После того как краска на вашей картине высохла и сама работа, если вы ее промыли, также высохла, можно переходить к нанесению лака. Важно помнить, что следует использовать специальный лак для живописи, а не лак для рисования или какой-либо другой.
Лакировка масляной живописи
Сегодня лакировке часто не уделяют должного внимания, и это происходит без серьезных оснований. Тем не менее, данный этап является одним из самых значимых в процессе работы. В этой статье я расскажу вам обо всех нюансах применения финишного лака в масляной живописи.
Содержание
- Почему покрытие масляной живописи лаком так важно?
- Что означает пожухлость?
- Какой должен быть лак?
- Чем лучше всего лакировать?
- Когда необходимо наносить лак?
- Рекомендации по нанесению лака
- Советы по хранению картин с покрытием из лака
Почему покрытие масляной живописи лаком так важно?
Для масляной живописи использование лака необходимо лишь для обеспечения картины начальной устойчивости и глубины. Лак способен очищать мертвые зоны и защищать чувствительный слой:
- от вредных химических веществ и газов в воздухе (например, сероводорода и табачного дыма), которые со временем приводят к потемнению красок;
- от солнечного излучения, что предотвращает выцветание;
- от пыли и загрязнений;
- от механических повреждений (небольших царапин и потертостей).
Таким образом, лак помогает выровнять блеск картины, придавая ей сияние и акцентируя цвета, что делает их более яркими и насыщенными.
Чем покрывать лаком?
В своей предыдущей статье «Лаки и разбавители для масляной живописи» я подробно рассмотрел каждый вид лаков, так что рекомендую ознакомиться с ней. В этом разделе я хотел бы кратко перечислить названия лаков, которые применяются для финишного покрытия готовых художественных работ.
Наиболее популярными лаками являются Dammar и Acrylstyrol. Также хорошим вариантом выступает ореховый лак. Ретуширующий лак находит применение больше для заделки поврежденных участков, нежели в качестве финального покрытия.
Все эти лаки обладают глянцевой поверхностью и придают работе великолепный блеск. Под глянцевым лаком цвета выглядят ярко и насыщенно, в отличие от матового лака, который создает более тусклое впечатление. В магазинах Беларуси матовые полироли встречаются довольно редко. Лично я с ними не работал, но вы можете самостоятельно достичь матового эффекта, просто разбавив полироль небольшим количеством растворителя.
Типы лака для живописи:
Лаки для масляной живописи можно классифицировать на три категории.
1. Живописные (связующие) лаки
Эти лаки предназначены для разбавления масляных красок и используются непосредственно в процессе живописи. Они могут добавляться как «терна» (лак + масло + разбавитель) или как «двойная» (лак + масло).
2. Покрывные (финишные) лаки
Эти лаки предназначены для защиты завершённых произведений искусства. Они также применяются для обеспечения равномерного блеска на слое краски, который после высыхания может приобрести неравномерный (матовый) вид. Лаки призваны добавить глубину цвета и повысить блеск.
Важно учитывать, что покрывать картину маслом следует только после полного высыхания, что обычно занимает приблизительно 1-2 года.
Тем не менее, на сегодняшний день на рынке представлен лак компании Gamblin из Соединённых Штатов, созданный с использованием инновационных технологий, что позволяет наносить его сразу после застывания краски на холсте. Это весьма удобно, но стоит отметить, что этот лак не был протестирован в течение длительного времени.
Помимо этого, все виды лаков имеют свои ограничения по износу и со временем могут потемнеть или пожелтеть. В результате картина требует обновления (это может произойти через 15, 30 или даже 100 лет). Период обновления зависит от множества факторов, однако при технически грамотном выполнении картины, использовании материалов высокого качества и соблюдения правильных условий хранения, лак может сохранять свой блеск и прозрачность даже спустя век.
3. Ретуширующие лаки
Эти лаки применяются в качестве промежуточного слоя для защиты от выцветания и улучшения сцепления слоев краски. Например, если вы хотите продолжить работу над картиной, начатой 1-12 месяцев назад, не рекомендуется сразу наносить новый слой краски поверх высохшего. Лучше всего сначала освежить (или размягчить) старую краску с помощью освежающего лака, чтобы обеспечить лучшее сцепление с следующим слоем.
Наиболее распространенные лаки для масляной живописи:
Даммарный лак
Данный лак применяется для разбавления масляных красок и для защиты готовых произведений. Из-за своей склонности к пожелтению с течением времени, его не рекомендуется использовать на холстах с холодными оттенками.
Пихтовый лак
Этот лак используется для разбавления масляных красок.
Мастичный лак
Применяется как для разбавления масляных красок, так и в качестве верхнего защитного слоя или ременного лака. Со временем мастичный лак получает желтоватый и мутный оттенок.
Копаловый лак
Он служит добавкой для уже готовых к использованию масляных красок, что повышает их прочность и устойчивость к различным внешним воздействиям. Экологические организации выступают против использования этого лака в качестве верхнего покрытия. Поскольку он имеет темный цвет, он отличался высокой стойкостью и не растворяется в органических растворителях.
Кедровый лак
Используется как для разбавления масляных красок, так и в качестве лака для придания блеска готовым работам.
Ретушный лак
Применяется для повышения адгезии слоев краски в многоуровневых покрытиях, когда между нанесением слоев проходит значительный промежуток времени, и краска успевает хорошо высохнуть. Также используется для реставрации сухости, выцветания и яркости красочного слоя. Наносится на высохший слой для размягчения краски и продолжения работы. Не путать с верхним защитным слоем!
Песочный лак
Применяется для защиты уже завершенной работы. Он образует почти прозрачную и резинообразную пленку, которая имеет длительное время высыхания. Этот лак не мутнеет и не меняет цвет со временем. Очень дорогостоящий и редко доступный продукт.
Акриловый песочный лак
Предназначен для покрытия готовых произведений искусства. Легко наносится, образуя бесцветную и эластичную лаковую пленку с долгим временем высыхания. Этот материал не темнеет и сохраняет свой цвет даже через значительный промежуток времени. Является дорогим и редко доступным товаром.
Акрил-стирольный лак
Это покрытие признано одним из самых эффективных и стойких. Оно обладает прозрачной и эластичной пленкой. Кроме того, данное покрытие демонстрирует отличные водоотталкивающие качества. С течением времени оно не тускнеет, не темнеет и не теряет своего первоначального оттенка.
Акриловые покрытия не подвержены желтению и обладают значительно большей устойчивостью к различным видам потемнения и потускнения.
Gamblin Gamvar
Лак Topcoat представляет собой продукт, разработанный с применением новой технологии. Это относительно новинка на нашем художественном рынке.
Уникальность данного продукта заключается в том, что покрытие лаком возможно после полного высыхания слоя краски, то есть когда более толстый слой краски станет достаточно сухим и приятным на ощупь. Это значительно экономит время. Вам не нужно ждать 1-2 года для завершения покраски.
Лак абсолютно прозрачный и формирует поверхность с полуглянцевым блеском, придавая цветам насыщенность и глубину.
Производитель отмечает, что данный лак можно легко и безопасно удалить с помощью минеральной жидкости Gamblin Gamsol.
Интересно, как он будет вести себя со временем на картинах, так как на данный момент нет информации о долговечности этого инновационного продукта из-за его новизны.
Основные аспекты работы с масляными лаками
- Перед нанесением покрытия необходимо тщательно очистить картину от пыли. Для этого подойдет сухая тряпочка из микрофибры, салфетка для оптики или специальный очиститель. После очистки картину следует оставить на сутки для просушки до лакирования.
- Лак лучше наносить тонким слоем с помощью веерной или широкой кисти. Излишне толстый слой может привести к растрескиванию. Рекомендуется нанести второй слой лака лишь после полного высыхания первого.
- Карты, выполненные в масляной живописи, покрываются лаком только после полного высыхания, что может занять от одного до двух лет. Исключение составляют лаковое покрытие марки Gamblin Gamvar.
- Акриловые лаки славятся своей стабильностью и эффективностью: акрил-стирольный и акрил-фисташковый.
- Покрывной лак должен быть свежим! С момента его производства должно пройти не более трех месяцев.
Сегодня на рынке представлено множество производителей лаков, поэтому перед покупкой важно тщательно ознакомиться со всеми характеристиками продукта.
Типы лаков
- Фисташковый лак.
- Даммарный лак (включая пихтовый).
- Акрил-стирольный лак.
- Фиксатив.
- Ретушный лак.
При выборе материала стоит опираться на ваши цели и потребности. Важно понимать, каковы особенности и преимущества каждого типа лака. Накладные лаки предназначены для защиты готовой картины и должны применяться только после завершения работы над ней.
Ореховый лак изготавливается на основе арахисовой смолы и обладает множеством достоинств: он отличается высоким уровнем долговечности, может быть нанесен тонким слоем, не размазывается и не меняет цвет со временем. Кроме того, данный лак натурального происхождения и безопасен для здоровья. Однако его значительный недостаток заключается в высокой стоимости, а также в том, что его сложно приобрести в специализированных художественных магазинах.
Дамарский лак, включая пихтовый лак, является одним из самых распространенных выборов среди студентов художественных учебных заведений. Он эффективно защищает произведения от пыли и механических повреждений, при этом его стоимость остается доступной. Однако следует учитывать, что со временем дамарный лак может приобретать желтоватый оттенок, который порой затеняет изображение. Тем не менее, это свойство можно использовать в творческих целях.
Акрил-стирольный лак, обладающий синтетической основой, отличается высокими водоотталкивающими качествами. Этот лак наносится густо и равномерно, быстро сохнет, ведет себя предсказуемо, не меняет своего цвета, не мутнеет, и обеспечивает защиту от пыли.
Стабилизатор предназначен для работы с хрупкими материалами, такими как пастель, древесный уголь, сухие соусы, сагуарин и другими подобными веществами. Он легче наносится по сравнению с другими формулами, создавая тонкий и легкий слой, что предотвращает осыпание и размазывание.
Ретуширующий лак представляет собой более легкий вид лака. Его применение не заключается в защите произведений искусства, а служит для растворения ранее нанесённых слоёв красок без повреждения текущего красочного слоя, что позволяет продолжить работу над ним.
Лаки бывают глянцевыми или матовыми и обладают свойствами, которые позволяют им не отражать свет. В отличие от глянцевых лаков, они не способны улучить чистоту или насыщенность цветов и не изменяют их характеристики никаким другим образом. Для проверки качества краски рекомендуется наносить её на ровную поверхность. Хорошая краска должна равномерно распределяться и не прилипать во время высыхания.
По отзывам пользователей акрилового стирольного лака, он предлагает наиболее эффективную защиту для художественных работ. Этот лак отличается оптимальным соотношением цены и качества и часто встречается на полках магазинов, предлагающих художникам необходимые материалы.
Характеристики лака-фиксатива
В сравнении с другими высококачественными покрытиями, данное средство обладает более мягкой консистенцией при высыхании и легкой текстурой, что позволяет избежать утяжеления бумаги, на которую оно наносится. В отличие от стандартных покрытий, оно не трескается при легких деформациях формы. Это покрытие способствует прилипанию частиц сухого материала к поверхности и образует защитную пленку.
Фиксатор практически незаметен, однако он не только обеспечивает надежную защиту от осыпания, но и дает возможность очищать проект от пыли, пятен и загрязнений, не ухудшая или загрязняя сам материал.
Характеристики ретушного лака
Основная особенность этого средства заключается в том, что оно не предназначено просто для защиты картин, а используется для растворения ранее нанесенного слоя лакокрасочного материала. Лак разжижает имеющееся покрытие, что открывает возможность корректировки работы. Кроме того, он улучшает сцепление между уже нанесенной масляной краской и новым слоем покрытия.
Существует мнение, что нарезанный зубчик чеснока способен разжижить лак, однако это может не сработать столь эффективно и оставляет определённый запах.
Какой лак выбрать для покрытия картины: глянцевый или матовый?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какой эффект вы стремитесь достичь. Это в значительной мере зависит от желаний и предпочтений художника. Если картина размещена в светлом помещении, глянцевая поверхность будет отражать свет при взгляде на неё с определенного угла. Тем не менее, это не означает, что стоит отказываться от высокоглянцевого лака, поскольку он придаёт картине яркость. Однако если вам не нравятся глянцевые поверхности, матовый лак станет отличным выбором.
Матовый лак слева и глянцевый лак справа
Как правильно нанести лак на картину?
Первое, на что стоит обратить внимание, — это качество и подходящие свойства лака. Лак должен быть достаточно жидким и не растекаться, а кисть должна быть достаточно прочной у основания, чтобы ворс не осыпался с поверхности лака.
Перед нанесением лака поверхность картины следует немного очистить от пыли; можно использовать влажную тряпку, после чего высушить ее. Масляные краски лучше всего наносить кистью с широкой щетиной. Ширина кисти оптимально подбирается в зависимости от размеров картины. Для равномерного распределения слоя краски рекомендуется выбирать кисть с короткой щетиной, чтобы избежать луж.
Разместите картину на столе так, чтобы она надежно опиралась на поверхность. Не спешите при нанесении лака: делайте это медленно и осторожно, широкими мазками. Равномерно разглаживайте движениями параллельно нижнему краю стола.
Выбор лака, который вы решите использовать, полностью зависит от ваших предпочтений.
Наносите лак в одном направлении, используя сухой фен, направляя поток воздуха на лак до тех пор, пока кисть не станет слегка липкой. Важно контролировать процесс, чтобы слой был равномерным и без пузырей или разводов. Наилучший порядок нанесения лака — справа налево, а затем сверху вниз, что поможет избежать образования просветов.
После полного высыхания лака поверхность будет иметь умеренный блеск. Главное — не спешите исправлять недостатки и щели, иначе рискуете всё испортить. Если потребуется, можно сделать еще один легкий слой лака через сутки после того, как первый слой полностью высохнет.
После покраски деревянная доска должна оставаться в горизонтальном положении для высыхания на протяжении 24 часов. Обязательно следите за тем, чтобы на окрашенной поверхности не скапливались пыль и грязь.
Какой лак используют для покрытия акриловых картин? Нужно ли покрывать акриловые картины лаком?
Безусловно, вы также можете создавать картины с использованием акриловых красок. Акрил имеет значительно большую долговечность по сравнению с масляными красками, однако его тоже необходимо защищать. Лучшим решением для этой цели является синтетический акриловый лак, который уже упоминался ранее. Ниже представлен пример акрилового лакового покрытия, а справа — мой прозрачный лак из серии TALENS Amsterdam. Существуют универсальные прозрачные покрытия, которые подходят как для масляных, так и для акриловых красок и образуют абсолютно прозрачный защитный слой на поверхности. Также имеется полный видеоурок, посвященный технике раскрашивания этой картины акриловыми красками. Анонс курса можно просмотреть здесь.
Лак TALENS для нанесения на акриловые картины.
ВЫВОД: Обработка вашей картины не только поддерживает её визуальную привлекательность и глянец, но также защищает от негативного воздействия факторов окружающей среды на протяжении многих лет. Следует отметить, что лак предоставляет всестороннюю защиту вашему произведению искусства, однако решение о том, покрывать ли его лаком, остаётся за вами!
Дорогие друзья, сохраните эту статью в закладках, чтобы она не потерялась среди множества других материалов. Так вы всегда сможете вернуться к ней при необходимости.
Не стесняйтесь задавать свои вопросы в комментариях ниже; я обычно быстро реагирую на все обращения.