Семисвечник менора в иудаизме – в чём смысл священного предмета. Еврейский подсвечник как называется?

Трудно сказать, когда христианство начало использовать символизм иудаизма. Согласно археологическим раскопкам в Палестине, менора использовалась вместе с символом христианства уже в шестом веке. Их сочетание было найдено на стенах домов, руинах церквей, алтарях, светильниках и т.д.

Фонарь со свечой внутри как называется

Ниже приводится описание меноры из Книги Шмот (Шмот 25:31-40).

Там говорится, что Бог повелевает пророку Моисею построить светильник: «И сделай светильник из чистого золота; светильник и ножка его, и ствол его должны быть из золота чеканного; венцы его, и завязи его, и цветы его должны быть из золота. И шесть ветвей выйдут из сторон его: три ветви светильника с одной стороны, и три ветви светильника с другой стороны».

Уникальным в украшении Меноры является следующее: «…три венца миндаля на одной ветви, одна завязь и один цветок; и три венца миндаля на одной ветви, одна завязь и один цветок; так в шести ветвях, выходящих из светильника. А в светильнике (целых) четыре венца миндаля, завязь и цветок. И яичник под двумя ветвями его, и яичник под двумя ветвями его, и яичник под двумя ветвями его; из шести ветвей, исходящих от светильника. Их яичники и их разрезы должны быть из него, все из чеканного, чистого, неоскверненного золота».

В следующих предложениях описываются светильники меноры и утварь для их зажигания: «И сделай семь светильников его, и зажги светильники его, и свет его будет на лице его. И щипцы его и диски его будут из чистого золота. Из таланта чистого золота должен быть сделан он со всеми этими частями. Смотри и делай его по образцу их, который показан тебе на горе».

Таким образом, свет от шести ламп по бокам был направлен в центр.

Раши объясняет, что «высеченная работа», о которой говорится в Торе, не была строительством отдельных частей, которые затем соединялись вместе. Лампа должна была быть сделана из цельного куска золота, который мастер разрезал молотком и специальным инструментом, отделяя ветви с одной и другой стороны. Когда Моисей осознал эту трудность, Бог сказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и менора загорелась сама собой.

Центральный светильник меноры (по другим мнениям, крайний светильник на южной стороне) чудесным образом горел непрерывно. Поэтому его также называли «нер тамид», «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других светильников зажигалось каждую ночь.

Зажигание приходится на время наступления темноты

Во многих общинах принято зажигать ханукальные свечи сразу после захода солнца (за исключением пятницы, когда это нужно было делать раньше, до зажигания шаббатних свечей, и следующей ночи, когда зажигание откладывалось до прочтения Авдалы).

В других общинах освещение происходит после захода солнца (примерно через полчаса после захода солнца). Если вы хотите узнать, когда будут зажигаться свечи, обратитесь в свою церковь или посмотрите календарь, в котором указано время захода солнца. В любом случае ханукальные свечи должны отвечать определенным требованиям и гореть не менее 30 минут после захода солнца.3

Святыня православного мира

Необычная свеча, зажженная Святым светом, состоит из 33 свечей — по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Свечи привозят из Иерусалима, где они используются для получения света благодати. Она проходит каждый год в Храме Гроба Господня накануне великой Пасхи.

Горящая свеча Иерусалима символизирует воскресение Сына Божьего. Православные христиане верят, что все человечество погибнет, если не сойдет божественное пламя. Каждый год миллионы паломников приезжают в Израиль, чтобы стать свидетелями этого чуда. В первые 10 минут после возгорания пламени нельзя обжечься, поэтому верующие умывают им лицо, прикасаются к нему руками и проводят им по волосам. Таким образом, они избавляются от грязи и обретают внутренний покой и легкость.

Это интересно:  Выбираем что лучше: постельное белье поплин или перкаль. Перкаль и поплин в чем разница

Горящая свеча Иерусалима символизирует воскресение Сына Божьего.

Настоящие свечи изготавливаются только в Иерусалиме, монахами храма. Монахи делают их из пчелиного воска, так что оригинал отличается от подделок сладким медовым ароматом. Как правило, 33 свечи соединяются между собой нитью. На факеле может быть маленькое изображение Христа и цветные полоски.

Сегодня многие университеты и институты по всему миру занимаются изучением этой науки. Существуют как отдельные факультеты, занимающиеся этим предметом, так и целые институты. Например, Институт еврейских исследований в Санкт-Петербурге в России существует с 1992 года.

Что представляет собой менора

Семь свечей, семь теней

Танцы на скалах (© Кипелов)

Менора — что это такое? Как видно на фотографии, это свеча оригинальной формы на семь свечей. Однако во времена Исхода и Иерусалимского Храма свечи не использовались; вместо них первосвященник наливал в священные сосуды свежее оливковое масло.

священник чистит светильник

Священник наполняет лампаду маслом.

Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют человеческую мудрость, направляемую центральным посохом — ветвью божественного света. В скинии менора находилась в южной части храма, перед завесой, скрывавшей Святое Святых. Согласно историческому и военному деятелю Иосифу Флавию, три из семи чаш меноры зажигались не только ночью, но и днем.

Менора – значение символа

Как религиозный символ, менора не может быть истолкована однозначно. Древние писатели приписывали ему космическое значение, а его последователи ассоциировали его с универсальным деревом.

Фреска с изображением Меноры

Менора — это обозначение Бога, покоящегося на дереве жизни в Эдемском саду. Раввинистические, христианские и гностические толкования сходятся в этом вопросе.

С эзотерической точки зрения следует отметить три вещи: огонь, число «7» и золото, из которого предположительно была сделана менора. Огонь всегда и без исключения означает божественное начало, именно поэтому свечи и светильники (не говоря уже о ритуальных жертвенных кострах древности) есть почти во всех храмах мира.

Это также один из самых известных символов иудаизма. Согласно легенде, печать легендарного царя Соломона украшала его перстень, с помощью которого он мог управлять стихиями природы.

Число «7» часто встречается в Каббале: 7 небес, 7 планетарных архангелов, 7 церквей, каждая из которых соответствует одному из семи времен года. Не говоря уже о семи днях недели, семи музыкальных нотах, семи цветах радуги и семи основных чакрах человека. Во многих культурах «семь» считается счастливым числом, приносящим удачу.

Золото — металл, который боготворили многие народы (вспомните легендарные сокровища ацтеков). Была также поговорка, что «каждая человеческая душа сделана из золота, с большими или меньшими оковами».

Менора и ханукия – в чем отличие?

Ханукальные светильники немного похожи на менору, поэтому их часто путают, что в корне неверно. Ханукальные огни зажигаются во время праздника Ханука, восьмидневного празднования победы Маккавеев над греками.

ханукия - светильник с 9-ю свечами

Ханука — это канделябр с девятью свечами.

Каждая еврейская семья (по количеству мужчин) была обязана нести ханукальную свечу. В отличие от меноры, у ханукии было 9 рожков, а не 7. Их вешали с левой стороны от входной двери в дом. Когда еврейские символы были запрещены в Европе, в доме стали размещать ханукальные дощечки. Подобные светильники изготавливались из различных материалов, от глины до камня и металла, а их форма не была строго регламентирована и зависела от пожеланий и материального достатка заказчика.

Цены на конкретный антиквариат могут быть выше, если он имеет высокую ценность. В частности, большая серебряная корона с изысканным декором на еврейскую тему ценилась коллекционерами. На аукционе Sotheby’s в апреле 2013 года она была приобретена за 857 тысяч долларов при оценке в 300-500 тысяч долларов.

Как появился?

Почти с самого начала существования всех религий свечи использовались в религиозных службах. Однако позже их повсеместно заменили подсвечниками. Однако в иудаизме свечи в меноре стали использоваться гораздо позже, чем в других религиях. Первоначально на семисвечниках размещались только светильники. Существует теория, что семь свечей символизируют семь планет.

Согласно другой теории, семь свечей означают семь дней, в которые Бог создал наш мир.

Считается, что первый израильский канделябр с семью светильниками был создан евреями во время их путешествия по пустыне и позже помещен в Иерусалимский храм. Во время путешествия по пустыне лампаду зажигали перед каждым заходом солнца, утром очищали и готовили к следующему зажжению. Первая менора долгое время стояла в Иерусалимском Храме, пока не была украдена во время разграбления Римской империей.

Это интересно:  Как выбрать коврик в прихожую. Коврик в прихожую какой лучше

По некоторым данным, кроме главной меноры в храме было еще 9 менор того же типа, сделанных из золота. Позже, в Средние века, лампа стала одним из важнейших символов иудаизма. Вскоре после этого он стал полноценным и важным знаком и эмблемой для тех, кто обратился в еврейскую веру. Маккавейские мученики были теми, кто, согласно традиции, зажег светильники, которые горели восемь дней во время их борьбы за свободу.

Это событие произошло в 164 году до н.э. Позже этот канделябр был преобразован в восьмипламенный канделябр, также известный как ханукальный канделябр. Мало кто заметил, но семи ветвистый канделябр является эмблемой современного государства Израиль.

Сегодня этот золотой элемент используется в каждой еврейской храмовой службе.

Интересные факты

  • Еврейские подсвечники никогда не зажигались свечами, но на них сжигалось масло.
  • Для зажигания меноры можно было использовать только чистое масло. Это было чистейшее масло, которое не нужно было фильтровать. Другие виды масла должны были очищаться и поэтому не могли быть использованы.
  • Само слово «менора» переводится с иврита как «светильник».
  • Строго запрещено делать светильники, имитирующие менору. Не разрешается делать их не только из золота, но и из других металлов. Даже в храмах в качестве светильников используются подсвечники с большим или меньшим количеством ветвей.

О том, как выглядит еврейский подсвечник, его истории и значении вы узнаете из следующего видео.

Позднее менора стала типичной конструкцией для Мизры в синагогах (7 слов (Псалом 113:3) соответствуют ее 7 ветвям) и иногда также использовалась в качестве декоративного элемента на Ковчеге Свитков. Амулеты иногда содержат 7 слов или 7 стихов, которые также имеют вид меноры.

Что символизирует православный семисвечник?

Менора является неотъемлемой частью инвентаря Святого стола каждой православной церкви. Он помещается напротив места алтаря в Святом алтаре (называется реликварий) или непосредственно на алтаре (реликварий). Семисвечник — это специальный канделябр с семью ветвями, на концах которых находятся свечи или иконные лампады (чаши с маслом), зажигаемые во время богослужения.

Православный семисвечник

Фото: Kazanskiy-sobor.cerkov.ru

Впервые он упоминается в Ветхом Завете в связи с созданием первого храма — скинии во времена пребывания еврейского народа в пустыне. Золотой светильник (менора) был сделан из цельного куска золота весом 35 килограммов (Исход 25:31) и был установлен в скинии пророком Моисеем по повелению Бога. Затем она была возложена на алтарь Иерусалимского храма. Менора имела форму толстого стебля с шестью ветвями на круглом основании. Ствол и ветви были увенчаны светильниками, наполненными лучшим оливковым маслом. Их зажигали ночью и не гасили до утра (Левит 24:3).

Легенда гласит, что средняя лампа горела сильнее остальных, хотя количество масла во всех чашах было одинаковым. Чудо закончилось за 40 лет до разрушения Второго Храма в Иерусалиме.

В Ветхом Завете светильник символизировал присутствие Господа среди верующих в храме, описанное в Писании как свет для всех земных существ, или подсвечник (Псалом 103:2; 2 Царств 22:29).

В иудаизме менора со временем утратила свое духовное значение и стала национально-религиозным символом (эмблемой) Израиля. Он стал символом иудаизма и сегодня украшает герб государства Израиль.

Семисвечник в христианстве

Семисвечник в алтаре

Фото.

В первые века существования христианской церкви алтари храмов освещались двумя свечами, символизирующими две природы (человеческую и божественную) Господа нашего Иисуса Христа. Помимо символики, такое количество свечей объясняется тем, что из-за гонений на христиан службы проводились тайно, и маленький огонек привлекал меньше внимания.

Через некоторое время, когда христианство стало официальной религией и начали строиться храмы, священники стали следовать описанию в Писании при устройстве алтаря церкви (ведь Иисус Христос не уничтожил ветхозаветный закон, а дополнил его), и семь светильников заняли свое прежнее место.

Помимо указаний Господа о размещении скинии на месте семи светильников, на это повлияло видение апостола Иоанна Богослова, который увидел семь огненных светильников перед престолом Господа (Откровение 4:5).

Что символизирует семисвечник?

Семисвечник

Фото.

Это интересно:  Перегородки из ткани в современном интерьере-виды и способы зонирования. Штора как перегородка в комнате.

По словам иеромонаха Иова (Гумерова), Новозаветная Церковь унаследовала ветхозаветную религию, открытую Богом, и получила семь светильников как священный символ даров Святого Духа (Откр. 4:5).

  • Семь таинств Церкви: крещение, помазание больного, священство, брак, причастие, покаяние (исповедь) и конфирмация,
  • Семь экуменических соборов,
  • Древо жизни в центре рая,
  • Семь церквей из видения апостола Иоанна Богослова,
  • Семь дней творения,
  • Богатство и полнота Божественной благодати.

В Новом Завете духовное значение подсвечника приобретает более глубокое значение. Теперь она означает не только присутствие Бога среди верующих, но и напоминает каждому православному об излившейся на него Божьей благодати, преображающей человека и дающей возможность спасения и единения с Богом через таинства Церкви.

Менора — что это такое? Как видно на фотографии, это свеча оригинальной формы на семь свечей. Однако во времена Исхода и Иерусалимского Храма свечи не использовались; вместо них первосвященник наливал в священные сосуды свежее оливковое масло.

Цена, уход антиквариата по иудаике с аукционов

Антикварные предметы иудаики пользуются большим спросом на крупных аукционах. Существует множество вариантов менор, чашек для киддуша, ханукии, драгоценных книг, открыток и альбомов, рассказывающих о еврейской жизни. Например, посмотрите, как избавляются от различных антикварных предметов с еврейской тематикой.

Свитки Торы много раз выставлялись на аукцион в различном исполнении и состоянии: Бумага и пергамент, с топорами и без них и т.д. Например, в декабре 2015 года с аукциона Sotheby’s ушел свиток Торы XIII века на пергаменте. Оцениваемый в $300 000-500 000, лот был продан за $310 000.

Свиток Торы на пергаменте. 13 в.

На том же аукционе другой свиток на пергаменте был продан за 162,5 тысячи долларов при оценке 40-80 тысяч долларов. А в декабре 2017 года свиток Торы XV века на листовом пергаменте был продан за 150 000 долларов по медианной оценке.

Свиток Торы на пергаменте и валах. Около 15 в.

Меноры и ханукии очень популярны. Их цена во многом зависит от сложности украшения и наличия драгоценных металлов. Некоторые предметы обстановки являются произведениями искусства, другие выполнены без декора и фурнитуры, третьи отражают особенности той или иной страны. Вот несколько примеров.

В июле 2017 года на аукционе Sotheby’s был выставлен интересный образец ханукии. Это один из первых примеров английской версии лампы начала XVIII века. Скульптурный шедевр ушел с молотка за 333 тысячи фунтов стерлингов при оценке 150-250 тысяч фунтов стерлингов.

Ханукия английского образца. 1711 г.

Несколько других вариантов ханукии также были выставлены на аукционе Sotheby’s: в 2013 году польская ханукия была продана за 81 000 долларов, а французская — за 87 500 долларов.

Монументальная польская ханукия. 1771 г.

Рукописные книги также представляют большой интерес для коллекционеров. Например, в декабре 2017 года была продана редкая копия «Платной книги» раввина Самуэля Ульма XV века. Лот заинтересовал участников торгов и был продан за $435 000 при оценке в $300 000-500 000.

Рукописная копия «Книги таможни» раввина Самуила Ульма. XV век.

Из тех же сделок вышла книга «Пять книг с Масорой», которая датируется примерно тринадцатым веком. За редкий экземпляр просят $237,5 тыс. при оценке в $200-300 тыс.

Пятикнижие с Масорой. Около 13 века.

Цены на конкретный антиквариат могут быть выше, если он имеет высокую ценность. В частности, большая серебряная корона с изысканным декором на еврейскую тему ценилась коллекционерами. На аукционе Sotheby’s в апреле 2013 года она была приобретена за 857 тысяч долларов при оценке в 300-500 тысяч долларов.

Оценка и продажа антиквариата по иудаике

Некоторые предметы в категории «Иудаика» стоят более миллиона долларов, в то время как другие могут продаваться за несколько тысяч рублей. Мы советуем вам оценивать антикварные предметы перед продажей, особенно если у вас в руках антиквариат с роскошным декором.

Вы можете продать свой антиквариат на нашей платформе. Для этого необходимо подготовить краткое описание вашего товара, представить фотографии и ознакомиться с условиями продажи в комиссионке.

Оцените статью
Build Make