Модерн что это такое. Модерн что это такое.

Стоит особенно отметить деревянный стиль в модерне. Это было сложно с технической точки зрения, но тем не менее данный стиль был довольно популярен в России. Примеры его применения можно увидеть в Санкт-Петербурге на Каменном острове, а также в Нижнем Новгороде и в окрестностях Ярославля и Владимира.

Модерн

Арт-нуво, также известное как югендстиль (от немецкого «Art Nouveau») и означающее «новое искусство» на французском, представляет собой художественное направление, которое получило широкое распространение в последние десятилетия XIX века и ранние годы XX века, вплоть до начала Первой мировой войны. Основные особенности этого стиля включают отказ от строгих прямых линий и углов в пользу более плавных и естественных форм, а также интерес к инновационным технологиям, особенно в архитектурной сфере, и резкий подъем прикладного искусства.

Модернизм стремился интегрировать художественные и практические аспекты создаваемых произведений, включая в область искусства все сферы человеческой активности. Существуют различные названия данного стиля в разных странах: «Тиффани» (в честь Луиса К. Тиффани) в США; «ар нуво» и «конец века» во Франции; «югендстиль» (или «модерн» на немецком) в Германии, которое появилось благодаря иллюстрированному журналу Die Jugend, основанному в 1896 году; стиль сецессион в Австрии; современный стиль в Великобритании; либерти в Италии; модернизм в Испании; Nieuwe Kunst в Нидерландах; и стиль сапин в Швейцарии.

Содержание

  • 1 Общая характеристика
  • 2 Архитектура в стиле модерн
  • 3 Чугунное литьё
  • 4 Модерн в изобразительном искусстве
    • 4.1 Художники
    • 4.2 Скульпторы
    • 5 Дизайн мебели и предметов интерьера
    • 6.1 Художник-стекольщик
    • 6.2 Посуда и керамика
    • 6.3 Витражные элементы
    • 6.4 Ювелирное искусство, металлургия, гравирование
    • 7.1 Плакаты, литографии, рекламные материалы
    • 7.2 Иллюстрации и графика для книг

    В 1860-70-х годах в Европе преобладал эклектизм, который проявлялся в соединении и воспроизведении ранее существовавших художественных направлений.

    В 1880-х годах среди множества мастеров начал формироваться новый стиль, который в противовес эклектизму предлагал новые художественные подходы. Уильям Моррис (1834-1896) создавал мебель, черпая вдохновение из цветочных мотивов, тогда как Артур МакМердо (1851-1942) применял изящные волнистые узоры в своих буковых изделиях.

    Японское искусство оказало значительное воздействие на стиль модерн, который приобрел популярность в Западном мире в эпоху Мэйдзи. Художники этого направления также находили вдохновение в искусстве древнеегипетской культуры и других античных цивилизаций.

    Одной из самых характерных особенностей модерна стало стремление к отказу от жестких углов и прямых линий в пользу плавных, изогнутых форм. Мастера модерна часто использовали растительные орнаменты в своем дизайне. Известный элемент этого стиля — вышитый «хлыст» Германа Обриста, символизирующий концепцию «треска кнута».

    Модернизм был нацелен на создание единого синтетического стиля, где все составляющие окружающей среды человека имели бы единообразные черты. В это время наблюдается заметный рост интереса к прикладному искусству: дизайну интерьеров, керамике, а также графическим книгам.

    Для реализации нового художественного направления в европейских странах были образованы различные художественные сообщества. В Великобритании возникло Общество выставки искусств и ремесел в 1888 году, в Германии появились Объединенные мастерские искусств и ремесел (1897) и Немецкие мастерские искусств и ремесел (1899). В Австрии была создана Венская мастерская (1903), во Франции — Нансийская школа, а в России возникло движение «Мир искусства» в 1890 году.

    Модерн получил широкое распространение благодаря Всемирным ярмаркам, где демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Самый укоренившийся стиль модерн был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Однако после 1910 года значимость модерна стала постепенно уменьшаться.

    Архитектура в стиле модерн

    Архитектура модерна отличалась нежеланием применять прямые линии и углы, стремясь к более органичным, «природным» формам. В этом направлении активно использовались современные технологии, такие как металл и стекло.

    Как и в случае с другими архитектурными стилями, модерн стремился создать здания, которые были бы одновременно привлекательными с эстетической точки зрения и функциональными. Значительное внимание уделялось не только внешнему виду сооружений, но и тщательно продуманным внутренним пространствам. Все конструктивные элементы, включая лестницы, двери, колонны и балконы, получили художественную отделку.

    Одним из первых архитекторов стиля модерн считается бельгиец Виктор Орта (1861-1947), который активно применял в своих проектах инновационные материалы, особенно металл и стекло. Он выполнял свои железные опоры в необычных формах, вдохновляясь воображаемыми растениями. На всех выступах – от лестничных перил до свисающих с потолка светильников и дверных ручек – можно было увидеть единый стиль, оформленный с большой тщательностью. Во Франции идеи модерна продолжил развивать Гектор Гимар, который также был автором проектирования входных павильонов для парижского метро.

    Антонио Гауди ушел еще дальше в своих концепциях архитектуры. Его сооружения так гармонично вписаны в природное окружение, что создается впечатление, будто они являются результатом естественного процесса, а не человеческого труда.

    Историческая справка и интерпретация термина

    В девятнадцатом веке преобладал миметический историзм, представляющий собой элитарный стиль, насыщенный аллюзиями и цитатами. Чтобы разобраться с эклектичными элементами этого направления, необходимо провести глубокий анализ и вернуться к истокам. Для человека без классического образования историзм мог показаться претенциозным, сложным для восприятия и труднодоступным. Интерьеры, оформленные в этом стиле, выглядели не только формально и безлично, но и были доступны лишь состоятельным людям.

    11.jpg

    Внизу, среди людей, работающих на заводах и предприятиях, возникла идея утилитаризма: с грацией парового двигателя индустриальная эпоха машин достигла новых высот цивилизации.

    Однако дизайн — это динамичное, воспринимаемое искусство. В конце девятнадцатого века известные европейские и североамериканские деятели стремились справиться с сложившейся ситуацией и вернуть искусству его душу, то есть естественную красоту, как они полагали тогда.

    Так появился модерн, новое направление, объединяющее прикладные техники и великую «гармонию». Оно находилось на пике своей популярности перед началом Первой мировой войны, но эпидемия тифа, использование ядовитых газов, миллионы дезертиров и пролетарская революция не продолжались долго — движение отступило, чтобы накопить новые силы.

    22.jpg

    Приблизительно к 1960-м годам возник стиль Mid-Century или Mid-Century Modern — направление, отличающееся усталостью и иронией, с чистыми линиями и естественными формами, отдается предпочтение функциональности и минималистичному декору. Mid-Century Modern представляет собой зрелый классический модернизм, отвергающий избыточный максимализм и принимающий достижения цивилизации. В отличие от своего предшественника, этот стиль избегает декоративных излишеств, уделяет внимание фабричному производству и не видит ничего плохого в простых прямоугольных формах мебели.

    Тем не менее, модерн не стоит рассматривать как современный художественный стиль. Его корни уходят в XIX век, но он развивался, преображался и навсегда остался в двадцатых годах XX века. Сегодня применение элементов модерна можно рассматривать как часть глобального постмодернистского движения, символизирующего полный стилистический нигилизм, который стало характерной чертой модернизма.

    Модерн в искусстве

    С приходом новых времен года стиль модерн стал важной частью различных культурных направлений, оказав заметное влияние на практически все виды искусства. Более того, он вдохнул жизнь в обыденные вещи, превращая их в произведения искусства. Это явление особенно очевидно в творениях американского стеклодува Луиса Комфорта Тиффани, французского дизайнера Луи Мажореля и мастера Рене Лалика.

    33.jpg

    Модернизм ярко проявился не только в живописи, но и в литературе, балете (например, Айседора Дункан является значимой фигурой модернистского балета) и театральном искусстве. Мыслительные процессы, опора на внутренние (естественные) порывы, неожиданные сюжетные повороты — все это дополняется визуальными элементами и скрытыми темами.

    44.jpg

    Музыка эпохи модернизма отошла от романтизма, обратившись к импровизации, глубокой эмоциональности и свежему восприятию. Рихард Штраус, Клод Дебюсси, Эйтор Вилла-Лобос, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович являются яркими представителями композиторского модернизма.

    Кому подходит дизайн интерьера в стиле модерн

    Модерн — это стиль, отличающийся роскошью, выразительностью и некоторой претенциозностью. Он привлекает людей творческих профессий, эксцентричных интеллектуалов, романтиков и любителей уникальных предметов.

    88.jpg

    Современные требования к пространству делают необходимым наличие площадей не менее ста квадратных метров. Ключевая концепция стиля предполагает, что изменения в интерьере также влекут за собой трансформацию фасада и окружающей среды.

    Стиль середины века (Mid-century) достаточно универсален; его можно адаптировать даже для обновления интерьера в стиле модерн в обычной городской квартире. Элементы этого направления отлично гармонируют с другими популярными стилями оформления.

    Ключевые характеристики стиля модерн

    Основной характеристикой стиля модерн является использование декора, а типичным мотивом выступает виноградная лоза или вьюнки. Эти элементы многократно повторяются в различных интерпретациях и применениях данного стиля.

    99.jpg

    Ключевые характеристики модерна в интерьере:

    • асимметричные формы и их расположение;
    • векторные акценты, устремленные вверх, а также плавные переходы форм;
    • арочные конструкции и комбинации плоскостей;
    • растительные (чаще всего цветочные) орнаменты;
    • мозаичные композиции и витражи;
    • кузнечные элементы, изогнутое стекло;
    • сдержанная палитра природных цветов.

    Со временем модерн заимствовал ряд элементов у схожих стилей и развил множество родственных направлений, составивших основу самобытного художественного направления.

    100.jpg

    В европейских странах, Америке и России термин «модерн» использовался с учетом локальных характеристик и пути его развития. Объединяло все эти наименования стремление к новизне и поиску интересных форм:

    1. Англия: modern style – современный стиль.
    2. Франция: art nouveau – новое искусство, или арт-нуво, с вариациями в произношении.
    3. Германия: Jugendstil – югендштиль, что переводится как молодежный стиль, по названию одного из популярных тогда журналов.
    4. Австрия, Польша и Чехия: Secession – Сецессион, что означает обособление, исходя из названия творческого объединения художников.
    5. Шотландия: Glasgow style – стиль Глазго, в честь группы художников из столицы.
    6. Италия: Stile Liberty – либерти или свободный стиль.
    7. Испания: Modernismo – модернизм.
    8. США: Tiffany’s Style – стиль Тиффани, названный в честь знаменитого мастера Луи Тиффани.
    9. Россия: модерн.
    Это интересно:  Какие бывают потолочные карнизы для штор – виды, особенности. Потолочные карнизы для штор какие бывают
Оцените статью
Build Make