Недостаточная экспозиция — это одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкивается начинающий фотограф, работающий с пленкой. Эта трудность является более общей, чем может показаться на первый взгляд. Вам необходимо всеми силами стремиться избежать этой неприятной ошибки. В первую очередь я советую обратить внимание на следующее:
Как выбрать фотопленку?
В этой статье мы подробно рассмотрим разнообразные типы пленки, предназначенные для создания специфических эффектов. Будут описаны все варианты пленки — от черно-белых до цветных и прозрачных. Как и любое другое средство, каждая пленка имеет свои достоинства и недостатки. Выбор пленки должен зависеть как от условий съемки, так и от ваших предпочтений.
Панхроматическая черно-белая пленка
Черно-белая панхроматическая пленка, известная также как пленка Пан, обладает чувствительностью ко всему спектру видимого света, включая ультрафиолетовое излучение (УФ). Используя черно-белую пленку, вы получаете полутоновые изображения с более выраженными исходными цветами. Цветная пленка характеризуется диапазоном чувствительности от 25 ISO до 3200 ISO. Панхроматическая пленка имеет низкую светочувствительность, что позволяет создавать красивые размытия при движении объектов. Эта пленка предлагает отличную тональность и мелкое зерно. Чувствительность в 400 ISO считается оптимальной для использования с такой камерой и хорошо подходит для повседневной съемки. При использовании пленки с 400 ISO зерно остается мелким, что позволяет воспользоваться подходящей выдержкой. Иногда зернистость изображения может проявляться даже на фотографиях с ясным небом или спокойным морем, однако следует помнить, что уровень зернистости зависит и от качества проявки. Для достижения наилучших результатов в плане качества и разрешения изображения рекомендуется снимать в условиях хорошего освещения, используя пленку с низкой или средней чувствительностью. Если вам нужно фотографировать в условиях низкой освещенности или снимать быстро движущиеся объекты с длиннофокусным объективом, лучше выбрать высокоскоростную пленку, которая позволит использовать более длительную выдержку.
Ортохроматическая пленка представляет собой более устаревший тип фотопленки, обладающий особенностями, отличающими его от панхроматической пленки. Она обладает высокой чувствительностью к синим и зеленым оттенкам, но значительно менее чувствительна к оранжевому цвету. Кроме того, ортохроматическая пленка не реагирует на красный свет при длине волны порядка 590 нм. Эти характеристики затрудняют использование пленки, так как зелёные и синие тона выглядят очень бледно, в то время как оранжевые и красные цвета воспринимаются как почти чёрные. Этот тип пленки идеально подходит для повторной съемки или копирования черно-белых изображений. Процесс проявки ортографической пленки требует работы в темном помещении и применения безопасного красного света. Ортохроматическая пленка, которая имеет равную чувствительность к зелёной и жёлтой частям спектра, также известна как изохроматическая пленка.
Снимок был сделан Георгом Седлмейром на ортохроматическую пленку.
Изохроматическая черно-белая пленка
Изохроматическая черно-белая пленка располагается между ортохроматической и панхроматической пленкой. Она обладает высокой чувствительностью к фиолетовым и синим оттенкам, умеренной чувствительностью к желтым и зеленым цветам и низкой чувствительностью к темно-красным. Изохроматическая пленка предназначена для проявления в фотолабораториях при использовании специального красного света.
Хромогенные черно-белые пленки содержат особые пигменты и эмульсии, позволяющие создавать монохромные изображения. Этот процесс называют «хромогенным», при котором все молекулы серебра и пигмента обесцвечиваются для получения цветного изображения в необходимых оттенках. К недостаткам хромогенной пленки можно отнести меньшую резкость изображения и большую зернистость, а также некоторую неточность контраста. Тем не менее, эти недостатки компрометируют себя, поскольку итоговый результат представляет собой более гладкое изображение с мягкими цветовыми переходами.
На данной фотографии, выполненной с использованием хромогенной пленки, можно увидеть работу Вернера Виттерсхайма.
Фотокамера Kodak Portra 160 идеально подходит для съемки в условиях дневного и яркого света. Kodak Portra 400 является более универсальной пленкой, которая хорошо подходит для различных условий освещения. Kodak Portra 800 считается наилучшей пленкой общего назначения для съемки при среднем и низком уровне освещенности.
Типы киноплёнок
Фильмы классифицируются по различным категориям:
Каждая из этих категорий имеет уникальную светочувствительность и цветовую температуру, к примеру:
- E.I. (индекс экспозиции) 50 (64), 5600°K (дневной свет, также подходит для вспышки).
- Для использования со штативом — E.I. 250, 500, 3200°K (вольфрамовое, искусственное освещение).
Информацию о цветовой температуре можно найти здесь.
E.I. — Индекс экспозиции — это рекомендуемое значение чувствительности ISO, установленное производителем светоизмерителя для фотосъемки. Это значение E.I. не обязательно соответствует реальной чувствительности ISO пленки. Оператор должен самостоятельно решить, как ввести измерение света и какую чувствительность использовать, опираясь на собственные тесты. В данном случае мы можем рассматривать E.I. как ISO. Например, пленки с E.I. 50 можно экспонировать с установкой ISO 50, а затем в зависимости от полученных результатов корректировать настройки (или не вносить изменения). В этом материале я буду использовать стандарт ISO; любые необходимые коррективы вы должны внести самостоятельно, исходя из ваших собственных тестов.
Возможно, это может казаться отличным от стандартной пленки, которая предлагает только одну чувствительность ISO (100, 200, 400). Тем не менее, все пленки предназначены для определенных условий освещения. К примеру, некоторые из них с низкой чувствительностью идеально подходят для съемки при дневном свете: Kodak ColorPlus 200, Fuji C200. В то время как существуют универсальные пленки, которые можно использовать как днем, так и в помещениях с искусственным освещением или при использовании вспышки, такие как Kodak Ultramax 400 и Fuji Superia X-TRA 400. Одна из самых частых ошибок в кинематографе заключается в том, что снимают в закрытых помещениях на пленку, предназначенную для дневного света, что часто приводит к желтоватым оттенкам изображения, даже если камера автоматически корректирует его после оцифровки.
Для того чтобы получить верные цвета сразу же, важно использовать каждую пленку в условиях, для которых она была создана. Если пренебречь этим, цвета могут «исчезнуть», и порой достаточно сильно. Исправить это на этапе постобработки значительно сложнее (но это возможно, если знать соответствующие техники).
❤️ Этот блог не содержит рекламы и существуеет за счет пожертвований читателей, поддержите меня, помогите сохранить его.
Коррекция с помощью оптических фильтров
Для использования пленки дневного света в условиях ламп накаливания и вольфрамовой пленки на улице потребуется установить на объектив специальные конверсионные фильтры. Учтите, что такие фильтры также уменьшают количество света, которое проходит через них, поэтому необходимо компенсировать это, увеличивая освещение для пленки. Размер компенсации варьируется в зависимости от конкретного фильтра. Я рекомендую проводить компенсацию для фильтров Tiffen и Hoya, так как они являются наиболее популярными. Рекомендуется использовать фильтры только с новой пленкой Kodak, поскольку потери света могут оказаться значительными. Пленка Fuji слишком сильно потеряла свою чувствительность, чтобы использовать фильтры без последствий. Лучше всего снимать без фильтров и корректировать изображения на этапе постобработки.
- Для пленок, которые имеют изо-взвешенное дневное освещение, таких как Kodak 500T, потребуется фильтр 85a. Он позволяет преобразовать источники света с температурой 5300°K в 3200°K. Коррекция с помощью фильтра включает два этапа: сначала снижаете значение ISO новой пленки 500T до диапазона ISO 100-125; затем для просроченной пленки с остаточным значением ISO 200 — до уровня ISO 32-50.
- Если использовать пленку со сбалансированным дневным светом в условиях искусственного освещения, такой как Eterna 250D в помещениях, необходимо применять фильтр 80a, который преобразует 3200°K источников света в 5500°K.
Не забывайте, что фильтры могут помочь ограниченно при использовании просроченной пленки, например, пленки Fujifilm, которая сейчас вся устарела, цветовой дисбаланс все равно останется. Когда мы снимаем на пленку, наши ожидания в отношении идеальных цветов (что бы это ни значило) обычно не сбываются; напротив, мы стремимся к особым оттенкам, которые для некоторых напоминают ломографию.
Вы можете выбрать вариант съемки без фильтров и сделать коррекцию позже. Либо оставить все как есть, что также может быть приемлемым для определенных фотографов.
Доступные пленки
На данный момент самыми распространенными пленками среди фотографов являются:
Fujifilm
Важно подчеркнуть, что компания Fujifilm больше не выпускает фотопленки. Таким образом, вам предстоит столкнуться лишь с просроченной пленкой в различных состояниях. Цвета на такой пленке, как правило, отличаются от тех, которые первоначально были задействованы при производстве, и это следует учитывать. Пленки марки Fuji могут проявлять большую изменчивость: один рулон может выдавать отличные результаты, тогда как другой – значительно уступать по качеству. Также стоит заметить, что чувствительность этих пленок снижена по сравнению с их исходными характеристиками.
Перед важными съемками обязательно рекомендуется проверять эту пленку, так же как и любую другую старую пленку. Если вы пропустите тестирование, то итоговые результаты могут оказаться совершенно неожиданными.
В описании предоставлена рекомендованная чувствительность для съемок. Если речь идет о особенно значимых кадрах, возможно, разумным решением станет использование новой пленки.
- F64D — это пленка, предназначенная для съемки при дневном свете, отличающаяся низкой чувствительностью, умеренным зерном и хорошей цветовой насыщенностью. Рекомендуется снимать в яркие, солнечные или слегка облачные дни с настройками ISO 32 или 50, либо использовать вспышку. Штатив будет весьма полезен.
- 250D (обзор пленки) — пленка с умеренной чувствительностью, подходящая для съемки при дневном свете. Насыщенность цветов может быть как низкой, так и нормально. Рекомендуется снимать при ярком солнце, в разное время суток с переменной облачностью и даже в пасмурные дни, хотя в последнем случае насыщенность цвета может пострадать. Оптимальные настройки ISO — 100 или 125. Пленка является одной из самых распространенных. Штатив также может оказаться полезным. Установка вспышки в помещении приветствуется.
Компания Fuji имела в своем ассортименте и другие пленки, но в настоящее время их довольно сложно найти. На данный момент без особых затруднений можно приобрести только пленки 250D и F64D, для всех остальных моделей придется либо ожидать их появления на блошиных рынках, либо заказывать онлайн, что не всегда оправдано. Полный перечень пленок от Fuji доступен на официальном веб-сайте компании.
Kodak
В отличие от Fujifilm, компания Kodak продолжает выпуск пленки по процессу ECN-2. Свежая пленка доступна для покупки, что позволяет рассчитывать на точность цветопередачи и заявленную чувствительность. Однако стоит учесть, что пленки Kodak также могут устаревать, поэтому важно удостовериться, что вы выбираете актуальный продукт.
Пленки от Fuji и Kodak имеют схожие параметры по чувствительности и цветовой температуре. Тем не менее, с учетом того, что Fuji предлагает лишь просроченные пленки, а Kodak — только новейшие, различия становятся очевидными на практике.
- VISION3 50D — пленка, предназначенная для съемки при дневном свете и обладающая низкой чувствительностью. Обеспечивает отличный контраст и яркость цветов.
- VISION3 500T — пленка, ориентированная на использование в условиях искусственного освещения, идеально подходит для съемки в помещениях с хорошей освещенностью.
Другие пленки Kodak не так популярны, поэтому я не буду их обсуждать.
Павел Косенко активно работает с пленочной фотографией, пишет о ней книги и проводит фотоэкскурсии в Териберку, Мурманская область, известную благодаря фильму «Левиафан». По воскресеньям он обучает желающих обработке пленки в фотостудии «Медиум» в Москве.
Шаг 2. Проверьте работоспособность вашего фотоаппарата
Крайне важный момент, который часто игнорируют начинающие фотографы, работающие с пленкой. Из-за этого вы можете потерять интерес к съемке до того, как сможете оценить возможности пленки. Чтобы избежать такого разочарования, рекомендуется протестировать камеру перед тем, как приступить к созданию творческих изображений. Имейте в виду, что вам, скорее всего, придется использовать б/у камеру, с которой вы пока не успели познакомиться.
А. Для проверки камеры я советую воспользоваться самой бюджетной, но достаточной по качеству фотопленкой. К примеру, подойдёт пленка Kodak Color Plus 200 (135/12) с истекшим сроком годности 2016 года, которая стоит около 100 рублей (при покупке 10 штук цена составит всего 80 рублей за штуку).
Б. Таким образом, вы приобрели пленку — теперь настало время установить ее в камеру. Наилучший способ разобраться, как это сделать, — зайти на YouTube и ввести запрос «как загрузить пленку в фотоаппарат» с указанием модели вашей камеры. Почти всегда вы сможете быстро найти ясное, лаконичное и доступное видео, которое продемонстрирует нужные шаги. Не забудьте также посмотреть дополнительное видео: «Как извлечь пленку из фотоаппарата».
В. Удалите тестовую пленку. Оптимально это сделать непосредственно в магазине, где вы приобрели пленку. Часто это одно и то же место, где можно оставить её для обработки. Не стоит придумывать сложные объяснения на данном этапе, иначе вы снова столкнетесь с проблемами. Не ждите от пленки чудес; ваша главная задача — проверить функциональность сочетания «я + камера». Чем быстрее вы завершите рутинные процессы, тем скорее и увереннее сможете перейти к интересным делам.
Г. Извлеките пленку из камеры. Если по какой-либо причине вам это не удается, обратитесь за помощью к сотруднику магазина, который с удовольствием поможет вам. Предварительно ознакомьтесь с видео на YouTube, где показано, как извлечь пластиковую пленку из камеры.
Д. Проявите пленку. Оптимально, если вы сможете сделать это прямо в магазине. Ещё лучше, если в вашем местном магазине имеется лаборатория, способная проявить пленку в течение одного часа в случае необходимости. Например, такой сервис может предложить магазин и мастерская «МЕДА».
Е. Для проверки сканирование пленки заказывать не требуется. Однако можно выбрать и более доступный вариант, например, заплатив 200 рублей за полный комплект услуг, включая проявку. На данном этапе качество сканов вас не интересует. Важно убедиться в следующем:
— Вы можете вставить пленку в камеру — Вы можете вынуть пленку из камеры — Вы можете настроить камеру для съемки и фокусировки — Ваша камера не засвечивает пленку — Ваша камера не повреждает пленку.
Этого достаточно на данном этапе.
Вы можете проверить успешность пробного снимка, взглянув на сканы или положив негатив на предварительно освещенный просмотрочный стол (он имеется в любом специализированном магазине) и внимательно изучив его с помощью лупы. Смартфон, такой как iPhone или любой другой с функцией изменения цветовой гаммы, может оказаться весьма полезным инструментом – просто активируйте эту функцию и рассматривайте негативы через телефон в режиме макросъемки.
Шаг 3. Выбор пленки
В наше время существует огромное количество различных фотопленок. В специализированных магазинах можно найти от 50 до 100 видов современных пленок. Кроме того, можно обнаружить множество пленок, которые выпускаются больше не производятся, но находились в хорошем состоянии.
В данной статье я не собираюсь читать вам лекцию о различных типах пленок. Исследование и испытание пленки — это один из важных аспектов удовольствия для современного фотографа, и было бы неправильно лишать вас этой радости. Моя цель — предоставить вам информацию о том, с чего имеет смысл начать.
Если вы никогда не пробовали фотографировать на пленку (или давно не занимались этим), я советую вам начать с недорогой пленки от известных производителей. Это поможет вам лучше разобраться в разнообразии цветовых решений и найти свой собственный путь в изучении пленочной фотографии.
В ближайшем будущем вы, безусловно, столкнетесь с разнообразными пленками, научитесь анализировать и предвидеть их цветовые характеристики, что позволит вам подобрать оптимальную пленку для каждой конкретной задачи и объекта съемки. К этому моменту у вас должно быть общее понимание того, что представляют собой фильмы. Наилучший способ это осуществить — собрать «джентльменский набор», подобный приведенному ниже:
Безусловно, мне хотелось бы порекомендовать как минимум 30-40 других замечательных фильмов, однако я применю хитрость и предложу вам игру «выбирай или проигрывай». Всего четыре фильма для новичков, и не больше. Почему выбраны именно эти четыре? Я объясню:
Если вы запомните эти четыре фильма, вам будет намного проще выбрать следующий фильм в дальнейшем. С каждым просмотренным фильмом ваше понимание кино будет углубляться, и результаты станут всё более увлекательными. Так что начните с этих четырёх; позже вы увидите, что это был действительно хороший совет.
Шаг 4. Правильное экспонирование пленки
Я бы не стал утверждать, что 95% всех ошибок, совершаемых новичками, происходят на данном этапе. Чаще всего именно проблемы с воздействием становятся причиной раннего разочарования, которое не все способны преодолеть в будущем. Те, кто осознают и устраняют эти ошибки, получают значительное преимущество в виде безграничного удовольствия от творческого процесса съемки и, разумеется, приятных результатов работы с аналоговой техникой. А вот те, кто сталкивается с ошибками на этапе начала, теряют не только само удовольствие, но и представление о его существовании. Поэтому я искренне надеюсь, что смогу предостеречь вас от такой утраты.
Важно понимать, что негативная пленка ведет себя иначе, чем цифровая, а фактически — противоположным образом. Если в цифровой фотографии существует принцип «лучше недоэкспонировать, чем переэкспонировать», то с пленкой ситуация абсолютно обратная! Почти всегда (для упрощения будем считать, что на самом деле всегда лучше переэкспонировать пленку).
Если не обеспечить пленку достаточным освещением, вы рискуете потерять детали в теневых участках, оттенки цвета и мягкость тона, получая при этом нежелательный шум. Примечательно, что даже в таком состоянии пленочное изображение выглядит гораздо более привлекательно по сравнению с цифровыми аналогами, страдающими от «недостатков». Тем не менее, гораздо более выразительных и эстетичных результатов можно достичь, если пленке будет предоставлено необходимое количество света.
Как определить, сколько света необходимо для пленки? Что представляют собой «недомаркетинг»? Главная проблема заключается в том, что многие начинающие фотографы полагаются на встроенные экспонометры. Эти устройства изначально были созданы для домашнего использования и зачастую недоэкспонируют фотографии, считая, что лучше немного затемнить, чем получить размытое изображение. Кроме того, со временем светомеры теряют свою точность и начинают давать все больше ошибок. Также неправильные замеры могут происходить вследствие использования неподходящих батарей, которые снижают точность измерений по мере уменьшения их мощности. Существуют и другие факторы, влияющие на результаты.
В большинстве ситуаций, когда вы используете встроенные светомеры для настройки экспозиции, существует вероятность недоэкспонирования. Чаще всего такая недоэкспозиция может быть выражена в диапазоне от -1 до -3, а иногда и до -5 и более стопов. Это означает, что изображение на пленке будет значительно затемненным и соответственно не будет выглядеть привлекательно, даже если вы попытаетесь обработать его при печати или сканировании. К сожалению, решить проблему недостатка света просто увеличением яркости невозможно.
Когда вы переэкспонируете пленку, в большинстве случаев она может улучшиться (хотя это не всегда так, но на данном этапе этот факт мы будем учитывать). По крайней мере, случаи ухудшения очень редки. Поспособствовать улучшению качества изображения может переэкспонирование большинства пленок на +1 или +2 стопа — такое решение почти всегда приводит к хорошему цвету, однородным полутональным переходам и снижению зернистости. Можно смело экспериментировать с переэкспонированием на +3 или +4 стопа, иногда даже +5 или +6 стопов и больше. Тем не менее, я бы не рекомендовал превышать диапазон в +2 стопа до тех пор, пока вы не познакомитесь со свойствами пленки гораздо глубже.
Недоэкспонирование является одной из основных проблем, с которой сталкиваются начинающие фотографы, работающие с пленкой. Эта ошибка распространена гораздо шире, чем многие могут себе представить. Вам необходимо избегать этой серьезной неточности любой ценой. В первую очередь, я советую следующее:
1) Рекомендуется использовать внешний измеритель света или, в идеале, точечный измеритель. Этот совет предназначен не только для новичков, но и является правильным выбором в выборе оборудования. Я не буду приводить ссылки и объяснять все детали, поскольку на текущем этапе вы сможете обойтись без этого.
Существуют специальные химические наборы для работы с диапозитивами. В общем, при использовании этой пленки важно иметь в виду, что диапозитивы не всегда подходят для повседневной фотографии, однако окончательный выбор остается за вами, и в некоторых ситуациях диапозитив может стать оптимальным вариантом.
Типы фотопленок
Какую пленку выбрать – цветную или черно-белую? Ответ на этот вопрос зависит от индивидуальных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует разнообразие пленок с различными оттенками, контрастом, размерами зерна и его текстурой, а также отличиями в толщине основы. В общем, можно выделить несколько категорий пленок:
Процесс | Внутривидовые различия | Исключения | |
---|---|---|---|
Черно-белые негативы | D-76 (традиционный) | Панхроматический/ортохроматический | Инфракрасный |
С-41 (хромогенный) | Тип эмульсии — классическая или Т-зернистая | Сверхвысокое разрешение | |
Цветные пленки | C-41 (негатив) | Для дневного и искусственного света | |
E-6 (прозрачность) | Яркие и нейтральные оттенки | Слайды, проявленные по оригинальному процессу (например, Kodachrome) |
Если вы работаете с черно-белой пленкой, но хотите избежать использования растворов и емкостей, рассмотрите возможность применения хромогенной пленки, которая обрабатывается в фотоцентрах по стандартному процессу C-41. «Псевдо-черно-белые» пленки идеально подойдут для начинающих фотографов и обеспечивают стабильные результаты. Благодаря широкому диапазону чувствительности они прекрасно подходят для жанровой фотографии, где точный контроль над экспозицией часто затруднен. Подобно цветным негативам, хромогенные черно-белые пленки имеют едва заметное зерно, однако стоит учесть важный момент: печать таких фотографий следует производить так же, как и цветные негативы, поскольку ручная печать на черно-белой бумаге может не дать ожидаемого качества. Исключение составляет модель Ilford XP2 Super, в которой сохранилась возможность ручной оптической печати.
Снимок, выполненный на хромогенной черно-белой пленке. © usernamezero
Съемка на традиционную черно-белую пленку. © usernamezero
Для творческих целей профессиональные фотографы, работающие в черно-белом формате, отдают предпочтение классической галогенидосеребряной пленке. Обычно ее проявление осуществляется вручную. Существуют также пленки с Т-образным зерном. Многие специалисты выбирают проверенные виды пленок и считают, что Т-зерно придает «пластмассовый» тон. Однако это утверждение далеко не всегда обосновано. В конечном итоге, современные плоские пленки Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 по качеству изображения нисколько не уступают пленкам Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые были любимы выдающимися фотографами прошлого.
Пленки с очень высоким разрешением включают в себя такие марки, как Gigabitfilm, Adox и самодельная пленка Tasma FN64. Особенностью наиболее популярной из них — Gigabitfilm — является специальный контейнер с уникальным проявителем. Использование высококачественной оптики (например, Leica или Contax серии G) позволяет пленке достигать разрешения до 300 линий на миллиметр. Однако не каждый сканер способен передать все детали изображения, в то время как ручная печать обеспечивает достойное среднее разрешение.
Для инфракрасной съемки предлагается только инфракрасная пленка Rollei, которая требует соответствующего фильтра на объективе. Ортохроматические «нестандартные» пленки, не воспринимающие красный свет во время проявки, а также слайды Kodachrome, где эмульсия окрашивается в процессе обработки, больше не используются.
Транспортировка и хранение
Профессиональные фотопленки, особенно цветные, предъявляют серьезные требования к условиям хранения, и не всегда есть возможность разместить их в холодильнике вне домашней обстановки. Для поездок в теплые регионы или на природу можно выбрать более универсальный вариант пленки, такой как Fujicolor Superia Reala.
Важно также учитывать, что при прохождении контроля безопасности в аэропортах неэкспонированная пленка может подвергаться воздействию рентгеновских сканеров, что может привести к ее частичному повреждению. Хотя отказаться от такого досмотра трудно, можно минимизировать уровень облучения, беря пленки с собой в ручной клади, а не отправляя их в багаж, где уровни излучения значительно выше. Производители пленки советуют проявлять материал как можно скорее. Тем не менее, это не всегда возможно. Поэтому рекомендуется хранить пленку в холодильнике для продления ее срока службы.
Этот пленочный материал полюбился многим благодаря своей доступной цене и знакомой цветопередаче. Kodak Gold выпускается с чувствительностью 200 и 400 единиц (да, Ultramax — это улучшенная версия Gold).
Kodak Pro Image 100 ISO
Kodak Pro Image 100 является полупрофессиональной пленкой. Это важно отметить, так как она не относится к профессиональному сегменту. Не стоит обращать внимания на надпись «Professional» на упаковке.
Тем не менее, при определенных условиях эта пленка демонстрирует такие качества, что ее можно считать шагом в мир профессиональных пленок Kodak.
Kodak Pro Image 100 идеально подходит для портретной и свадебной фотографии при хорошем освещении. В сущности, именно для этих целей она и была разработана. Kodak Pro Image хорошо справляется с снимками в условиях недостаточной освещенности (от заката до восхода солнца) и при ясной погоде без прямого яркого солнечного света.
Рекомендации по использованию: Снимайте в номинальном режиме (ISO 100) и проводите измерения для низкоконтрастных сцен, фокусируясь на лицах. При съемке высококонтрастных сцен ориентируйтесь на самую яркую область лица человека.
Kodak Ektar 100 ISO
Kodak Ektar 100 задает новый стандарт цветопередачи. Качество передачи цветов этой негативной пленки превосходит аналогичное качество слайдовых пленок!
Эта пленка представляет собой последнюю новинку в ассортименте Kodak. В 2008 году она была запущена как «цветная негативная пленка с самым мелким зерном на рынке».
Данный тип пленки предназначен для съемок при дневном свете (чувствительность 100 единиц), поэтому для условий недостаточного освещения или помещений она не подойдет. Однако в условиях хорошей освещенности она показывает выдающиеся результаты.
Kodak Portra (160, 400, 800 ISO)
Пленки серии Kodak Portra считаются одними из самых высококачественных профессиональных пленок на рынке благодаря их впечатляющему цветовому балансу и контрастности, а также невероятно мягким оттенкам кожи.
Фотопленка Kodak Portra 160 оптимально подходит для съемки в дневном свете и ярких условиях. Kodak Portra 400 является более универсальной пленкой, подходящей для использования в разнообразных условиях освещения. Kodak Portra 800—это идеальная пленка общего назначения, которая прекрасно себя показывает при съемке в условиях средней и низкой освещенности.
Kodak Portra превосходно подходит для портретной фотографии (что и отразилось в названии «Portra»), но также демонстрирует отличные результаты при съемке различных объектов.
Единственным недостатком пленки Portra можно считать ее стоимость, однако если вы стремитесь к профессиональному качеству, то эта пленка станет отличным выбором.
Изображение обладает высокой контрастностью, включает в себя серые градации и имеет едва заметное зерно. При детальном рассмотрении текстура выглядит почти безупречно. Данная пленка не предназначена для портретной съемки, а используется преимущественно для создания изображений с особыми эффектами.
Чувствительность к свету
Данный термин указывает на скорость, с которой фотографический материал реагирует на свет, и обозначается рейтингом ISO. Например, значения ISO могут быть 40, 150, 200 и так далее. Чем ниже значение, тем меньшая чувствительность к свету у материала. При увеличении времени экспозиции камеры можно использовать более высокие значения ISO. Например, при ISO 40 можно улучшить уровень черного, то есть в яркий солнечный день тени становятся более глубокими с длинной выдержкой, в отличие от ISO 200, где переходы становятся менее четкими при увеличении времени экспозиции. Если пленка обладает высокой чувствительностью, для корректной экспозиции изображения достаточно использовать длительную выдержку.
Следует отметить, что ISO не является величиной, а представляет собой стандарт (аналогично ГОСТ), то есть индекс пленочного стандарта. Эта аббревиатура появилась в 1990-х годах, тогда как ранее скорость пленки обозначали с помощью ASA и DIN. Интересно, что числовые значения старых систем и новых символов ISO не совпадают, поэтому они были сведены в специальные таблицы. Сейчас эти значения включаются в названия пленок. Пленки классифицируются по уровню чувствительности:
- высокая чувствительность — ISO 200 и выше,
- средняя чувствительность — ISO 100-200,
- низкая чувствительность — ISO 50-100.
Таким образом, данная классификация актуальна только для черно-белой пленки. Для цветной фотографии средняя категория начинается с ISO 200.
Чувствительность фотопленки определяется её характеристиками. Поскольку общепринятые стандарты отсутствуют, это задача для профессионалов. Начинающие фотографы могут опираться лишь на значения ISO, которые указывают на общее качество пленки.
В условиях с ограниченной видимостью качественные фотографии можно сделать только с помощью пленки высокой светочувствительности. Такие снимки удается получать даже в дождливую погоду, в слабо освещённых помещениях без использования вспышки или в тёмных местах на улице. При уменьшении уровня освещения изображение становится более зернистым, однако этот эффект можно использовать как элемент художественного выражения.
Фотографическая широта
При выборе фильма с данным параметром важно понимать, что этот термин означает. Он описывает диапазон экспозиции, который может быть воспроизведен фотоматериалом. При низких значениях фотографической широты некоторые детали могут теряться как в тенях, так и в светах, а светлые участки становятся более зернистыми. Иными словами, это относится к способности передавать изображения без потерь и искажений. Чем выше значение широты, тем реалистичнее выглядит фотография.
Фотографическая широта определяется в процессе экспозиции. Качественная черно-белая пленка обладает диапазоном в 7-8 ступеней, тогда как цветная слайд-пленка имеет только 4-5 ступеней. Пленка высокого класса, обладающая высокой стоимостью, может показывать значения в пределах 10-12 ступеней. Даже в самых ярких участках такие пленки способны передавать мелкие детали. В яркий солнечный день на пляже лица и окружающая обстановка хорошо различимы даже в тени от полей шляпы. На пленках с низкой яркостью можно увидеть либо только черты лиц в тени и детали окружающей обстановки на светлом фоне, либо наоборот. Преимуществом значительной экспозиционной широты является возможность регулировки диафрагмы и времени выпуска.
Профессиональные фотографы хорошо осведомлены о термине HDR в контексте цифровой фотографии. Это сокращение обозначает «High Dynamic Range», что в переводе означает «широкий динамический диапазон». По сути, это процесс, во время которого осуществляется регулировка экспозиции для каждого пикселя изображения. В пленочной фотографии данный метод обусловлен характеристиками используемой пленки. Ширина фотографии может слегка варьироваться в процессе проявления: при недоэкспонировании ширина увеличивается, однако это приводит к снижению контрастности. Напротив, переэкспонирование способствует увеличению контраста и уменьшению ширины, что может быть полезно в случаях, когда пленка была недоэкспонирована.
Рекомендации по выбору ISO
Выбор значения ISO вашей пленки должен основываться на условиях освещения, в которых вы планируете работать. Чем больше света доступно в сцене, тем ниже должна быть чувствительность ISO.
Определите, требуется ли вашим фотографиям использование крупнозернистой обработки. Это может стать интересным художественным эффектом. В таком случае рекомендуется выбрать пленку с низким значением ISO. Учтите, что крупное зерно «погащает» мелкие детали изображения. Если вы стремитесь избежать зернистости при недостаточном освещении без использования искусственного света, выбирайте пленку с более высоким значением ISO.
При использовании штатива вы сможете получать качественные снимки даже на пленку с низкой чувствительностью. Таким образом, возможно делать фотографии с длинной выдержкой без размытий на изображении. Однако это эффективно лишь для статичных объектов.
Для съемки подвижных объектов — таких как люди, животные или предметы в движении — лучше использовать пленку с более высокой чувствительностью ISO.
Кроме того, при работе с негативной пленкой важно освещать кадры в позитиве, чтобы выявить тени. Для точечной экспозиции на негативе следует ориентироваться на темные области, а не на яркие моменты, как это делается в цифровой фотографии. Важно направить экспозамерчик на наиболее темное место.
Просроченные пленки
При использовании просроченной пленки рекомендуется переэкспонировать её и проявлять до номинального значения. К примеру, снимайте пленку, рассчитанную на 400 единиц светочувствительности, как 100, а проявляйте как 400. Со временем пленка теряет свою чувствительность, иногда в 2,5 раза. Поэтому, если вы работаете с просроченной пленкой, необходимо обеспечить ей больше света.
Если хранение пленки осуществляется в холодильнике, это поможет сохранить её качества.
Использовать просроченную фотобумагу нет смысла.
Проявка фотопленок
Для каждого типа пленки существует своя процедура обработки. Все необходимые указания находятся на упаковке рулона.
Процесс проявки черно-белых негативных пленок осуществляется с использованием D-76, что является как названием самого процесса, так и химического средства, применяемого для обработки. Некоторые монохромные пленки можно также проявлять используя метод C-41.
Цветные позитивные пленки обрабатываются с помощью E-6, тогда как цветные негативные пленки требуют использования метода C-41. Пленки, содержащие сажу, разрабатываются по технологии ECN-2.
D-76, проявка черно-белых негативов в большинстве случаев осуществляется вручную. Разные типы черно-белой пленки требуют различного времени для проявления, как это наблюдается у многих пушистых и настольных пленок. Обучение этому процессу оказывается более простым, экономичным и увлекательным в домашних условиях.
Вам понадобится приобрести специальный бак, освоить технику загрузки пленки, а также установить оптимальные условия для промывки. Процесс проявки проводится при температуре 20 градусов, а необходимое время для этого можно найти в базе данных Digitaltruth Photo. Примечательно, что колебания температуры на 1-2 градуса не оказывают значительного влияния на черно-белую пленку, тогда как для цветной пленки критичная разница составляет всего лишь полградуса или даже треть градуса.
Черно-белая пленка может иметь вид позитивного изображения. Этот вариант называется обратным развитием. Процесс может происходить как химическим путем, так и под воздействием света.
E-6, позитивный цвет — проявка не поддается регулировке по времени или давлению. Если вы планируете заниматься съемкой на цветной слайд, будьте готовы столкнуться с серьезными трудностями. В стране существует лишь одна лаборатория, которая занимается производством таких слайдов, и все ваши заказы будут отправлены именно туда. Процесс разработки занимает примерно неделю, а стоимость составляет 300 рублей за рулон.
Цветной негатив C-41 представляет собой классический машинный процесс: пленка проходит из одного бака в другой, и время проявления нельзя изменять.
Кросс-процессинг — это метод проявки пленок, которые не соответствуют стандартным процедурам. В обычных фотолабораториях фотографы обрабатывают позитивные пленки как негативы, что приводит к получению кислотного, ломографического эффекта. С другой стороны, цветные негативы крайне редко подвергаются обработке с использованием слайд-процесса, и результаты этой процедуры абсолютно непредсказуемы.
Сканирование фотопленок
Негативные пленки требуют оценки — их необходимо либо печатать, либо оцифровывать. Процесс сканирования в значительной степени напоминает получение отпечатков на бумаге.
Оцифровка и печать увеличивают контраст изображения. Поэтому для получения наилучших результатов важно производить печать непосредственно с оригинальной пленки, а не со сканированного варианта. В противном случае получившийся отпечаток может оказаться темнее, чем это предполагалось.
Профессиональные сканеры, такие как Nikon и Minolta, имеют высокую цену и работают медленно. Более быстрые и доступные решения, например, потоковые устройства, такие как Pakon F335 и Fuji Frontier SP-3000, значительно сокращают затраты на сканирование.
Некорректно утверждать, что оцифрованные изображения являются необработанными. Уровень коррекции при интерпретации изображений зависит от настроек, выбранных для сканера. Специалисты в лаборатории могут настраивать оборудование в зависимости от требований.
Автоматические функции при оцифровке негатива включают:
— Определение фокусной точки сканера
— Регулировка яркости лампы сканера
— Общая яркость (плотность) изображения
— Извлечение черно-белых точек с границей
— Удаление цвета основы бумаги
— Обрезка черной рамки
— Устранение пыли и царапин (цифровой лед)
— Извлечение теней и бликов
С каждым выполненным этапом изображение становится все более цифровым. Особенно важным оказывается процесс удаления пыли и царапин, так как он позволяет сохранить четкость изображения.
При сканировании слайда сканер активирует только выбор точки фокусировки и экспозицию.
Формат сканирования, будь то JPEG или TIFF, не имеет решающего значения. Качество остается на одном уровне, однако работа с файлами в формате TIFF может оказаться нецелесообразной.