Измеритель оборудован шкалами для отображения температуры кипения различных типов хладагентов. В текущей ситуации зафиксировано давление в 5,4 бара, и для фреона марки R22 идеальная температура кипения составляет +8°C.
Заправка сплит-системы: пошаговое руководство по самостоятельной заправке фреоном
Утечки хладагента являются одной из самых распространённых причин неисправностей в кондиционерах. Для устранения этой проблемы необходимо осуществить перезарядку сплит-системы и убедиться в герметичности корпуса блока. Это критически важно, потому что даже небольшая утечка хладагента может привести к снижению производительности кондиционера и увеличению потребления электроэнергии.
Хотя рекомендуется доверять осуществление этой процедуры профессионалам, которые заключили с вами договор на обслуживание кондиционера, самостоятельная заправка возможна, если вы овладеете необходимыми знанием о процессе и имеете под рукой специальное оборудование. Специализированные инструменты, такие как весы, манометрическая станция и вакуумный насос, также будут полезны для выполнения данной операции.
Мы предлагаем всем, интересующимся этой темой, разобраться в том, как необходимо подготовить оборудование, контролировать количество фреона в системе и правильно заправить кондиционер. Понимание этих процессов поможет вам либо следить за действиями мастера, либо выполнить данную работу самостоятельно.
Что нужно знать о хладагенте?
Фреон является распространённым хладагентом, используемым в современных сплит-системах и кондиционерах. Это газ, который при сжатии переходит в жидкое состояние. Проходя через внутренний контур устройства, фреон поглощает тепловую энергию от окружающей среды, а в наружном блоке он выделяет это тепло в атмосферу.
Ключевым элементом системы является компрессор, который постоянно взаимодействует с хладагентом, сжимая его в жидкое состояние. Если в контуре недостаточно фреона, это может привести к повышенной нагрузке на компрессор, что почти наверняка приведёт к его выходу из строя, даже к короткому замыканию.
Обычно достаточно навесного оборудования наружного блока, чтобы оно выдерживало повышенную нагрузку. Поэтому более удобно прикрепить электронные весы и баллон с хладагентом непосредственно к корпусу кондиционера.
Важно понимать, что стоимость нового компрессора может значительно превышать 50% от общей стоимости новой сплит-системы. Поэтому при обнаружении недостатка фреона необходимо как можно скорее выполнить перезарядку системы, чтобы избежать несчастных случаев и дальнейших затрат.
Если кондиционер начинает показывать снижение своей производительности и охлаждает помещение медленнее, то, скорее всего, пришла пора проверить уровень хладагента в системе.
На утечку фреона также могут указывать и другие признаки, такие как замерзшие участки линии наружного контура. Утечки часто возникают по причине повреждений в системе, но существует вероятность, что даже если устройство функционирует исправно, с системой может произойти снижение уровня газа на 8-10% в течение года.
Если ваш кондиционер отлично работал несколько лет, а плановые обслуживания системы проводились в соответствии с рекомендациями производителя, но сейчас он не охолождает помещение достаточно быстро, это может сигнализировать о необходимости проверки уровня хладагента.
Примечание: в некоторых ситуациях возможно, что для заправки необходима полная замена хладагента — некоторые типы фреонов нельзя просто добавлять в оставшийся газ, их нужно полностью удалять из контура вместе с остатками масла и заправлять новой порцией хладагента.
Касаясь технических аспектов, иней на концах медных труб и конденсат на трубках — явные признаки недостатка хладагента в системе.
В большинстве современных кондиционеров используются фреоны марки R-410A и R-407C. R-407C представляет собой смесь трёх различных хладагентов, и его нельзя добавлять в систему, где уже находится остаток этого соединения. Различные компоненты в смеси могут испаряться с различной скоростью, и в случае утечки их соотношения изменятся.
Фреон марки R-410A, более современная версия, используется в последней генерации сплит-систем и совершенно не наносят вреда окружающей среде, в отличие от фреона R-22, который не рекомендуется использовать из-за своего негативного влияния на озоновый слой.
Чем безопаснее хладагент, тем выше его стоимость. Однако не пытайтесь сэкономить, используя не тот фреон, который подходит для вашей системы. Полные характеристики и информация о необходимом хладагенте указаны в техническом паспорте устройства и на заводской табличке, прикрепленной к корпусу наружного блока.
Как подготовить прибор?
Запомните: нельзя просто взять баллон с хладагентом, подключить его к шлангу и позволить любому веществу бесконтрольного попасть в систему. Сначала следует подготовить устройство к данной операции. Если хладагент выходит слишком быстро, это может означать разгерметизацию корпуса.
Утечка может произойти именно в месте соединения медной трубы с наружным блоком из-за неправильного монтажа и повреждённой манжеты, и это нужно проверить в первую очередь.
Обязательно найдите причину утечки, устраните её, и только после этого вводите в систему новый хладагент. Проверка герметичности контура также необходима, если вы просто хотите дозаправить систему, поскольку потеря хладагента во время работы часто вызвана неправильно выполненным монтажом.
Например, неопытные мастера иногда небрежно отрезают концы медных труб и могут забыть исправить их. Это может привести к проблеме с хладагентом, который будет бесконтрольно выходить из системы. Учитывая, что медь — мягкий материал, такие ошибки легко устранить, если вовремя предпринять меры предосторожности.
Перед началом работы рекомендуется тщательно очистить кондиционер от накопившейся пыли. Это позволит вентилятору работать без лишних нагрузок и обеспечит получение правильных показаний во время тестирования.
Не стоит забывать, что труба может быть повреждена, если соединение не затянуто должным образом. Поэтому сразу перед началом заправки сплит-системы необходимо открутить данное соединение и внимательно оценить состояние окончания трубки. Если находится ненадлежащим, отрежьте его, выправьте и аккуратно закрепите обратно. Будьте осторожны — гайка должна входить в соединение легко и без особых усилий.
Для изучения возможных неисправностей кондиционера и способов их устранения рекомендуем ознакомиться с соответствующей литературой и специальными статьями на эту тему.
Непосредственно перед заправкой необходимо слить из системы все накопившиеся примеси и воду. Контур может быть также заполнен азотом или фреоном для удаления инородных тел. Внутри системы должно быть высокое давление и обязательно должна быть проверка на вакуум, чтобы исключить выход масел или пара. Для данной цели может быть полезно использование ультрафиолетовой лампы.
Некоторые смеси для хладагента ХФУ являются санохлорными смесями, т.е. комбинированными веществами, в которых компоненты максимально схожи по своим параметрам. Это обеспечивает стабильность смеси и её свойства в процессе работы. Информация о типе используемого хладагента указана в технической документации каждого кондиционера, а его характеристики можно найти в каталогах.
Объем хладона
На вопрос о том, сколько фреона может содержаться в кондиционере, можно дать два основных ответа:
- Если устройство работаnо долго, возможно, пользователя интересует не только количество фреона в кондиционере, но и достаточность его объёма для нормального функционирования. Проверить точное количество хладагенту в сплит-системе с помощью профессионалов или самостоятельно практически невозможно, однако можно оценить давление фреона в кондиционере и его рабочие параметры. Эти данные позволяют определить необходимость заправки кондиционера.
- Если сплит-система устанавливается с разветвленной коммуникационной линией или требуется полная зарядка, то становится актуальным вопрос: какое количество хладагента необходимо для нормальной работы в таких условиях? Для расчета этого числа вам потребуется конкретная информация, которая может быть найдена в специальных таблицах.
На наружных и внутренних блоках кондиционера размещены этикетки с указанием марки хладагента, его количества в килограммах, а также рабочего давления.
Количество хладагента зависит от условной мощности устройства: например, для кондиционера «семерки» объем может достигать 750 граммов, в то время как у самых мощных сплит-систем этот показатель может составлять до 1,7 кг. Если длина медной трубы превышает рекомендуемую производителем, на каждый дополнительный метр вам потребуется добавить от 15 до 30 граммов хладагента. Каждый производитель, будь то LG, Toshiba или другие, имеет свои ограничения по высоте установки блоков и длине линий. Превышение рекомендуемых значений чревато негативным влиянием на производительность системы.
Причины утечки
Для стабильной и правильной работы устройства объем сифона в кондиционере должен быть достаточным для непрерывной циркуляции хладагента. К сожалению, утечки часто возникают по следующим причинам:
- Строительные дефекты — медные трубы, по которым циркулирует фреон, были неправильно установлены на этапе монтажа. В результате эксплуатации могут возникать небольшие потери, что в конечном итоге приводит к необходимости перезарядки кондиционера хладагентом.
- При транспортировке устройства, уже установленного на месте, количество фреона может уменьшиться. Похожие отклонения также могут произойти при демонтаже и последующей установке кондиционера на другое место. Поэтому фреон следует закачивать в систему на новом месте установки.
Регулярное обслуживание и своевременная чистка устройства помогут избежать чрезмерного испарения хладагента. Однако утечка через соединения может являться единственным негативным фактором.
Важно помнить, что многие пользователи уверены в невозможности самостоятельной заправки кондиционера, и эта точка зрения поддерживается специалистами сервисных центров, чтобы избежать конкуренции. Хотя специальные инструменты, в том числе весы, могут понадобиться для работы, это не такая уж большая проблема в современном мире технологий.
Варианты дозаправки
Согласно статистике, современные кондиционеры в процессе эксплуатации теряют около 8% первоначального объема запаса фреона в течение одного года. Поэтому рекомендуется заправлять сплит-систему хладагентом раз в два года. Будете ли вы выбирать путь самостоятельной заправки или обратитесь к специалисту, это уже другой вопрос. Также вам нужно будет заправить кондиционер, если он начинает выдавать температуру, немного отличающуюся от заданной на пульте, так как давление в системе должно оставаться постоянным, и достаточное количество хладагента играет здесь немалую роль.
Важно помнить: слишком малое количество хладагента может привести к ненормальной работе устройства, тогда как избыточное давление обязательно вызовет неожиданное разрушение компрессора.
Существует два основных метода заправки кондиционера хладагентом:
- По давлению. Чтобы узнать, сколько хладагента следует добавить, необходимо знать его оптимальное давление, указанное в инструкции, а также сравнить это значение с текущим давлением в кондиционере, которое зафиксировано на подключенном коллекторе. Этот способ контроля давления в основном используется в случае утечки в системе заключительной поддона, вызванной длительной эксплуатацией.
- По весу. Этот способ подходит для полной замены хладагента: сначала из системы откачивается весь старый хладагент, а затем заправляется новая порция с использованием электронных весов, которые точно показывают нужный вес газа для заполнения.
Существует также метод со стеклянным мерником, который используется чрезвычайно редко для заправки кондиционеров фреоном, и только в случае необходимости после ремонта. Если в специальном смотровом окне присутствуют пузырьки воздуха, то заправка фреона не производится, пока они не исчезнут из системы.
Этот этап не является обязательным, если не выявлены проблемы с герметичностью системы. Если утечка обнаружена, это необходимо делать без вопросов.
Что требуется – дозаправка или полная заправка
Восстановление первоначального количества хладагента в системе должно вернуть производительность или функциональность кондиционера. Однако в некоторых моделях осуществить перезарядку невозможно: в этом случае система должна быть полностью освобождена от фреона и затем заправлена заново.
Выбор между дозаправкой и полной заправкой определяется типом хладагента, использующегося в системе:
- Для транспортных средств, работающих на многокомпонентных ГХФУ (смеси различных веществ), необходимо провести полную зарядку. Это обусловлено тем, что компоненты смеси имеют разные рабочие параметры, что делает невозможным точное устранение дисбаланса при утечке. Это, впоследствии, может привести к понижению производительности системы и даже к выходу из строя. Многокомпонентные смеси используются в большинстве современных бытовых кондиционеров, среди них наиболее известен хладагент R410.
- Однокомпонентные фреоны (состоящие из одного вещества) допускают дозаправку. Примерами общепринятых хладагентах этого типа являются R22 и R32.
Не все многокомпонентные жидкости подлежат полной замене. Среди них существуют так называемые «дезинфицирующие смеси». В данном случае компоненты, использующиеся в подобных смесях, максимально схожи друг с другом, что позволяет сохранять состав даже при утечках. Тип хладагента можно узнать из документации к кондиционеру, а его физические свойства — из справочных материалов.
Подготовка
Перед началом заправки или перезарядки кондиционера необходимо выполнить ряд подготовительных работ.
Чистка
Чистка кондиционера является обязательным этапом подготовки перед заправкой. Она должна проводиться на первоначальном этапе перед любой другой работой, чтобы гарантировать оптимальное функционирование всех агрегатов и стабильность системы. Это поможет избежать неточностей в измерениях и упростит выявление проблемных участков.
Следует обратить внимание на очистку фильтров, вентилятора и радиаторов внутреннего блока. Однако наибольшее внимание стоит уделить наружному блоку сплит-системы.
Процедура технического обслуживания включает следующие шаги:
- Отключите устройство от электросети.
- Произведите механическую очистку (удалите загрязнения), а именно:
- отключите устройство от электросети
- удалите грязь с внешних поверхностей корпуса
- очистите внутреннюю часть устройства от грязи.
- Промояйте узлы в следующей последовательности:
- защитите электронный блок от влаги (это обязательный шаг, поскольку попадание влаги в электронные компоненты может вызвать полный выход из строя устройства и потребовать недешевого ремонта). Достаточно аккуратно накрыть устройство полиэтиленовой пленкой.
- очистите палочки и другие внешние элементы конструкции вентилятора от накопившейся пыли с помощью влажной губки.
- при необходимости исследуйте поверхность конденсатора, также очистите его влажной губкой.
- Уберите пыль из труднодоступных мест с помощью пылесоса.
- Очистите поверхность радиатора: удалите пыль и грязь с помощью щетки, а затем прокомпонуйте поверхность с помощью аппарата высокого давления или пароочистителя.
- Установите все крышки на место и дождитесь полного высыхания.
Не пытайтесь самостоятельно чистить и обслуживать электронный блок! Эти работы могут выполнять только квалифицированные специалисты. Повреждение электронных компонентов из-за настойчивости со стороны пользователя не будет покрываться гарантией!
Проверка герметичности
Эта предварительная работа должна выполняться, если расход хладагента в системе превышает допустимые значения, особенно если этот расход составляет более 8-10% в течение сезона.
Среди наиболее распространённых проблемных зон можно выделить соединения труб и элементы, подверженные утечкам. В большинстве случаев для обнаружения утечек достаточно провести визуальный осмотр.
Если же проблема не была своевременно выявлена при осмотре, могут быть использованы более точные и, безусловно, более сложные методы:
- Мыльный раствор. Установив место, где может происходить утечка, можно с высокой вероятностью определить место место утечки.
- В случае известного местоположения утечки можно использовать метод определения по цвету пламени. Этот метод работает только с устройствами, наполненными фреоновыми хладагенты, содержащими хлор.
- Использование воды. Вытекание газа можно обнаружить по образованию пузырьков во время погружения. Этот метод считается одним из самых сложных, так как потребует предварительного удаления фреона и закачки в систему азота.
- Ультрафиолетовые красители и ультрафиолетовый свет: после добавления красителя в систему, следует выявить утечку, освещая системой ультрафиолетовой лампой.
Заправка/дозаправка
По массе
Этот метод подразумевает заполнение хладагента в систему на вес, равный данному в техническом паспорте устройства. Он подходит только для полной заправки, так как невозможно точно оценить вес хладагента, оставшегося в системе, без специального оборудования.
Процедура заправки по массе включает следующие этапы:
- Удаление оставшейся охлаждающей жидкости из системы, открыв замки на сервисных портах и открыв их до полного слива. После этого заправка закрывается. Если на этапе подготовки была выполнена подкачка и вакуум, этот шаг следует пропустить.
- Соедините баллон с фреоном к системе через коллектор.
- Поместите баллон на весы и запишите начальные показания (рекомендуется использовать электронные весы, поскольку они позволяют отслеживать изменения массы).
- Откройте газовый клапан для подачи фреона в контур и постоянно контролируйте вес на весах.
- Как только изменение веса баллона достигнет значения, указанного в технической документации, закройте клапан, отключите цилиндр, закройте соединение системы и удалите коллектор.
Во время заправки фреон поступает в контур, включая все трубы. Если длина труб превышает значение, указанное производителем, необходимо добавить от 15 до 30 граммов фреона на каждый метр трубопровода.
По давлению
Метод заполнения под давлением подходит как для полной заправки системы, так и для дозаправки. По сути, процедура заключается в добавлении хладагента в систему до достижения необходимого давления (которое указано производителем для определенной температуры).
Последовательность операций аналогична той, которая проведена при заполнении по весу. Единственно, что отличается, так это контроль входящей в систему массы хладагента: в этом случае измерения осуществляются не по весу цилиндра, а согласно показаниям манометра в коллекторе.
Для обеспечения необходимой точности заполнение должно проводиться постепенно. Каждое последующее значение должно отслеживаться на манометре.
Оптимальный уровень давления определяется производителем для определённой температуры (уточняющей температурный диапазон). Данные можно найти на заводской табличке устройства, в инструкции по эксплуатации или в специализированных справочниках. Если для конкретного случая уровень давления не указан, его можно рассчитать на основе окружающих условий и поправочных коэффициентов.
По стеклянному мернику
Этот метод также применим как для заправки, так и для дозаправки фреоном. После того как баллон будет подключён к системе через коллектор, хладагент будет подаваться в систему, пока он не вытеснит воздух (что происходит с помощью защитного стекла).
Завершение процедуры будет обозначено прекращением выделения пузырьков, замечаемых через стекло. Затем баллон можно отсоединить, а избыток хладагента сбрасывается через газовый клапан, при этом необходимо убедиться в соответствии давления в системе с манометром.
Избыток фреона может быть ещё более проблематичным, чем его недостаток, поскольку это почти всегда приводит к поломке устройства. Поэтому не рекомендуется применять этот метод без наличия соответствующего опыта.
Скорее всего, можно повредить трубу без разрезания, если соединение сделано неправильно. Поэтому обязательно проверяйте состояние трубки перед заправкой. Если повреждения имеются, то отрежьте некорректные участки, исправьте и аккуратно прикрутите обратно. Не забудьте, что гайка должна быть легко закручена без особых усилий.
Заправка кондиционера
Заправка кондиционера возможна только после полной ликвидации всех старых хладагента из системы. Если уже производилась проверка на давление и вакуум, это уже выполнено. Если нет, то откройте замки на сервисных соединениях и дождитесь полного удаления старого фреона из контура. Закройте замки, когда завершите процедуру.
Чтобы выполнить заправку кондиционера, нужно точно знать количество хладагента, который необходимо закачать в систему.
Наиболее распространённые способы контроля это:
- Заполнение по весу.
- Измерение давления в системе.
При использовании первого метода, систему следует заполнить согласно весу, указанному в технической документации. Для этого:
- Подключите баллон с хладагентом к коллектору.
- Поместите баллон на электронные или механические весы.
- Сделайте нулевые настройки.
- Откройте газовый клапан и заполните фреоном систему.
- Следите за показаниями на весах.
- Когда необходимая масса хладагента будет достигнута, закройте клапан, отсоедините баллон.
- Закройте сервисное соединение на линии и подготовьтесь к запуску системы.
При заполнении по весу также следует учитывать длину трубопроводов, так как производители определяют вес хладагента с учётом допустимой или минимальной длины системы. В последнем случае от добавленного веса на каждый метр может потребоваться дополнительно добавлять по 15-30 граммов фреона (в зависимости от типа).
Заправка по давлению
В этом случае следующая последовательность операций будет похожа на предыдущую, но баллон с хладагентом не ставится на весы, а подача происходит по частям. Давление в системе контролируется с помощью манометра в коллекторе. Подача продолжается до достижения номинального значения.
Показатели давления в системе будут зависеть от температуры. Оптимальные значения указаны в технической документации или могут быть сняты с заводской таблички устройства. Если для конкретного случая уровень давления не указан, его можно рассчитать, используя данные из аналогичных таблиц и поправочные коэффициенты.
На основании показателей давления также можно установить предохранительный клапан. Как только манометр будет подключен, устройство отобразит текущее давление хладагента в системе. Цилиндр заполняется до достижения требуемого уровня давления.
Заправка по мерному стеклу
Чаще всего этот метод используется специалистами для обслуживания кондиционеров. Хладагент вводится в систему до тех пор, пока он не вытеснит воздух из магистралей, об этом свидетельствует отсутствие пузырьков газа в смотровом стекле. Затем избыточное давление сбрасывается до номинального уровня.
Разница температур, о которой мы говорили ранее, — один из способов заправки после перегрева хладагента. Данный метод включает в себя разницу температур между контуром и температурой кипения хладагента. При выполнении этого процесса:
- Устройство должно быть включено в сеть.
- Электронный термометр устанавливается в газовой линии для измерения температуры фреона в контуре.
- Параллельно используйте манометр на коллекторе для определения температуры кипения хладагента.
- Вычислите разницу между этими значениями. Превышение 5-8°C указывает на недостаток хладагента и необходимость заправки. Откройте клапан накопительный бак, затем откройте жидкостный клапан коллектор, чтобы включить воздух в систему (не дольше 1 секунды)
- Откройте газовый клапан в коллекторе.
- Проверьте температуру и давление в системе, рассчитайте разницу.
- Продолжайте заполнять систему, пока разница температур не окажется в допустимом диапазоне (5-8 °C).
- Закройте газовый клапан на коллекторе.
- Закройте вентиль на газовом баллоне.
- Отключите коллектор от системы.
- Закройте сервисное соединение.
Хладагент R410 в настоящее время достаточно распространен и широко используется. С момента появления на рынке сначала считался экологически чистым веществом, но со временем его применение стало под угрозой в связи с разрушением озонового слоя.
Описание процесса
Теперь мы перейдем к описанию заправки хладагента в систему.
- В начале работы нужно открыть окно и провести визуальный осмотр снаружи. Найдите крышку, где проходят две трубы.
- Ослабьте болты, крепящие крышку, и снимите её. Одна трубка подает фреон в наружный блок в газообразном состоянии, а вторая забирает хладагент из наружного блока уже в жидкой фазе.
- Слейте старый хладагент через уже открученный шланг или через специальный золотник сервисного соединения. Фреон необходимо сливать осторожно и медленно, чтобы случайно не устранить масло.
- Теперь подключите синий шланг от манометрической станции к баллону. Убедитесь, что клапаны коллектора закрыты. После этого соедините желтый шланг от манометрической станции с корпусом вакуумного насоса.
- Включите кран низкого давления и проверьте его значение.
- Когда манометр зафиксирует давление на уровне -1 бар, откройте вентили сервисных соединений.
- Вакуумируйте контур в течение 20 минут. Если давление оно не упадёт до этих значений, ожидайте ещё 30 минут и проверьте показания манометра на наличие утечек, если оно падает до нуля.
- После подтверждения отсутствия утечек отключите желтый шланг от насоса и соедините его с баллоном с хладагентом примерно через полчаса после его запущенного состояния.
- Затем закройте левый кран коллекторного крана, поставьте баллон на весы и запишите отображаемую в данный момент массу.
- Откройте вентиль на баллоне. Кратковременно откройте и закройте правый кран манометрической станции для продувки трубки и удаления воздуха из неё.
- Отлично, откройте синий кран на станции, и хладагент начнет вытекать из баллона в контур. Это приведет к уменьшению сегмента веса баллона. Следите за тем, пока вес не уменьшится до требуемых показателей, когда количество хладагента достигнет нужной отметки. Закройте синий кран.
- Теперь закройте оба крана на устройстве, отсоедините станцию и проверьте функционирование системы.
Меры предосторожности
К слову, подводя итоги, следует отметить, что работа с фреоном не является опасной, если вы соблюдаете все правила безопасности. Следуя некоторым из них, вы сможете без трудностей заправить сплит-систему в домашних условиях, не беспокоясь о последствиях. Поэтому убедитесь в следовании следующим моментам:
- При контакте с кожей жидкий газ может вызвать обморожение;
- При попадании в атмосферу существует риск отравления газом;
- Разлагается при повышенных температурах (свыше 400°C) на хлористый водород и фосген;
- Хлорсодержащие газы могут сильно раздражать слизистые оболочки и оказывать пагубное воздействие на здоровье человека.
Чтобы защитить себя во время работы, предпримите следующие меры:
- Используйте защитные перчатки и очки с защитной крышкой. Попадание фреона в глаза может вызвать серьезные повреждения.
- Работайте в хорошо вентилируемом помещении, не замыкаясь в закрытых пространствах.
- Проверяйте состояние и плотность всех соединений и механизма.
- При попадании вещества на кожу необходимо немедленно промыть это место водой и обработать вазелином.
- Если вы увидели признаки удушья или отравления, сразу же выведите человека на свежий воздух и дайте ему подышать, пока симптомы не исчезнут (обычно это занимает около 40 минут).
Частота заправок
Если система кондиционирования работает исправно и её целостность не нарушена, утечки фреона не должно быть. В противном случае, примерно через несколько лет вы можете обнаружить его недостаток в системе. Важно помнить, что если бункер повреждён и газ уходит, прежде всего требуется выполнить ремонт, затем проверить уровень газа, а только затем производить замену фреона.
Причину утечек можно также определить неправильно установленной сплит-системой, повреждением труб при транспортировке или слишком плотными соединениями. Иногда может произойти перелив фреона в внутреннем блоке, что может привести к его утечке через трубки. Периодичность заправки системы не должна превышать одного раза в год при нормальной работе.
Обнаружить утечку фреона не так уж сложно. Выявить это можно по характерному запаху газа во время функционирования устройства, а также замедленному процессу охлаждения. Другими явными признаками утечки могут быть образования инея на внешней поверхности наружного блока кондиционера.
Чтобы ещё раз ознакомиться с процессом заправки кондиционера своими руками, посмотрите видео ниже.
Немногие пользователи решаются самостоятельно заправить кондиционер хладагентом, так как эта процедура требует применения сложного оборудования: цифровых весов, термометра, манометра, комплекта гаечных ключей и навыков их правильного использования.
Другие способы закачки газа
Так как полная замена газа может повлечь существенные затраты, специалисты в области холодильной техники используют различные методы заправки фреона в сплит-системы:
- по температуре перегрева;
- по давлению хладагента в работающем кондиционере;
- по потребляемой мощности компрессорам.
Для дозаправки хладагента крайне важно знать, сколько газа осталось в системе, а также в компрессоре и двух теплообменниках. Только первый метод даёт наиболее точные результаты: с помощью пирометра или контактного термометра измеряется фактическая температура фреона во время работы компрессора и сопоставляется с температурой кипения, отображаемой на манометре.
Измеритель оборудован шкалами температуры кипения для различных типов хладагентов. При зафиксированном давлении 5,4 бар, фреон R22 должен кипеть приблизительно при +8°C.
Если разница между фактической температурой и показанием, отображаемым на шкале, превышает 8 градусов, это сигнализирует о недостатке фреона в контуре. Специалист добавит хладагент небольшими порциями и снова измерит температуру. Если разница установится в пределах меньше 5 °C, это значит, что нужна дозаправка хладагента.
Поскольку давление и уровень хладагента в контуре компрессора зависят от множества факторов и постоянно изменяются, точное определение баланса хладагента в системе может представлять сложности. Рекомендуем начинающим не применять такие процедуры, чтобы избежать повреждения компрессора, который является одним из самых дорогих элементов оборудования.
Советы напоследок
На практике, самостоятельная заправка кондиционера может не принести значительной экономической выгоды, но в то же время это даёт возможность получить ценный опыт на будущее. Чтобы избежать ошибок, важно учесть следующие рекомендации:
- Обратитесь вниманием на выявление утечек и их устранение. Лучше затратить время на восстановление соединений медных труб, чем снова терять фреон.
- Не спешите, и убедитесь, что закрываете клапаны в нужной последовательности.
- Необходимо продуть трубы перед заправкой, чтобы избежать нарушения герметичности из-за вайдя в контур влаги и кислорода.
- Перед отсоединением шлангов от кондиционера закройте вентиль баллона и убедитесь, что остатки воздуха были удалены из соединений через манометрическую станцию.
Заправка холодильной техники занимает менее одного часа, но рекомендуется выделить на этот процесс как минимум в два раза больше времени. Для ознакомления посмотрите инструкции, как происходит заправка хладагента R22 на видео, представленном ниже.
По статистике, даже самые производительные кондиционеры теряют до 8% хладагента за сезон. Поэтому кондиционер следует заправлять фреоном как минимум раз в два года.
Как заправить кондиционер фреоном R22?
Главная линия в вопросе «Как заправить кондиционер фреоном R22?».
Бытовые, полупромышленные или промышленные кондиционеры предназначены для работы с определёнными сортами фреона в зависимости от особенностей конструкции. Современные устройства, такие как сплит-системы и компрессорно-конденсаторные блоки, традиционно работают на фреонах типов R410A и R407. Однако на практике довольно часто встречаются модели, в которых компрессор работает под управлением фреона R22. Уровых заливок хладагента для каждой марки фреона имеют свои уникальные характеристики, и поэтому вопрос, как правильно заправить кондиционер фреоном R22, требует особого внимания.
Базовые принципы заправщика кондиционеров
Каждый холодильный агрегат снабжен перечнем характеристик, которые можно найти на этикетке, размещённой как внутри, так и снаружи агрегата. Благодаря этой информации, заправщик кондиционеров всегда сможет определить маркировку хладагента и критические давления на стороне низкого и высокого давления системы.
Заводская табличка на корпусе является основным источником информации о характеристиках и параметрах кондиционера. Этот источник помогает четко понять, как производится заправка агрегата, особенно хладагентом марки R22.
Также на этикетке кондиционера указано количество фреона в граммах, что важно для заправки кондиционера R22 с использованием весов для заправочного баллона. Электрические параметры также указаны на этикетке, например, тип подключения к сети (однофазное или трехфазное) и токи нагрузки.
Необходимые инструменты для заправки R22
Оборудование, необходимое для заправки любого типа кондиционера фреоном R22, выглядит довольно простым. В действительности же, для процесса заправки требуются следующие инструменты:
- Установка для измерения давления.
- Комплект шестигранных гаечных ключей.
- Электронные весы (опционально).
- Вакуумный насос (в случае пустой схемы или наличия утечек).
Манометрическая станция стандартно включает как минимум три трубки высокого давления. В определённых случаях (например, для фреона R410A) может понадобиться переходник для труб меньшего диаметра.
Манометрическая станция классической компоновки — необходимый инструмент для операции заправки или дозаправки системы кондиционирования воздуха, использующих фреон R22 и другие газы.
Шестигранные ключи необходимы для открывания и закрывания запорных клапанов во время заправки. Электронные весы желательны, но не обязательны. Обычно такое оборудование используется специальными сервисами, а также вакуумным насосом (если имеется вероятность утечки или нуль заполнения). То есть для успешной заправки системы фреоном R22 требуется лишь несколько видов инструмента.
Процесс заправки кондиционера фреоном R22
Для начала заправки системы хладагентом вам понадобится источник хладагента — это баллон с фреоном R22. Типичный баллон содержит 11,3 (или 13,6) кг хладагента. Таким образом, для бытовых систем, использующих от 1 до 3 кг фреона, одного баллона будет достаточно для выполнения нескольких заправок.
Ключевой момент, касающийся заправки кондиционеров фреоном R22, состоит в состоянии баллона на момент, когда вы собираетесь осуществить заправку в систему. В отличие от фреонов R407 и R410A, которые требуют переворачивания баллона (жидкая фаза), R22 допускает использование баллона в любом положении. То есть, можно работать как с газообразной, так и с жидкостной фазой.
Различия между хладагентами: R22, R410A и R407
Фреон R-22 представляет собой химическое соединение из группы «хлордифторметан». Эта специальность отличает его от других тем, что при утечке из системы хладагент не изменяет своего состава. В зависимости от этого, утечка может быть устранена за счёт обычного метода дозаправки. Данный тип хладагента не требует специальной техники при заправке и допускает заполнение как в жидкой, так и в газовой форме.
Фреон R410a, в свою очередь, представляет собой смесь трёх различных веществ, каждое из которых имеет свои рабочие давления и размеры молекул. Скорость утечки этих объектов различна, что упоминается на уровне утечки блендированного R410A, что делает его актуальным для заправки только в жидкой фазе.
Кроме того, при использовании фреона R407 по существующей системе заправка, как правило, не разрешена. В случае утечки хладагента R407 потребуется полностью удалить остатки, установить новые фильтры и воздухоотводы, а затем заправить систему только в жидкой фазе (баллон должен быть перевернут вверх дном). Однако на практике иногда сообщается, что в случае небольшой утечки хладагента R407, его можно просто дозаправить. Условия по R410A ещё более строго регламентированы.
Ограничения по Монреальскому протоколу
В соответствии с условиями Монреальского протокола, подписанного большим числом стран, объёмы производства R22 сокращаются каждый год. Полный отказ от этого вещества планируется до 2030 года. Эта мера обусловлена тем, что в состав R22 входит небольшое количество хлора, способного вызывать разрушение озоновых слоев.
Учитывая, что объёмы производства снижаются с каждым годом, спрос на хладагенты данного типа превышает предложение. Таким образом, цена хладагента R22 за последние два года значительно возросла, например, в США на почти 400%. В то же время стоимость другого фреона, R410A, остаётся на стабильном уровне.
Хладагент R410 стал очень популярным и широко используемым. На момент своего появления он считался экологически чистым, но в итоге был признан проблемным, так как разрушает озоновый слой.
Между тем, американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) выражает опасения, что R410A также может усиливать глобальное потепление. В США сейчас проходят слушания по вопросу о прекращении использования данного типа хладагента, где каждая заинтересованная сторона задаёт свои опасения.
Замена используемых для заправки хладагентов
На химическом рынке встречаются несколько заменителей, которые трудно найти. Например, фреон NU22 («Новый 22») представляет собой смесь нескольких химических веществ и поддерживает аналогичные параметры по утечкам и процедуре заправки, как и R410A.
Не стоит добавлять фреон NU22 в имеющуюся систему R22 без предварительного удаления этого фреона. Игнорирование такого предупреждения и смешивание веществ при заправке неизбежно приведёт к резкому повышению температуры и давления в системе.
При рассмотрении вопроса о том, каким фреоном лучше дополнить систему кондиционирования, следует учитывать, что выбор NU22 вместо традиционного R22 может снизить эффективность и экономичность всего оборудования.