общение с продавцом. Задайте вопросы о работоспособности кондиционера, и, в зависимости от его ответов, вы сможете сделать предварительные выводы о возможных проблемах. Как правило, продавцы недооценивают серьезность ситуации и отвечают стандартно:
- кондиционер работает, но требует заправки;
- в прошлом году кондиционер уже заправляли, он работал;
- фреон спустили на зиму;
- ремень компрессора сняли, чтобы не забирать мощность (порвался и так далее);
- радиатор пробит камнем, трубка треснула, а остальное в порядке и т.д.
На первый взгляд эти ответы могут показаться безобидными, но за ними могут скрываться более серьезные проблемы. Не следует забывать, что незначительные дефекты могут указывать на выход из строя самого важного компонента системы кондиционирования — компрессора.
Если радиатор системы кондиционирования долгое время находится в загрязненном состоянии, это может привести к перегреву и, как следствие, поломке компрессора. Высокое давление газа, не успевая покинуть компрессор, вызывает значительный износ последнего. Старые владельцы, стараясь решить эту проблему, могут снимать ремень или снижать уровень фреона, сталкиваясь с более серьезными поломками и оставляя систему работать зимой без действия, затем пытаясь продать автомобиль весной с надёжным заявлением, что достаточно лишь добавить новую охлаждающую жидкость.
Необратимая поломка
Циркуляция масла в системе кондиционирования критична, в отличие от фреона, который не проникает во все узлы системы. Фреон защищает детали от износа и коррозии. Если уплотнения нарушены, фреон начинает вытекать, что ведет к неприятным запахам в салоне. При этом, если прекращается подача масла, то защита деталей резко снижается, и на них может начаться коррозия, что приводит к увеличению износа. Уплотнения могут высыхать, а материалы трескаться, что приводит к нарушению герметичности. Без фреона или смазки ущерб от неработающего кондиционера может стать необратимым. Поэтому, если автомобиль простоял без работающего кондиционера несколько месяцев, его покупка может быть сомнительна.
При включении кондиционера следует также проверить его работоспособность. При нажатии кнопки и установке минимальной температуры в автомобиле должен быть слышен «щелчок» от активированного компрессора, однако это происходит только по окончании прогрева двигателя. На большинстве иностранных автомобилей дополнительные вентиляторы радиатора активируются одновременно с работой компрессора в режиме стоянки для обеспечения эффективного охлаждения.
Не забудьте осмотреть компрессор под капотом. Во время работы двигателя вращается только шкив компрессора. При активации кондиционера прижимная пластина на шкиве намагничивается, и вы можете услышать легкий щелчок. Иногда компрессор трудно увидеть, поскольку он может быть плотно расположенным под капотом, и приходится проверять на слух, работает ли он.
Авто Mail.ru напоминает, что использование кондиционера в автомобиле зимой не только возможно, но и необходимо.
После запуска компрессора можно поднять металлическую часть обратной трубы, которая является самой толстой трубой, идущей из салона к компрессору. Прижмите её всей ладонью и через несколько секунд, в пределах 5-10 секунд, вы должны почувствовать, что трубка начинает остывать.
Наиболее наглядным признаком работоспособности кондиционера является ощущение холода внутри автомобиля. Для этой проверки можно использовать электронный термометр, доступный в любом магазине. Подключите датчик к дефлектору и включите кондиционер на холодный режим, установив вентилятор на полную мощность. Если температура в салоне снизится на 10 градусов при температуре 20 градусов, это будет свидетельствовать о том, что кондиционер функционирует нормально, и беспокойств быть не должно.
Как проверить давление самостоятельно
Для проверки давления в системе необходимо приобрести специальное устройство, называемое измерительной станцией, которое должно быть укомплектовано шлангами и переходниками для них. Затем вам нужно найти линию низкого давления под капотом — она обычно толще, чем линия высокого давления.
Снимите заглушки, подсоедините адаптер и протрите соединения сухой тканью. Откройте кран на станции, оставив другой кран закрытым, чтобы предотвратить утечку охлаждающей жидкости. Запустите двигатель и измерьте давление, используя манометр. Нормальные показатели должны составлять от 250 до 270 кПа.
Рекомендуется: Почему не включается вентилятор охлаждения инжектора ВАЗ-2110?
Также представляют интерес: Материалы для звукоизоляции автомобиля: какой материал лучше?
Фреона нет совсем, или его мало?
Если кондиционер полностью лишен фреона, функционировать он не сможет, точно так же как и при недостаточном его уровне. Причины этого могут быть следующими:
- Есть маленькая утечка фреона;
- При установке или настройке системы заправили недостаточно фреона.
Небольшая утечка может не проявлять себя сразу, и вы не заметите изменения в работе кондиционера. Признаки снижения производительности могут проявиться позже, указав на наличие утечки в системе.
Если ваш кондиционер проходил техническую диагностику и обслуживание, возможно, в него было закачано недостаточное количество хладагента, что сразу сказалось на его эффективности. Если вас уверяют, что «позже все наладится» или «необходимо подождать несколько дней,» не стоит верить в эти сказки и спрашивать, насколько срочно нужно решить проблему.
Почему важно следить за состоянием кондиционера?
Основная причина, по которой стоит внимательно следить за работой системы охлаждения, заключается в потенциально высоких затратах на её ремонт. Заправка фреоном может стоить от 1000 рублей, тогда как замена компрессора обойдется значительно дороже. Неопытные водители могут столкнуться с проблемами, которые вызовут неоправданные расходы:
- они продолжают эксплуатировать неисправный кондиционер, что приводит к выходу из строя компрессора или Термомасляного регулятора (ТРВ);
- покупают подержанный автомобиль с неисправным кондиционером без осознания потенциальных последствий.
Некоторые предприимчивые продавцы подержанных автомобилей может «отключить» неисправный радиатор, чтобы обмануть покупателя — например, снять приводной ремень, вывести фреон из системы и т.д. Чтобы избежать ненужных расходов после сделки, желательно знать, как правильно проверить работу системы кондиционирования в автомобиле. Если сомневаетесь в исправности системы, просите у продавца скидку в соответствии с необходимыми стратами на ремонт.
При ухудшении охлаждения или полной остановке работы кондиционера стоит немедленно обратить внимание на его работоспособность. Если фреон утекает или перегревается, это может негативно сказаться на наиболее дорогом компоненте системы — компрессоре, который пострадает в первую очередь.