Для стиля хай-тек неуместны такие ткани, как ситец, лен или сатин, которые могли бы напомнить о бабушкином сундуке. Вместо этого для него важны синтетические материалы и новаторство в текстильной отрасли. Идеально, если текстильный цвет способен воспроизводить металлический блеск, например, ртути, латуни, алюминия или меди. Это позволяет создать стильные, функциональные и гармоничные интерьеры.
Стиль хай-тек в архитектуре: что это такое
Хай-тек представляет собой ультрасовременное направление в архитектуре, характеризующееся тем, что оно объединяет все последние и наиболее интересные тенденции в области проектирования зданий и интерьеров. Данный функциональный стиль особенно подходит для активных, динамичных людей, которые стремятся быть в тренде своего времени. Стиль хай-тек не подвержен устареванию, так как постоянно адаптируется к новым инновационным идеям и технологиям современности.
Становление стиля хай-тек произошло в 1960-х годах, и это можно считать результатом логического развития постмодернизма. В те времена в архитектуре Великобритании отмечалась доминирующая роль конструктивизма, где ключевым принципом считалась функциональность пространств.
Основная концепция этого стиля заключается в художественном и творческом осмыслении высоких технологий.
Разработка принципов дизайна базировалась на внедрении последних достижений науки и технологий. Среди идеологов направления можно выделить таких выдающихся архитекторов, как Ричард Роджерс, Норман Фостер и Николас Гримшоу, а также на некотором этапе разработки проектов к ним присоединился итальянец Ренцо Пьяно.
Группа Аркиграм в 1960-е годы сыграла значительную роль в формировании стиля, привнося идеи поп-арта и научной фантастики в архитектуру своего времени.
С технологической точки зрения, вклад в развитие стиля внесли Б. Фуллер с его концепцией геодезических куполов и О. Фрай, разработавший кинетические конструкции, что внедрило новые идеи в пространство высоких технологий.
Этапы развития стиля можно условно разбить на две фазы:
- Ранние высокие технологии (1960-е — 1980-е годы): В этом периоде первым значимым проектом считается Центр Помпиду в Париже, созданный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Это здание произвело невероятное впечатление на людей того времени, вызвав как шок, так и острое неприятие. Однако в наши дни оно стало одной из главных достопримечательностей города.
- Поздние высокие технологии (1980-е годы — настоящее время): В этот период стиль становится все более распространенным в проектировании современных аэропортов, культурных центров, офисов и жилых зданий.
Современное направление
Начиная с 1980-х годов к стилю хай-тек расширилось понимание успешности и престижа. Здания, построенные в этом стиле, получаются достаточно затратными. Как и в других направлениях, культура хай-тек делится на различные течения, которые добавляют разнообразие и уравновешивают общий стиль. К таким течениям относятся экотехнологии, биотехнологии и стиль бунгало, в основе которого лежит идея гармонии с природой, описанная Ренцо Пьяно.
Сегодня стиль хай-тек формирует репутацию надежных деловых структур и компаний.
Этот стиль представляет собой синтез науки и архитектуры. В эпоху быстрого прогресса архитектура хай-тек стремится воплотить в себе давнюю мечту человечества — преодолеть временные и пространственные ограничения. Религия, наука, мистика и реальность сливаются в единое целое посредством искусства в сочетании с современными технологическими решениями. Это приводит к появлению нового художественного образа и приемов.
Хай-тек, изначально зародившийся в архитектуре, сегодня также находит применение в дизайне интерьеров. Главная задача данного подхода заключается в создании максимально удобного и функционального пространства. Эстетический компонент порой отходит на второй план, однако это не означает, что интерьер утрачивает свою привлекательность. Напротив, декоративные элементы подчинены строгим правилам и законам.
К главным правилам оформления интерьера в стиле хай-тек можно отнести:
- использование новых, высококачественных технологий,
- применение четких, простых геометрических форм,
- наличие открытых бетонных или кирпичных стен с металлическими конструкциями,
- использование промышленных материалов,
- недостаток закрытых труб, воздуховодов и принадлежностей, что подчеркивает техничность пространства,
- внедрение раздвижных перегородок и дверей для оптимизации пространства,
- установка встроенной, стильной мебели, например, хромированной или стеклянной,
- использование современных светильников с встроенным освещением,
- максимальное количество света, открытости пространства и минимизация лишних элементов.
На сегодняшний день элементы хай-тек также присутствуют и в моде. В современных коллекциях можно встретить «умные» кроссовки, которые оборудованы микропроцессорами, брюки и футболки, способные отслеживать здоровье человека, а также куртки и толстовки с встроенными музыкальными плеерами и компьютерами.
Архитектура и проекты зданий
Здания, построенные в стиле хай-тек, в значительной степени напоминают современные промышленные сооружения. На первом месте по-прежнему остается функциональность и практичность, что делает их типичными «зданиями будущего», в основном выполненными из стекла и металла. Такой подход акцентирует простоту и долговечность конструктивных элементов. В архитектуре часто появляются ступенчатые галереи, связывающие торговые и развлекательные учреждения и создающие гармоничное окружение для urban space (как, например, Rainbow Centre в США, завершенное в 1978 году).
Центр Жоржа Помпиду, который был построен в 1977 году, считается одной из вершин стиля хай-тек. Проект был разработан Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано.
Это архитектурное произведение выделяется тем, что все вспомогательные помещения были расположены вне стен основного здания. Как проходы, так и несущие конструкции были перемещены за пределы всего комплекса, что обеспечивало гибкость использования внутренних пространств.
Еще одним примером является здание Lloyd’s, спроектированное Р. Роджерсом в финансовом центре Лондона в 1986 году. Снаружи оно может показаться несколько чудовищным, однако его интерьер представляет собой настоящий шедевр, а футуристическая ф façade почти стала туристической достопримечательностью столицы.
Празднование тысячелетия дало импульс для создания Millennium Dome на берегу реки Темза, спроектированного тем же британским архитектором. Эта гигантская конструкция напоминает летающую тарелку с антеннами, расходящимися во все стороны. К сожалению, проект не оправдал первоначальных ожиданий и оказался экономически нерентабельным, в результате чего его постепенно перестали использовать по изначальному назначению; в настоящее время оно выполняет роль развлекательного центра.
Гонконгский и Шанхайский банк, возведенный в 1986 году архитектором Норманом Фостером, является еще одним ярким образцом архитектуры в стиле хай-тек. Его надежная структура символизирует силу и устойчивость владельца.
Здание терминала мадридского аэропорта Барахас было удостоено высоких оценок за свою архитектурную прозрачность и ясность. В 2006 году оно стало лауреатом премии Sterling Prize, и интересно, что лабиринты этого строения спроектированы так, что у людей не возникнет проблем с ориентацией.
Архитектор Пей Йо Минь использовал в своем проекте действительно новаторские идеи. Он спроектировал Китайский банк в Гонконге, который на сегодняшний день является самым высоким зданием в Азии с высотой 368 метров и 70 этажами. Также он является автором одного из самых необычных архитектурных проектов — прозрачной пирамиды у входа в Лувр в Париже.
Ключевым принципом строительства высокотехнологичных зданий стало применение стекла и его подложек в качестве основного строительного материала.
Стекло не только подчеркивает легкость конструкции, но и скрывает ее настоящую массу. Тихоокеанский центр дизайна является ярким примером такой современности в архитектуре.
Будущее архитектуры может быть определено именно такими проектами. Нанотехнологии, быстро освоившие мир, открывают множество неожиданных и интересных горизонтов для архитекторов всего мира. Стиль хай-тек идеально подходит для офисных зданий, при этом он выглядит строго, лаконично и профессионально.
Сегодня хай-тек внедряет динамичные формы, изогнутые поверхности и сферы, использующие последние технологические достижения для обеспечения максимального комфорта пользователей.
История развития
Поздний модернизм, возникший в 1970-х годах, стал логическим продолжением предшествующих архитектурных стилей. Динамичный и яркий стиль начал привлекать внимание и всего через десятилетие оригинальные здания обогатили города по всему миру.
Выдающиеся британские архитекторы Ричард Роджерс и Ренцо Пиано сыграли ключевую роль в эволюции данного стиля. В частности, они совместно разработали проект Центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже. Огромный стеклянный параллелепипед с открытыми и яркими коммуникациями изначально выглядел экстравагантно, но со временем стал предметом гордости парижан и знаковой достопримечательностью.
С 1980-х годов высокотехнологичные здания, такие как Тихоокеанский центр дизайна в США, приобрели особенно монументальный и характерный «зеркальный» вид, что придает им эффектный облик. В наши дни практически каждое уважаемое архитектурное проявление в городах мира отличают четкие линии и узнаваемый стиль. Среди знаковых высокотехнологичных зданий можно выделить архитектурные шедевры, такие как офис страховой компании Swiss-Re (известный как «Корнишон») и здание мэрии Лондона, а также банк Гонконга и Шанхайский банк, все они созданы под руководством британского архитектора Нормана Фостера, который является одним из значительных теоретиков и практиков стиля.
Основные черты
Высокие технологии, нередко обозначаемые как поздний модернизм, характеризуются следующими признаками:
- Прагматичный подход к проектированию зданий, где акцент делается на функциональности, что выражается в преобладании прямых линий и использовании простых форм из конструктивизма и кубизма.
- В строительных работах используются только самые современные технические решения.
- Применяются передовые материалы, такие как бетон, металл, стекло и пластик.
- Цветовая палитра, во многом определяемая используемыми материалами, включает белый, серый и черный цвета, а также металлические оттенки, например, алюминий, сталь и медь.
- Функциональные элементы, такие как лестницы, лифты и вентиляционные системы, не прячутся, а наоборот, выделяются и акцентируются — они расположены снаружи зданий.
- Широкое использование зеркальных поверхностей и функционального, многоуровневого освещения с точечными светильниками визуально расширяет пространство.
- Почти полный отказ от декоративных элементов; в некоторых случаях строгие геометрические линии могут быть заменены обтекаемыми и футуристическими формами.
Современный хай-тек: направления стиля
Стиль хай-тек в архитектуре, который возник под влиянием промышленной архитектуры, на сегодняшний день разделился на несколько направлений:
- Промышленные высокие технологии: Это направление характеризуется тем, что здание напоминает фабрику. Интерьеры заполняются коридорами, воздуховодами, вентиляционными шахтами и другими промышленными элементами, такими как заклепки, металлические плиты и лестницы.
- Геометрический стиль: В этом направлении в основном используются принципы конструктивизма и кубизма. Форма зданий часто включает простые геометрические формы, такие как купола и прямоугольники. Также применяются конструкции на тросах и композитные каркасные системы.
- Бионика (эко): Эта совершенно необычная и изысканная тенденция допускает использование округлых форм и скульптурных линий, имитируя природные структуры. Здания, выполненные в этом стиле, могут обладать формами, напоминающими яйца, волны, соты, коконы или капли воды. Хотя внимание к экологии и комфорту неизменно высоко, идеи бионики редко находят применение в частном строительстве.
- Слик-тек: Эта подкатегория ориентирована на создание блестящей поверхности фасадов, с использованием крупных зеркал или полупрозрачных панелей, которые великолепно сочетаются с такими материалами, как бетон, металл и кирпич. Здание в этом стиле выглядит как хрустальный, что придает ему респектабельный вид.