Если вы не хотите отправляться в гараж для самостоятельной проверки работы кондиционера, у вас есть несколько альтернативных вариантов. Первое, что нужно сделать, — это снять компрессор. Второй вариант заключается в проведении диагностических проверок без необходимости разборки устройства.
Проверка системы кондиционирования автомобиля
Система кондиционирования воздуха в вашем автомобиле функционирует по принципу, аналогичному бытовому холодильнику, который работает на базе герметичной системы, заполненной фреоном — специальным хладагентом. Этот процесс позволяет охлаждать воздух в салоне автомобиля, создавая комфортную атмосферу в любую погоду.
При покупке подержанного автомобиля важно убедиться в исправности кондиционера. Однако, зачастую будущий владелец не знает, каким образом проверить работу компрессора кондиционера. В этой статье мы детально рассмотрим, как удостовериться в правильной работе компрессора, узнаем о возможных неисправностях и поймем, что следует делать в случае, если система кондиционирования не функционирует.
Как проверить муфту компрессора кондиционера
Обращение к квалифицированным специалистам на специализированной станции технического обслуживания (СТО) — самый надежный метод проверки системы кондиционирования. Однако не всегда покупатель имеет возможность воспользоваться данным методом. Некоторые продавцы нередко дают уклончивые ответы на вопросы о работоспособности системы кондиционирования воздуха:
- «Система работает, но фреон не заправлен»,
- «Один из шлангов поврежден; его нужно заменить, но остальное в порядке»;
- «Ремень был демонтирован на зиму, так как он сломался».
Ответы подобного рода должны вызывать у вас настороженность. Дело в том, что основной причиной поломки кондиционера часто становится неисправность компрессора — наиболее дорогой компонент в системе кондиционирования. В компрессоре первая деталь, которая выходит из строя, это глушитель, поэтому важно убедиться в его работоспособности и продемонстрировать диагностику.
Как именно проверить муфту компрессора кондиционера? Вам следует выполнить следующие шаги:
- Включите кнопку кондиционера — в этом случае должен загореться индикатор активации системы,
- При активации системы вы должны услышать «щелчок» в моторном отсеке, что будет свидетельствовать о подключении муфты к компрессору.
Рекомендуется проводить этот тест в команде — один человек управляет кнопкой, а другой наблюдает за работой муфты в двигателе. При отключении компрессора вращение будет происходить лишь шкива, в то время как нажимной диск останется неподвижным. Когда кондиционер включен, пластина примагничивается к шкиву, запускается совместное вращение со ступицей привода, что сопровождается характерным щелчком.
Обратите внимание, что этот способ проверки применим не ко всем автомобилям. На некоторых современных моделях пластины вращаются совместно со шкивом, а соединение со ступицей находится внутри конструкции. Существуют автомобили с более сложной архитектурой, что усложняет визуальную диагностику сцепления компрессора. Тем не менее, «щелчок» является важным индикатором работоспособности — его следует слышать при включении муфты. В случае, если звук отсутствует, это может свидетельствовать о неисправности муфты и компрессора.
Существует еще один метод проверки работоспособности сцепления даже без запуска двигателя. Этот тест можно провести следующим образом:
Таким образом, вы можете проверить сцепление даже при отсутствии фреона в системе. Важно, чтобы рабочее сцепление издавало характерные звуки во время движения.
Проверка работоспособности компрессора автомобиля
Для проверки работоспособности компрессора вам понадобится манометр. Однако эту процедуру следует проводить исключительно в условиях специализированного сервисного центра с соответствующей аппаратурой:
- Подключите манометр к системе кондиционирования автомобиля и запустите двигатель,
- Включите кондиционер и следите за показаниями манометра — если компрессор функционирует корректно, давление в системе должно возрасти,
- Если наблюдается повышение давления, значит, компрессор работает исправно; в противном случае необходимо искать причину неисправности в других компонентах системы кондиционирования.
Для получения доступа к контактам компрессора необходимо разобрать конструкцию кондиционера так, чтобы обеспечить доступ к компрессору. Контакты, как правило, защищены завинчивающейся крышкой, которую можно обнаружить по проводам, подключенным к компрессору. Сняв эту крышку, вам откроется доступ к трем контактным клеммам с подключенными проводами.
Устройство системы охлаждения
Давайте вначале разберемся, из каких элементов состоит система охлаждения. Под понятием «система» подразумевается набор определенных компонентов, которые функционируют совместно для обеспечения необходимого уровня охлаждения. Важно отметить, что вся система полностью герметична и заполнена охлаждающей жидкостью (фреоном) и компрессорным маслом. Смазка плавно уменьшает трение между работающими деталями, аналогично тому, как это делает моторное масло. Это способствует снижению нагрузки на внутренние компоненты, что, в свою очередь, продлевает срок их службы.
Кроме того, масло также способствует отводу части тепла, выделяемого при трении, и удаляет мельчайшие частицы, что значительно улучшает рабочие характеристики. Таким образом, газ и масло непрерывно циркулируют по трубопроводам, что приводит к созданию комфортного климата внутри автомобиля. Основные компоненты системы кондиционирования воздуха включают в себя следующие элементы:
- Компрессор,
- Конденсатор (радиатор),
- Испаритель,
- Вентилятор,
- Предохранительный клапан,
- Приемник-сушилка,
- Расширительный клапан,
- Вытяжной вентилятор,
- Трубопроводы.
Скоординированная работа всех этих элементов обеспечивает высокий уровень комфорта в салоне автомобиля. Когда вы ясно понимаете, из каких деталей состоит и как работает вся система охлаждения вашего транспортного средства, вы в состоянии проводить диагностику самостоятельно, что позволяет сэкономить деньги. Тем не менее, в сложных ситуациях, особенно связанных с ремонтом, обращение к профессионалам часто оказывается необходимым и оправданным.
Важная составляющая
Следует обратить внимание на расположение компрессора. Как именно это устройство, так и другие элементы зависят от его корректной работы, что, в свою очередь, влияет на стабильность и функциональность всей системы охлаждения. Компрессор системы кондиционирования автомобиля можно без преувеличения назвать сердцем всей этой системы! Это самый сложный агрегат, отвечающий за перекачку хладагента через всю систему, создавая при этом необходимое давление.
На сегодняшний день используются два основных типа компрессоров:
- Аксиальный поршень,
- Ротационный поршень.
Несмотря на то, что существует до 40 различных типов, эти два считаются наиболее распространенными. Некоторые современные устройства способны разделить систему на два контура — высокого и низкого давления. В профессиональном сленге они именуются по-разному:
- Контур высокого давления или перед испарителем — это линия высокого давления.
- Линия низкого давления — это линия, соединяющая испаритель с компрессором.
Работа блока осуществляется за счет вращения коленчатого вала, и при активации кондиционера происходит соединение основных компонентов всего механизма:
- Ведомый шкив,
- Приводной ремень,
- Электромагнитная муфта,
- Приводной двигатель, соединяющий все механизмы и валы.
Электромагнитная муфта активируется нажатием кнопки, и она соединяет вал компрессора со шкивом. Следует отметить, что этот элемент постоянно вращается из-за общего приводного ремня двигателя. При отключении муфты происходит обратное — сцепление размыкается, и шкив продолжает вращаться, не влияя на подачу охлаждающего воздуха. Иными словами, устройство находится в режиме нейтрального движения, при котором охлаждение не осуществляется.
Принцип действия силового агрегата
В чем основной смысл работы компрессора? В его функции сжатия газообразного хладагента. Это также способ обеспечения циркуляции хладагента в системе. Прежде чем попасть в механизм сжатия, хладагент подвергается предварительному давлению, близкому к атмосферному.
Затем он сжимается насосом и направляется непосредственно в конденсатор. Во время этого процесса сжатия хладагент нагревается. Важно отметить, что компрессор не контактирует с фреоном в его жидком состоянии, поскольку попадание жидкости в полость может привести к быстрому выходу устройства из строя.
Как работает вся система кондиционирования?
Интересно рассмотреть и этот вопрос. Понимание работы системы кондиционирования может оказаться весьма полезным. Как уже было упомянуто, кондиционер функционирует аналогично бытовому холодильнику, присутствующему в каждом доме или квартире. Один из основных принципов основан на естественных физических явлениях, знакомых каждому, кто закончил школу с определённым уровнем успеваемости. При испарении происходит поглощение тепловой энергии, а при конденсации — ее выделение обратно в окружающую среду.
После сжатия горячая охлаждающая жидкость поступает в конденсатор, где она охладится под воздействием потока холодного воздуха (как от движения автомобиля, так и благодаря вентилятору охлаждения двигателя). Охлажденная жидкость конденсируется и направляется в сушилку для фильтрации. Очищенный хладагент проходит через термостатический расширительный клапан (TAV), который регулирует Степень нагрева паров.
Затем газ-хладагент по трубопроводам отправляется в испаритель. В этой части устройства происходит испарение жидкости при температуре, близкой к температуре кипения воды. Именно здесь раскрывается суть работы всей системы. Теплый воздух из салона встречается с уже охлажденными трубами и возвращается в салон холодным, что и обеспечивает циркуляцию воздуха.
Из испарителя хладагент вновь подается в компрессор, замыкая цикл. Процесс продолжается бесконечное количество раз, обеспечивая комфорт в салоне автомобиля.