Множество водителей часто пренебрегают своевременной заменой термостата. Данная статья подробно разъясняет, как правильно подключить и заменить термостат, описывает его работу и назначение, а также обсуждает возможные ошибки, связанные с этой частью автомобиля.
Как правильно устанавливается термостат
В этой секции будет представлен краткий обзор правильной установки термостата.
Как ни странно, но на протяжении всего времени, пока я пользовался своим автомобилем, термостат был установлен неправильно. Он был перевернут на 180 градусов. Надеюсь, что этот пост поможет кому-то избежать той ошибки, которую совершил я. Признаки: машина постоянно недогревалась, даже в летнюю погоду. Стрелка температуры всегда находилась ниже середины шкалы на приборной панели. Интересно то, что оригинальный термостат не совсем круглый, а имеет «выпухлость», которая идеально подходит в «углубление» выпускного коллектора. Примечательно, что перед этим, кстати, я менял термостат в автосервисе, и, очевидно, (это было на предыдущем двигателе) там он тоже был установлен неверно, поскольку симптомы с температурой были аналогичными.
Как только вы установите термостат в правильное положение, температура будет всегда находиться точно в середине шкалы. 🙂
Теперь обратите внимание на правильное положение термостата во время установки:
Спасибо за ваше внимание. Я буду рад, если эта информация будет полезна для кого-то. Учитесь на ошибках других. 😉
Как правильно заменить термостат
Неправильная замена термостата может привести к серьезным проблемам в системе охлаждения автомобиля. Мы рассмотрим не только процесс замены термостата своими руками, но и способы исправления последствий неудачного ремонта. Как правило, такие проблемы возникают из-за образования воздушной пробки; например, после замены термостата может прекратиться работа обогревателя, а также двигатель может перегреваться.
Замену термостата можно выполнить самостоятельно.
С правильной теоретической подготовкой замена термостата доступна даже для начинающего водителя. Однако следует быть внимательным к деталям и учитывать особенности конструкции своего автомобиля.
- Приобретайте только тот термостат, который рекомендуется для вашего двигателя. Все компоненты двигателя разработаны для работы в определенном температурном диапазоне, который напрямую связан с температурой открытия клапана термостата. Увеличение температуры в коротком цикле циркуляции охлаждающей жидкости приведет к длительной работе двигателя в условиях перегрева. Многие любители «тюнинга» оправдывают модификацию стремлением повысить эффективность системы отопления салона. На практике обогреватель не будет сильно нагреваться больше, а увеличенная тепловая нагрузка значительно сократит срок службы двигателя.
- Проверьте новый термостат на полноту. Чтобы предотвратить утечки антифриза, коммутирующая часть корпуса должна быть укомплектована прокладкой, которую также нужно заменить при замене термостата. К сожалению, не все производители включают прокладку в комплект. После затяжки корпуса прокладка сжимается, и при повторном использовании она уже не гарантирует должное уплотнение системы. Многие водители дополнительно используют герметик для прокладок, чтобы не менять её.
- Подготовьте необходимые инструменты. Если практически у каждого автомобилиста есть набор отверток, головок и трещоток, то найти звездообразные головки в наборе гораздо сложнее. Они часто используются на иностранных автомобилях для крепления различных деталей. Поэтому перед заменой лучше ознакомиться с инструкцией по эксплуатации вашего автомобиля или изучить отчеты и видео владельцев, которые показывают, как самостоятельно заменить термостат.
Конструкция терморегуляторов для радиаторов отопления
Термостатический регулятор радиатора состоит из двух основных элементов: клапана (термостатического клапана) и термостатической головки (термостатического элемента, который регулирует температуру). Эти устройства производятся для различных размеров труб и различных систем отопления. Термостатическая головка, как правило, съемная, и на один и тот же клапан можно устанавливать регуляторы разных типов, даже от различных производителей, поскольку седло является стандартным.
Термостатический регулятор радиатора состоит из специального клапана (вентили) и термостатической головки.
Существуют различные типы клапанов и регуляторов, поэтому перед установкой термостата для радиатора желательно ознакомиться с его конструкцией, функциями и возможными типами.
Термоклапан — строение, назначение, виды
Структура термостатического клапана очень схожа со стандартной структурой обычного клапана. У него есть седло и закрывающий конус, который отвечает за открытие и закрытие прохода для потока теплоносителя. Температура радиатора регулируется путем изменения количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор.
Термостатический клапан имеет различия в однотрубных и двухтрубных системах. Гидравлическое сопротивление в однотрубной системе значительно ниже (по крайней мере, в два раза), что является необходимым условием для балансировки системы. Клапаны не следует смешивать, поскольку это может привести к тому, что нагрев не произойдет. Клапаны для однотрубных систем предназначены для систем с естественной циркуляцией. При их установке гидравлическое сопротивление увеличивается, но система продолжает функционировать.
Каждый клапан снабжен стрелкой, указывающей направление потока теплоносителя. При установке его необходимо монтировать так, чтобы направление потока соответствовало указанной стрелке.
Из каких материалов
Корпус клапана изготавливается из коррозионно-стойких металлов, часто дополнительно покрытых защитным слоем (например, никелем или хромом). Клапаны могут быть изготовлены из:
- Меди (никелированная или хромированная),
- Латуни (никелированная) или бронзы (также никелированная),
- Нержавеющей стали.
Корпуса обычно изготавливаются из латуни или бронзы, при этом покрываются никелем или хромом для повышения их устойчивости к коррозии.
Очевидно, что нержавеющая сталь является оптимальным выбором, так как она химически нейтральна, не ржавеет и не вступает в реакцию с другими металлами. Однако стоимость таких клапанов высока, и их трудно найти в продаже. Латунные и латунные клапаны имеют примерно одинаковый срок службы, но важно учитывать и качество сплава, которое должно тщательно контролироваться авторитетными производителями. Вопрос о том, стоит ли доверять менее известным производителям, остается открытым, но следует внимательно следить за тем, чтобы на корпусе была установка стрелки, указывающей направление потока. Если стрелки нет, то это признак низкокачественного изделия, который лучше избегать.
По способу исполнения
В зависимости от методов установки радиаторов, клапаны производятся в прямом (сквозном) и угловом исполнении. Выбирайте тот тип, который наиболее подходит для вашей системы.
Название/бренд | Для какой системы | DN, мм | Материал корпуса | Рабочее давление | Цена |
---|---|---|---|---|---|
Danfoss квадратный RA-G с регулируемым | однотрубная труба | 15 мм, 20 мм | Никелированная латунь | 10 бар | 25-32 $ |
Danfoss, прямой RA-G с регулировкой | однотрубная труба | 20 мм, 25 мм | Никелированная латунь | 10 бар | 32 — 45 $ |
Регулируемый угол RA-N Danfoss | две трубы | 15 мм, 20 мм. 25 мм | Никелированная латунь | 10 бар | 30 — 40 $ |
Danfoss, прямой RA-N с регулируемым | две трубы | 15 мм, 20 мм. 25 мм | Никелированная латунь | 10 бар | 20 — 50 $ |
БРОЕН, прямой с фиксированной настройкой | две трубы | 15 мм, 20 мм | Никелированная латунь | 10 бар | 8-15 $ |
БРОЕН, угловой с регулировкой | две трубы | 15 мм, 20 мм | Никелированная латунь | 10 бар | 10-17 $ |
БРОЕН, прямой с фиксированной настройкой | однотрубная труба | 15 мм, 20 мм | Никелированная латунь | 10 бар | 19-23 $ |
ОВЕНТРОП, осевой | ½» | Никелированная латунь с эмалевым покрытием | 10 бар | 140 $ |
Если обогреватель не работает, рекомендуется сначала снять термостат и включить обогреватель заново. Если он начинает работать после этого, значит, причина кроется в термостате. Если вы недавно купили устройство, рекомендую обратиться к дилеру, чтобы он заменил его на исправный. Если обогреватель все еще не работает, стоит искать другие причины.
Как устроен и работает терморегулятор
Термостат представляет собой механизм, состоящий из рычажного устройства и контактов. Это небольшая коробка с ручкой. По одну сторону располагается капиллярная трубка, заполненная рабочим телом, например, фреоном, а с другой — контакты, предназначенные для подключения к электрической цепи (их количество варьируется от 2 до 6 штук). Длина герметичной трубы может варьироваться от 0,8 до 2,5 метров, и обычно она наматывается спирально, что обеспечивает плотно сцепление со стенками испарителя.
Конец капиллярной трубки находится в зоне охлаждения и соединен с испарителем. Когда температура понижается, давление внутри капилляра уменьшается. Под давлением пружины баббл сжимается, и рычаг поворачивается вокруг своей оси, размыкая контакты. Если температура повышается, давление увеличивается, что в свою очередь вызывает расширение капилляра против сопротивления пружины, в результате чего рычаг снова поворачивается, замыкая контакты.
Установленная температура зависит от силы пружины. Если пружина имеет большее усилие, контакты замыкаются и поддерживается более высокая температура; в то время как меньшее усилие приводит к снижению температуры. Эта сила задается с помощью ручки; степень натяжения пружины меняется в процессе поворота ручки.
Принцип работы холодильников с электронным управлением схож с вышеописанным. Капиллярная трубка фиксирует фактические значения и корректирует установленную температуру. Электронный блок управляет данными, поступающими от различных датчиков.
Важно отметить, что ремонт или замена электронного термостата требуют специального оборудования и знаний в области электроники. Заменять или ремонтировать их самостоятельно затруднительно.
Типы терморегуляторов для холодильников
На рынке встречаются два основных типа термостатов:
Электронный термостат представляет собой электронную панель управления с индикаторами и вся необходимая информация отображается на дисплее. Это наиболее современное устройство, которое более точно контролирует изменения температуры. Однако технологии, связанные с электронным блоком управления, являются более сложными и, как следствие, более дорогими, поэтому на сегодняшний день чаще используются механические термостаты.
Краткая справка: механический термостат может быть заменен на электронный.
На рынке имеется три основных типа механических регуляторов температуры:
- Российские устройства (например, производимые на Орловском заводе) — серия ТАМ,
- Термостаты, производимые в Дании — Danfoss,
- Итальянские (Ranco) модели — K-50, K-52, K-55, K-56, K-57, K-58, K-59.
Эти регуляторы используются в холодильниках таких марок как Минск, Орск, Beko, Candy, Indesit, Bosch, Ardo, Samsung и многих других.
Среди наиболее распространенных механических термостатов можно отметить:
- ТАМ-112, ТАМ-113 — эти модели применяются в однокамерных холодильниках и аналогичны K-50,
- ТАМ-125 — используется в двухкомпрессорных двухкамерных морозильниках, аналогично K-57,
- TAM-133 — используется в двухкамерных комбинированных холодильниках, аналог K-59, Danfoss 077B6,
- TAM-145 — трехконтактный регулятор температуры морозильной камеры с сигнализацией разморозки (красный индикатор на панели управления).
Местоположение терморегулятора
Расположение регулятора зависит от конкретной модели холодильника. Для получения информации о конструкции и расположении устройства обратитесь к руководству пользователя. Обычно термостат расположен рядом с ручкой регулировки температуры. В старых моделях он может находиться внутри отсека под лампочкой и закрыт защитной крышкой. Чтобы снять компонент, необходимо потянуть за ручку на себя. Затем открутите винты, и аккуратно снимите корпус.
В современных моделях термостат располагается снаружи, как правило, над дверцей. При его снятии потребуется также демонтировать регулировочную ручку. После этого ослабьте винты и снимите крышку, возможно, потребуется также снять капсулирующую лампу, а затем аккуратно вытяните термостат.