Он начал с концепции преобразования заброшенного чердака, расположенного над гаражом в подмосковной Малаховке, в уютную домашнюю мастерскую, где можно было бы заниматься сваркой, сверлением и проектированием. Для успешного осуществления проекта освещения мастерской важно было освоить некоторые базовые функции, позволяющие создать комфортные условия для работы.
«Свет — это эмоция» — светодизайнеры о проблемах освещения общественных пространств
В последние пять-десять лет в России, особенно в Москве, произошел значительный рост качественного общественного освещения. Однако задача обеспечения комфортного освещения и тем более предотвращения светового загрязнения остается по-прежнему сложной и многогранной. Сведения от лекторов Академии дизайна Interlight помогут вам лучше понять современные тенденции в области светового дизайна и технические нюансы, касающиеся проектирования освещения.
Основная тема учебной площадки Interlight Design Academy будет освещена в период с 10 по 13 сентября в ЦВК «Экспоцентр». Лекции бесплатные, однако для участия требуется предварительная регистрация на сайте Interlight Russia | Intelligent building Russia, где также будет функционировать Академия дизайна Interlight.
По наблюдениям за последними новинками в мире светового дизайна и технологий, можно заметить, что все усилия в сфере освещения стремятся сделать его более ориентированным на потребности человека. Это подразумевает не только создание более удобных условий для пользователей с учетом их биологических нужд, но и тончайший подход к дизайну, что направлено на понимание и удовлетворение различных нужд людей.
Наталья Маркевич, светодизайнер, преподаватель курса «Световой дизайн» в МАРШ
«Я хотела бы подчеркнуть, что освещение в общественных местах должно быть приятным для восприятия. Однако этот термин сам по себе весьма расплывчат — каждый человек интерпретирует комфорт по-своему. Поэтому критически важно конкретизировать представления об освещении. Как бы это ни казалось очевидным, основополагающий принцип заключается в том, что свет должен выполнять свою предназначенную функцию.»
Свет ради света – это ненадежное решение, и именно подобное проектирование приводит к неудачным результатам.
На семинаре RELIGHTING HERITAGE в творческом пространстве «Плутон» участники имели возможность обсудить и изучить различные аспекты освещения.
Каждое общественное пространство несет уникальную цель и определенные задачи: объединять людей, обеспечить безопасность передвижения, давать возможность наслаждаться архитектурными пространствами и предметами искусства, способствовать взаимодействию, привлекать, развлекать, удивлять и многое другое. Разные пространства могут требовать совершенно различных подходов к освещению, и одно пространство может содержать в себе несколько различных задач.
Легко заметить, что для выполнения разных задач необходимо использовать разное освещение. Это обусловлено как нашими непосредственными потребностями — видеть лица окружающих нас людей, передвигаться без риска споткнуться, водить транспорт и предельно четко видеть дорогу и окружающих, — так и нашими ожиданиями от конкретных пространств. Когда наши потребности и ожидания не удовлетворяются, возникает как физический, так и психологический дискомфорт. Ошибочно полагать, что дискомфорт может возникнуть только при недостаточном освещении, и от того, что мы увеличим уровень освещения, ситуация улучшится.
Освещение общественных пространств в темное время суток — задача, которая требует особого подхода и тщательного планирования. Чрезмерное освещение тоже может вызвать тревогу и дискомфорт, делая невозможным расслабление или даже засыпание, когда яркий свет проникает сквозь окна.
Генеральный план освещения города Химки стал примером интеграции освещения с городской инфраструктурой.
Юрий Медведев, преподаватель модуля «Освещение общественных пространств» курса «Световой дизайн» в МАРШ
«Сравнивая спутниковые карты светового загрязнения нынешнего времени и картографические данные десять лет назад, можно увидеть значительное уменьшение уровней светового загрязнения в развитых странах, тогда как в Москве наблюдается увеличение яркости, напоминающее цветущий полевой цветок. Агрессивное и бездумное расширение числа ярких элементов, столь любимых местными властями, вывело Москву в число самых ярких городов мира. К сожалению, многие жители воспринимают это с одобрением, что вызывает определенные тревоги. На самом деле в нашей столице формируется и продолжает активно развиваться крайне неблагоприятная световая среда низкого качества, которая распространяется вдоль основных магистралей города.»
Это явление не удивительно и не ново для стран, находящихся на этапе развития, однако мы, безусловно, хотим видеть другого рода новую судьбу нашего прекрасного города.
Несмотря на присутствующие проблемы, стоит отметить, что московское освещение часто удивляет, но не всегда в положительном смысле. Оно часто демонстрирует архаичные представления об эстетике, лишено бережного отношения к экологии и здравому смыслу. Характерные черты окружающего освещения в Москве включают чрезмерную яркость и резкие контрасты, однообразие световых схем, разрозненность и хаoticность городских световых контуров, непонятный выбор объектов для архитектурного освещения и, в конечном итоге, недопустимо высокий уровень светового загрязнения. ярким примером этого можно считать популярные проекты цветного освещения на Воробьевых горах и Бульварном кольце, реальный экологический ущерб от которых городу еще предстоит оценить.»
Однако не стоит впадать в панику: пути преображения московского освещения довольно просты. Необходимо критически оценить последние десять лет, сформулировать идеи и начать реализацию. Так, в 2008 году был принят проект создания единой светоцветовой среды, однако он так и остался нереализованным: о нем просто забыли, и исполнители не приступили к выполнению.
Антропоцентрическое освещение — это известная светодизайнерам и производителям освещения концепция, которая акцентирует внимание на влиянии света на здоровье и производительность человека.
Проектирование освещения с ориентацией на человека невозможно без проявления заботы о самих людях, без понимания их эмоций. Физиология, эмоции, ожидания и потребности — все это должно учитываться при проектировании освещения.
Галогенные лампы испускают белый свет и отлично подходят для освещения шкафов и витрин. Однако их нецелесообразно устанавливать на подвесных потолках, так как они могут перегреваться во время работы. Также стоит учесть, что срок службы галогенных ламп достаточно короткий.
Взаимосвязь между организацией жилого пространства и его освещением
Между освещением и интерьером существует очевидная эмоциональная связь и дизайнерская ассоциация. Поэтому при оформлении помещения следует учитывать не только функциональные аспекты комнаты, но и степень влияния освещения на восприятие пространства людьми. Именно свет может кардинально изменить облик интерьера.
К сожалению, в большинстве случаев при проектировании освещения акцент делается лишь на функциональности, при этом зачастую возникает единственное требование — «свет должен быть ярким». На самом же деле, дизайнеры могут использовать декоративное освещение для создания особого впечатления и настроения в интерьере, что важно для формирования общей атмосферы.
Необходимо сочетать элементы декоративности с функциональностью. Это важно в традициях, например, собираться всей семьей за столом. Следовательно, люстра всегда должна занимать центральное место в столовой, гостиной или кухне. Помните, также, что требуется дополнительное зональное освещение. Если учесть практике в США, то там зональное освещение с несколькими локальными источниками света стало нормой. Это позволяет освещать определенные зоны, одновременно экономя электроэнергию, однако такая система не всегда способствует сплочению семьи.
Для создания уютной и душевной атмосферы особенно важно, чтобы люстры и потолочные светильники не заменились общим техническим освещением — люстра является самостоятельным элементом дизайна интерьера, световым акцентом, а иногда даже арт-объектом. Она всегда представляет собой один из символов комфортного и уютного дома.
Освещение позволяет управлять эмоциями людей
Свет и цвет находятся в тесной взаимосвязи. Изменение цветовой гаммы может значительно повлиять на восприятие пространства. Цвет действительно влияет на наше психоэмоциональное состояние, наши ощущения и даже на физиологическое самочувствие. Например, известно, что зеленый цвет оказывает успокаивающий эффект, в то время как красный цвет активизирует нашу внутреннюю силу и придает энергичности.
Существуют исследования, подтверждающие, что работоспособность сотрудников значительно возрастает при использовании прохладного офисного освещения. Это связано с влиянием на внутренние биоритмы и общего изменения уровня активности. Не следует забывать, что на индивидуальные ощущения влияют не только цвет или «температура» света, но и варианты сценариев освещения, используемых в помещении. С помощью света мы можем создавать желаемые настроения в пространстве.
Например, для создания приятной атмосферы для общения следует обеспечить яркое и равномерное освещение. Когда необходимо сосредоточиться на работе в ночное время, уместно выключить общее освещение и включить настольную лампу. Чтобы в доме создать праздничное настроение, можно использовать различные акценты, такие как гирлянды.
Декоративное освещение может активно влиять на наше эмоциональное состояние. При выборе освещения важным фактором становится также стиль интерьера. Данные «температуры» света также не следует игнорировать. Идеальные условия для работы создают холодные оттенки света, а для отдыха следует выбирать теплое освещение. Например, хрустальные элементы великолепно смотрятся при «холодных температурах» выше 4000 К, в то время как к теплым температурам относятся значения около 2700 К. Эти нюансы крайне важны.
Основные правила освещения жилых пространств
В любой гостиной можно выделить три основных функциональные группы освещения. Общее освещение, создающее свет во всем пространстве. Декоративное освещение, позволяющее расставить акценты и существенно обогатить интерьер. Декоративное освещение может включать в себя разнообразные элементы — торшеры, бра, а также светодиодные светильники. И наконец, существует специальное освещение, выполняющее предназначенные задачи: например, целенаправленное освещение для офисов или кухонь. Безусловно, все эти аспекты необходимо учитывать в процессе проектирования освещения.
Значение площади зоны освещения невозможно переоценить. Например, можно допустить ошибку, полагая, что для комнаты площадью 18 м² будет достаточным освещение от светильника с тремя лампами. Однако, проведя простой математический расчет, можно выяснить, что люстра с 100-ваттными лампами накаливания сможет осветить лишь площадь около 15 м². Поэтому важно учитывать световую отдачу выбранного светильника. Осветительная композиция должна рассматриваться как жесткое единство — от локального освещения определенных зон до общего и функционального освещения.
Необходимо учитывать множество нюансов. Например, если речь идет о натяжных потолках, желательно, чтобы рожки люстры не были направлены вверх, поскольку это может привести к перегреву. Также при использовании настольных или напольных ламп важно выделить зоны их применения: это принципиально различать использование лампы в рабочем пространстве и в зоне отдыха.