Это направление требует особого внимания, ведь тщательное описание проекта и проработка его мельчайших особенностей представляет собой сложную задачу. Лишь через внимательное воспроизведение всех нюансов, касающихся как персонажей, так и окружающего пейзажа, можно добиться желаемого результата.
Интересные факты о палехской росписи
Первые письменные упоминания о селе Палех фиксируются в начале семнадцатого века, когда оно находилось в вотчине князей Бутурлиных, составивших родственные узы с Иваном Грозным. Даже в те времена село описывалось как значительное поселение. Устные предания о его происхождении идут корнями в эпоху татаро-монгольского ига, когда многие люди искали убежище от вторжения и разорения.
Зарождение росписи
Во времена татаро-монгольского нашествия местные жители, включая монахов-художников, бежали из опустошённых городов Владимира и Суздаля в удалённые, глухие леса. Эти монахи принесли с собой небольшие картины, известные как писанки, что стало основой для всемирно известной палехской росписи. Интересно, что само место было малоизвестно, и его удаленность от торговых путей способствовала сохранению древних традиций ремесленного производства и характеру изделий, отличающимся яркостью и выразительностью.
Первоначально агиография (наука о святых) развивалась преимущественно в монастырях, однако с тринадцатого века в Палехе начали появляться светские мастерские. Вскоре агиография стала семейным делом, и целые династии агиографов прославили родное село своими картинами, известных как «миниатюры». Эти мастера даже пытались устроить для своих старателей брачные союзы, чтобы сохранить в тайне секреты своего мастерства.
Удивительный факт заключается в том, что известный поэт Иоганн Вольфганг Гёте, услышав о выдающихся палехских художниках, захотел увидеть их знаменитые картины, написанные «дикарями» из русских деревень, погружённых в заснеженную тишину. Его мечта сбылась, когда ему подарили работы братьев Каурцевых, которые не уступали византийским образцам.
Современное время
Однако с приходом советского режима всё изменилось. За написание икон художников сажали в тюрьмы, порой даже расстреливали. По этой причине почти вся мужская часть населения Палеха потеряла источники дохода и, стремясь выжить, уехала в города. Один из таких художников, Иван Голиков, стал театральным художником в Москве и вскоре выполнил свою первую работу — картонную коробку, расписанную в миниатюрном стиле.
Эта работа получила высокую оценку, и вскоре к нему присоединилась группа художников, которые в прежние времена занимались агиографией. Максим Горький, ставший единственным работником художественной студии в Палехе, оказал художникам большую помощь. Ремесленники оказались «между двух огней»: их прежние коллеги считали их предателями веры, в то время как новые власти не могли забыть их религиозное прошлое. Тем не менее палехские изделия — такие как табакерки, гробы и посуда — приносили деньги, необходимые новому государству, и им позволили жить и работать.
Золотой век палехского искусства пришелся на 1960-1980 годы, период, когда выпускалось множество изделий с палехскими миниатюрами: открытки, марки, сувениры и расписные косметички, подносы, тарелки и многое другое.
Сегодня палехская роспись представлена в разнообразии форматов, начиная от дорогих выставочных экспонатов и заканчивая недорогими сувенирами, декоративными тарелками и шкатулками, которые могут стать отличным подарком на любое торжество. Такие традиционные изделия, как игрушки с ёлками, расписанные вручную палехскими и мстерскими художниками с поздравительными надписями, уже завоевали признание среди коллекционеров.
История промысла
На заре своего существования палехские мастера славились своими церковными росписями; однако с приходом революционных перемен было основано Товарищество изобразительных искусств Палеха, где мастера стали заниматься росписью по дереву. В 1925 году работы палехских художников были выставлены в Париже и приобрели мировую известность.
Палехская живопись наибольшее развитие получила в конце 1960-х — начале 1980-х годов:
- Выпуск большого количества советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
- Создание почтовых марок с палехской росписью;
- Сувенирные и косметические подарочные наборы продавались в коробках с палехскими орнаментами и аналогичными изображениями на этикетках;
- Декоративные подносы и шкатулки, расписываемые сюжетами не только из русских сказок и эпосов, но также отражающие достижения советского народа, пользовались огромной популярностью.
Особенности палехской росписи
Уникальная палехская школа живописи сразу узнаваема по характерному черному фону, многогранным композициям, в которых золотое освещение создает атмосферу святости, напоминающую о житиях святых. Эти картины отличаются:
- Миниатюрностью и элегантностью исполнения;
- Гладкостью и мягкостью цветовых переходов;
- Филигранным качеством росписи;
- Богатством сюжетов и элементов;
- Тщательной прорисовкой мелких деталей;
- Широкой гаммой тонов и переходов.
Изображения часто бывают насыщены движущимися объектами — людьми, животными, деревьями, облаками и другими элементами неживой природы. В стилевой агиографии центром внимания остаются люди, а также рельефы природы, отличающейся изяществом и хрупкостью.
В 1925 году палехские художники были удостоены Гран-при на Международной выставке в Париже, что привело к их мировой известности, а работы с уникальными образами завоевали оглушительный успех. На сегодняшний день палехская роспись представляет собой всемирно признанный вид искусства русского народа.
Элементы палехской росписи
Отличительная особенность палехской росписи:
Главное отличие палехской росписи от других примитивных русских живописных искусств заключается в создании миниатюрных композиций — картин, рассказывающих конкретную историю. Эти изображения могут затрагивать как мифологические мотивы, так и бытовые сцены.
Черный цвет используется как основной фон, тогда как золотые оттенки и их вариации выступают в качестве главного цвета на картинах, придавая им выразительность и контрастность.
Другими важными отличиями считаются:
- Многотональная обработка теней;
- Немного вытянутые фигуры;
- Точные элементы, такие как листья деревьев, которые рисуются с учетом природных особенностей;
- Множество оттенков и деталей в каждой работе.
На сегодняшний день остаются в обращении книги, в которых классические произведения великих русских авторов оформлены иллюстрациями палехских художников.
Техника выполнения
Процесс палехской росписи на таких объектах, как гроб, ларец, поднос или пороховница, требует соблюдения определённой последовательности. Первоначально готовится заготовка необходимой формы, к примеру, для гроба.
Для этого несколько листов картона укладываются друг на друга до желаемой толщины. После этого поверхность покрывается несколькими слоями гессо (по одному слою за раз), и в завершении наносятся слои шпаклевки, которые должны полностью высохнуть. Последующий этап включает обработку поверхности пемзой, которая придаёт текстурированную основу, позволяющую легче наносить последующие краски и лаки. Внешняя сторона изделия покрывается черным лаком, тогда как красный лак используется преимущественно для внутренней отделки.
После подготовки заготовки следуют этапы: побелка будущего рисунка и обведение деталей карандашом с тонким грифелем.
Затем готовят темперные краски, представляющие собой яичную эмульсию, в которую вводится сухой пигмент. Для её приготовления яичный желток отделяется от белка и взбивается с уксусом. Процесс создания яичной эмульсии в палехе имеет свои нюансы: её разбавляют не водой, а уксусом или хлебным квасом, что придаёт краске нужные характеристики.
Краска наносится кистями, зачастую изготовленными художниками, что помогает достигать необходимых управляемых движений. В процессе рисования мастера часто используют лупы или увеличительное стекло для точной прорисовки деталей.
Наконец, завершённая картина покрывается несколькими слоями прозрачного лака — от 5 до 10, после чего осуществляется полировка до блеска.
Палехская роспись — это высокозатратное искусство, требующее от художника значительного времени, что и обусловливает высокую стоимость палехских произведений.
Палехская живопись пережила свой расцвет в 18 и начале 19 веков. Местные мастера активно работали над монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, включая оформление залов и фасадов Московского Кремля, церквей Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.
История возникновения и развитие в России
Возникновение миниатюрной живописи в Палехе стало результатом глубоких корней многовековых традиций русской живописи и народного искусства, которые составили её основу. Опыт палехских художников и иллюстраторов невероятно широк и разнообразен.
Под воздействием соседних новгородских, строгановских и ярославских школ, а также волжской живописи XVII века, палехские мастера выработали свой уникальный стиль. Несмотря на строгущее следование художественным правилам каждой школы, каждая из них стремилась привнести собственные особенности в выбор цветовой гаммы, фонов, изображений людей, предметов и элементов пейзажа. Стиль изображения со временем варьировался в зависимости от условий создания картин. Некоторые палехские работы содержат детали повседневной жизни: посуду, мебель, оружие и одежду, а также изображают палатки, кареты, пейзажи и архитектурные элементы.
Первые упоминания о Палехе появляются в летописях начала 17 века, где его описывают как место с выраженным иконным промыслом. В то время в деревне насчитывалось около двадцати иконных мастерских. Однако собственный стиль, который отличался изяществом, филигранной точностью и многоцветностью, начал формироваться лишь к середине XVIII века.
Помимо иконописи, палехские мастера также активно занимались монументальной живописью, создавая настоящие шедевры, без которых представление о внутреннем убранстве даже самых скромных церквей невозможно. Например, церковь Воздвижения Креста в самом центре Палеха была построена в период с 1762 по 1774 год и расписана местными художниками.
К середине XVII века известность палехских живописцев достигла таких крупных русских городов, как Москва. Мастеров приглашали в столицу для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант палехских художников можно оценить до сих пор, посещая известные российские исторические памятники, такие как Московский Кремль, Новодевичий монастырь и Сергиев Посад.
Палехские иконы были особенно высоко ценимы, поскольку их создавали с большой тщательностью и упорством, часто опираясь на образцы более ранних работ и представляя лучшие образцы русской иконописной традиции. Несмотря на высокую стоимость, спрос на палехские иконы оставался высоким, и с XVIII века село стало центром иконописи, сохранив выдающиеся традиции русской живописи XV-XVII веков. Палехская школа иконописи приобрела известность на всей территории страны, а её работы охотно покупались.
Однако к концу девятнадцатого века производство икон в России стало массовым, что положило начало снижению качества изделий. В погоне за увеличением объемов производства потерялось то, что особенно ценилось в русской живописи — способность детализированно передавать образы и эмоции, позволяя создаваемым ликам святых быть полными живости и глубины. Цена на иконы постепенно росла, но с учетом уменьшения их качества, это больше не оправдывало высоких затрат. Особенно сильный удар по традиции рукописной живописи нанесло изобретение массовой печати, что приводит к массовому появлению дешевых и легко доступных печатных икон. Тем не менее, социалистическая революция 1917 года стала решающим ударом для русской иконописи, включая палехскую живопись. После этого у мастеров практически не осталось работы, поскольку новая власть объявила производство икон нерентабельным и даже опасным занятием. Это и вызвало резкий переход палехских иконистов к другим областям творчества.
Палехская роспись в советское время
Искусство палехской миниатюры возникло сравнительно недавно и стало результатом революционных изменений в обществе. После Гражданской войны мастера палеха нашли новое применение своему искусству. В течение нескольких лет возникло новое направление — миниатюрные лаковые работы на различных предметах быта — таких как шкатулки, портсигары, булавки и блокноты. Новые работы стали отражать новые темы: сюжеты из деревенской жизни, русские народные сказки, литературные произведения известных авторов.
Первая попытка перейти к новому стилю была предпринята в 1918 году, когда мастера иконописи основали первую артель «Палех», занимавшуюся реставрацией. Однако вскоре из-за гражданской войны она была расформирована.
В середине 1920-х годов палехские художники объединяются для создания нового вида искусства, посвящённого росписи деревянной посуды и различных предметов быта. В 1923 году мастера иконописи нашли оптимальное решение — они перенесли палехский стиль живописи на расписные изделия из папье-маше, вдохновлённые аналогичными достижениями мастеров в подмосковном Федоскино, где такая практика существовала уже более ста лет. Стремление палехских мастеров сохранить красоту родной природы и передать свой обширный опыт и секреты живописи, выработанные на протяжении веков, способствовало зарождению уникального художественного языка. Объединив традиции русской живописи и народного искусства, группа агиографов создала нечто поистине уникальное.
Мастера того времени использовали в своих миниатюрах множество тем, связанных как с бытом людей, так и с природой родной земли, а также мифами и сказками. Включали в свои работы сюжеты на которых изображались хороводы, экипажи, музыку и сцены охоты и воссоздали образы героев басен Крылова, сказок Пушкина, а также прекрасные пейзажи живописной России.
Мастера 1920-х и 1930-х годов не отказались от использования яичной темперы и традиционных приёмов росписи — соответственно, фигуры, которые ранее расписаны золотом вручную. В палехских миниатюрах активно использовалась организация и завершённость пространства, целостность композиции и стилизация; посредством этих же техник удавалось решить проблему переноса плоского изображения на трёхмерные объекты.
Работы палехских художников получили высокие оценки у зарубежных ценителей народного искусства. Иностранные меценаты, впечатленные творчеством русских живописцев, предлагали палехским мастерам привлекательные условия для работы. Однако художники не желали покидать свои культурные корни, предпочитая черпать вдохновение из красоты родной земли. Это тонкое искусство продолжало находить отражение в сложных и утончённых контровках природы, где можно увидеть играющие на воде лучи солнца, светящиеся ажурные силуэты церквей и березовые рощи.
Современность
Палехская живопись по-прежнему актуальна. Каждый год в Палехской школе искусств обучаются новые мастера, которые становятся продолжателями традиций и старинного стиля палехской живописи. Эти художники создают уникальные, расписанные вручную произведения искусства, каждое из которых становится воплощением индивидуального стиля своего учителя, отражающего его художественное видение и мировоззрение.
На современных художниках лежит нешуточная ответственность, так как они продолжают искусство своих предков, которые создавали настоящие шедевры, вошедшие в анналы не только русского искусства, но и всего мирового культурного наследия. Современность обнажила слои изменений в культуре и в повседневной жизни палехцев. Образ жизни деревни, которая теперь преобразилась в провинциальный город, тоже претерпел изменения. Влияние крупных городов и современных тенденций в искусстве заметно усиливается. Народные традиции и простота образов постепенно уступают место новым веяниям. Несмотря на сложности, такие изменения не способны кардинально повлиять на глубинные корни исконно русской культуры. Многовековые традиции палехской живописи продолжают жить и развиваться в работах современного поколения палехских мастеров. Даже в сегодняшний день Палех сохраняет свою живописную идентичность. Душа народа, яркий русский колорит и многовековая традиция мастерства живут в работах художников, которые продолжают видеть красоту в обычной жизни и стремятся запечатлеть сказочность, вдохновляющую изобразительное искусство.
Современные палехские мастера консолидируют опыт и знания, переданные им предшествующими поколениями: они используют натуральные цвета, традиции росписи и присущие этому региону уникальные стили. Их работы полны верности традициям и истинному духу палехского искусства. В качестве сюжетов для своих уникальных миниатюр современные мастера используют вечные темы, вдохновленные как классиками прошлого, так и писателями современности, черпая вдохновение из богатого наследия русской культуры и исключительной красоты родной природы.
Заключение
Соблюдая уникальные традиции народного искусства и уважая наследие великих мастеров палехской школы, компания Fratelli Bassini изготавливает лаковые изделия в стиле палехской миниатюры, представляя широкий ассортимент — от произведений искусства, достойных музеев, до небольших сувениров, которые могут стать прекрасными подарками. Шкатулки, декоративные панно, футляры для украшений и многие другие изделия, созданные нашими мастерами, можно увидеть как в музеях, так и в частных коллекциях как в России, так и за границей.
В 2005 году в рамках нашей компании была основана живописная мастерская, целью которой стало возрождение традиционной русской иконописи. Наши преподаватели обладают широким практическим опытом, переданным им предыдущими поколениями русских живописцев. Высокий уровень профессионализма и строгое соблюдение стилистических правил и техник палехской иконописи позволяют нам выполнять заказы любой сложности — от небольших декоративных изделий и икон для домов до создания иконостасов и монументальных произведений иконописи для церквей и соборов.
Собственные производственные мощности и коллектив квалифицированных художников позволяют изготавливать уникальные подарки как в единственном экземпляре, так и в виде коллекции различных предметов.
Золото не только часть цветовой композиции палехских работ, но и важный элемент, символизирующий свет, что в христианской традиции олицетворяет нечто божественное и вечное. Тонкие линии золота и серебра подчеркивают свет и тень, влияют на восприятие формы фигур и отдельных компонентов композиции.
Элементы и узоры росписи
Живопись Палеха включает в себя различные мотивы и элементы, которые составляют её характер:
- Орнаменты, состоящие из спиральных, горизонтальных и изогнутых линий;
- Изображения деревьев в стилях Новгорода (15 век) и Строганова (17 век);
- Скалы и горные пейзажи;
- Архитектурные элементы в стиле Новгорода и Строганова;
- Волны и водные мотивы;
- Разнообразные ландшафтные композиции;
- Образы лошадей;
- Персонажи, олицетворяющие сказочные сюжеты;
- Лики святых и священные образы.
Палехская живопись часто представляет собой целые истории, где переплетаются фигуры, животные и великолепные пейзажные фоны. Благодаря разнообразной комбинации всех этих элементов художники способны создавать различные сценарные миниатюры.
Техника создания узора
На первом этапе создаётся композиция, которая переносится на бумагу. Этот эскиз впоследствии служит основой для всей миниатюрной картины. Изображение переносится на окрашиваемый предмет, предварительно покрыв его пемзой для достижения матовой текстуры.
Далее рисунок натирается сухим меловым порошком или известью. Затем рисунок переносится на место, где он будет нанесён, с помощью простого карандаша. При этом важно следить за четкостью линий и contour всех объектов. Для того, чтобы бумага не двигалась, её края лучше прикрепить скотчем.
Когда лист бумаги убирается, на поверхности остаётся четкий оттиск. Излишки порошка следует аккуратно удалить, не нарушая контуры рисунка. Это завершает первый этап подготовки палехской миниатюры.
На втором этапе происходит подготовка извести, что необходимо для улучшения устойчивости цветового пигмента к лаковой обработке. Известно, что черный лак может затушевывать насыщенность цвета, тогда как известь улучшает цветовые качества.
Работа на этом этапе требует внимания к размещению темных и светлых цветов. Светлые оттенки могут покрывать левую листву деревьев или одежду, в то время как более темные оттенки используются для фона.
Если на картине присутствуют участки, очень темные (например, тени), их обрабатывать известью не следует.
Правильное выполнение всех шагов в этом этапе создаёт вид законченного силуэта. Такие картины в данном формате можно увидеть в музеях Палеха. В технике росписи работал мастер И.И. Голиков.
На следующем этапе на поверхность наносятся пигменты. Здесь используются кисти с средней толщиной. В палитре можно смешивать много оттенков. Если тени наносятся густым слоем, используется более плотная консистенция краски. Поэтому для получения прозрачного оттенка следует наносить его в максимально разбавленном виде.
На четвёртом этапе вы начинаете процесс рисования, который состоит в раскрашивании каждого элемента и их контуров в более тёмные оттенки, накрывающие предыдущие слои. Каждое дерево должно быть четко очерчено; очертания их стволов и ветвей детализированы, а форма листьев — проработана. Горы детализируются, а водные поверхности трактуются игривыми волнами.
Если на миниатюре изображена человеческая фигура, то необходимо проработать каждую деталь одежды. В изображении животных также важно подчеркивать контуры. В процессе живописи применяются нежные, мягкие линии различной толщины — мастер регулирует силу нажима на кисть.
Необходимо обязательно добиваться слияния изображения с общей концепцией картины, чтобы это не выглядело как два независимых элемента. На заключительном этапе выделяются тени каждого элемента. Мелирование выполняется специализирующимися кистями, чтобы соблюсти объем. Следует отметить, что выделение теней и светлых участков не обязательно должно выполняться этими же красками, похожими на эмаль. Это правило особенно актуально для ландшафтного фона.
Золото продолжает занимать значимое место не только в цветовой палитре картин палехских живописцев, но и в их символизме. Тонкие линии золота и серебра подчеркивают фасетность нюансов света и тени, дополняя общую форму как фигур, так и отдельных элементов композиции. В конечном итоге золото олицетворяет божественный свет, что в христианской традиции يؤлить каращий вид существующего.
Заключение
Для создания каждой работы требуется немало времени — из-за высокой сложности палехская живопись считается одним из самых трудоемких ремесел. Поэтому условия и изделия мастер-ремесленников ценятся очень высоко. Ни одна гравюра или фотография не в силах передать тот наплыв тепла, который имеет рукотворная работа. Если вы желаете приобрести что-то невероятно красивое с индивидуальной росписью, лучше всего обратиться к настоящим профессионалам, знающим каждый аспект палехской росписи.
Рекомендуем изучить видеоматериал, который рассказывает о процессах работы мастеров палехской живописи.
Время от времени палехская живопись, её картины и орнаменты в период советской власти считались кулацкими. Благодаря заинтересованности властей в экспортных изделиях с таким орнаментом, это искусство смогло дожить до XXI века.
Историческая справка
История палехской миниатюры, как народного искусства, тесно связана с агиографией. В XVIII веке агиографы обосновались в селе Палех, которое тогда входило в состав Вязниковского уезда Владимирской губернии. Местные мастера также занимались росписью и реставрацией залов и фасадов Кремля, а также церквей Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года продолжение живописи стало невозможным, и через год была основана Палехская художественно-декоративная артель, где художники начали заниматься росписью по дереву. Иван Голиков и Александр Глазунов считаются основоположниками палехской миниатюры. Мастера освоили новый материал — бумажную массу, полученную смешиванием бумаги и картона с гипсом и крахмалом. В 1923 году палехские миниатюры были выставлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно производственной выставке и получили диплом II степени.
В декабре 1924 года группа палехских мастеров основала «Артель древней живописи». Работы этого объединения были представленные на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. В 1932 году было создано Объединение художников Палеха, которое в 1935 году преобразовалось в Ассоциацию художников Палеха. В 1954 году художественные мастерские Палеха вошли в состав Художественного фонда СССР. С сегодняшнего дня можно пройти четырехлетнее обучение в Палехской школе изобразительных искусств им.
Технология изготовления
Как уже упоминалось, основой для палехских миниатюр служит бумажная масса. Картонный блок спрессовывается и затем высушивается на протяжении нескольких дней. Затем его необходимо обработать льняным маслом, оставив на сутки, а затем высушить в горячем помещении на протяжении 48 часов. После обработки поверхность изделия шлифуется и подготавливается необходимой фурнитурой. После этого картридж грунтуется специальным составом и покрывается несколькими слоями черного лака и 7 слоями светлого лака, где каждый слой тщательно просушивается в печи.
При создании темперной живописи необходимо соблюдать четкий порядок. Темперные краски использовались еще в древности. Художники изготавливали их из сухих порошкообразных пигментов, используя в качестве связующих веществ эмульсии: как натуральные (яичные желтки), так и искусственные (смешивания масел в водном растворе клея). Для достижения мастерства в игривых линиях, точности и чёткости мелких силуэтов а также цвета потребуется время для обучения.
На начальном этапе линейный рисунок раскрашивается известью с тем, чтобы подчеркнуть тени и освещенные области. Затем мастера окрашивают гроб необходимыми цветами, тщательно прокладывая контуры всех элементов и подчеркивая известкой ручной работы детали; для этих целей нередко используют увеличительное стекло. Последний штрих дополняется золотыми элементами (золотой лист измельчается и смешивается с клеем), что дает всем изделиям теплый и яркий оттенок, словно светящуюся изнутри.
Использование золотых элементов в оформлении произведений искусства палехских мастеров уходит в традиции иконописи, где золото проявляется как символ божественного света.
В финальной стадии шкатулка покрывается масляным лаком и подлежит полировке. Этот процесс включает в себя нанесение нескольких слоев лака, которые должны тщательно высохнуть в течение определенного времени и при нужной температуре. Затем поверхность обрабатывается стеклом и пемзой и полируется на специальном шлифовальном круге, покрытом бархатной тканью.
Своеобразие стиля
Основной фон палехских картин черный, который символизирует тьму. Он подчеркивает жизнь и цвет всей композиции. Внутренние поверхности изделий обычно окрашивают в красные оттенки. Палехская живопись также характеризуется яркими темперными цветами и золотыми росписями. Элегантно描ндированные вытянутые фигуры акцентируют внимание на традициях иконографии. Герои, изображенный на работах, пополняют знания из русских сказок и эпосов, а также из классических произведений и песен. Изделия, такие как гробы, часто имеют собственные названия, например «Тройка», «Поход Гермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная».
Расписные гробы Палеха – это уникальные произведения искусства, в которые мастера вкладывают всю свою душу и многолетний опыт. Изготовленные с применением палехской техники, эти гробы известны не только в России, но и за её пределами, являясь значительной частью богатого русско-культурного наследия.
Иконопись на лаковой шкатулке
Как палехская миниатюра завоевала мир? В творчестве палехских художников стали появляться новые сюжеты: сценки из сказок и литературных произведений, привносящие нотки современности. Но в то же время палехские мастера успешно сохранили традиции более давней живописи. На лаковых миниатюрах используются традиционные композиционные решения, в основе которых лежат живописные законы. Лица, фигуры и складки одежды взяты из агиографической системы.
Гроб «Три музыканта», работа И.И. Голикова.
Традиционно палехские художники использовали для росписи миниатюр темперные краски, приготовленные самостоятельно, используя эмульсию из куриного яичного желтка. Художники использовали сусальное золото для покрытия светильников, что придаёт торжественности и выразительности палехским миниатюрам.
Палех в советское время
А.М. Горький высоко ценил творчество палехских мастеров. Он познакомился с иконописью в мастерской Д.А. Салбанова, куда его отправил дед, когда тот был подростком. Об этом периоде своей жизни Горький поделился в рассказе «К народу».
Максим Горький среди палехских художников.
Горький активно способствовал созданию библиотеки при артели «Палех», где хранились произведения классиков русской литературы — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и И.А. Крылова. Фигуры из этих произведений искусно изображались на миниатюрах палехских мастеров.
Шкатулка «Чичиков в Коробочке», 1936 год, работа В.М. Салабанова (1902-1941).
В 1928 году в Палехе открылась профессиональная школа античной живописи, которая в 1935 году преобразовалась в художественный техникум. В 1936 году училище было передано в систему Всесоюзного художественного комитета и получило название «Палехское художественное училище имени А. М. Горького».
По инициативе Горького в 1935 году в Палехе был основан государственный художественный музей, куда было передано имущество Крестовоздвиженской церкви, включая ценные исторические иконы. Церковь Воздвижения Креста Господня в Палехе была построена в 1762-1774 годах; это значимый памятник архитектуры, который обеспечил музейную часть и тем самым спас её от разрушения.
Работа А.В. Чикурина (1875-1965), палехское панно.
В 1970-х годах около 80% палехской миниатюрной продукции шло на экспорт, а мастера постоянно получали заказы от государственных структур.
Коробка «Русский лен», 1974 год, работа К. Кукулиевой.
Тем не менее, в период перестройки государственные структуры начали вмешиваться в сложившуюся систему работы палехских мастеров, ставя под угрозу их самостоятельное творчество. Художники, до этого работавшие автономно, осознали нежелание объединяться с промышленными предприятиями, что привело к распаду палехских художественно-производственных мастерских.
Палех сегодня
На сегодняшний день Палех представляет собой поселок городского типа и один из районных центров Ивановской области, находящийся в 65 километрах от Иваново. Палех включён в Золотое кольцо России и сейчас здесь проживает около пяти тысяч жителей, среди которых каждый седьмой является художником. Поэтому Палех по-прежнему справедливо называется «народной сельской академией», как справедливо отметил искусствовед Георгий Филимонов.
Палех. Фото: А. Савин.
Палех по праву можно назвать деревней-музеем. Здесь, помимо Музея палехского искусства, действуют музеи, такие как Музей-дом И.И. Голикова, Музей-дом Н.М. Зиновьева, Музей-дом П.Н. Корина, Музей лаковой миниатюры и Музей живописи.
Палех. Музей живописи.
Сегодня в Палехе существуют несколько художественных кооперативов и мастерских. Некоторые художники продолжают развивать традицию миниатюрной лаковой живописи, в то время как другие вновь вернулись к истокам, занимаясь написанием икон и росписью храмов. Современные миниатюристы усердно работают над тем, чтобы сохранить искусство миниатюры для будущих! поколений.
Плита «Песня», выполненная В.М. Ходовым (1942-1988) в 1979 году.
Народному искусству трудно выжить в условиях рыночной экономики, но есть причины полагать, что палехская миниатюра будет оценена по достоинству в современном обществе и продолжит развиваться как подлинное народное искусство.
Кадр «Битва Челубея с Пересветом», работа П.Ф. Чалунина (1918-1980), 1945 год.