Хай-тек передовой, ситец, лен, сатин из бабушкиного сундука для него не подходит. Синтетические ткани, инновации в текстильной промышленности, являются преимуществом. Идеально, когда их цвет имитирует блеск металла: ртути, латуни, алюминия, меди.
Стиль хай-тек в архитектуре: что это такое
Высокие технологии относятся к ультрасовременным стилям. В нем собрано все, что в настоящее время является новым и интересным в мире архитектуры и дизайна интерьера. Этот высокотехнологичный, функциональный стиль подходит для динамичных молодых людей, живущих в тренде времени. Стиль хай-тек никогда не станет старомодным, поскольку он всегда идет в ногу с инновационными идеями современности.
Хай-тек возник в 1960-х годах как логическое следствие постмодернизма. В то время в британской архитектуре доминировал конструктивизм, где функциональность помещений была ключевым принципом.
Основной идеей этого стиля было художественное и творческое осмысление высоких технологий.
Теория дизайна должна была основываться на применении последних достижений науки и техники. Идеологами этого направления были в основном британцы: Ричард Роджерс, Норман Фостер, Николас Гримшоу. На определенном этапе разработки проекта был привлечен итальянец Ренцо Пьяно.
Аркиграм (1960-е годы) сыграл важную роль в генезисе стиля. Его члены привнесли в архитектуру того времени идеи поп-арта и научной фантастики.
С технологической стороны — Б. Фуллер (геодезические купола) и О. Фрай, разработавший кинетические конструкции, внес свой вклад в идею высоких технологий.
Развитие стиля можно разделить на две фазы:
- Ранние высокие технологии (1960-е и 1980-е годы): Первым проектом этого периода стал Центр Помпиду в Париже, реализованный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Необычное для того времени здание поначалу шокировало всех и даже вызвало неприятие. Сегодня здание считается достопримечательностью Парижа.
- Поздние высокие технологии (с 1980-х годов до наших дней). Этот стиль чаще всего используется для оформления современных аэропортов, культурных центров, офисных и частных зданий.
Современное направление
С 1980-х годов отношение к этому стилю изменилось: Это выражение успеха и престижа. Все здания, построенные в стиле High-Tech, стоят довольно дорого. Как и другие стили, культура хай-тек имеет свои течения, которые уравновешивают стиль. Это экотехнологии, биотехнологии и стиль бунгало, в основе которого лежит идея близости к природе (Р. Пиано).
Сегодня высокие технологии формируют репутацию надежных деловых предприятий.
Это синтез науки и архитектуры. В век высокоскоростных технологий архитектура хай-тек стремится осуществить давнюю мечту человечества — выйти за пределы времени и пространства. Религия и наука, мистика и реальность выходят на арену искусства в сотрудничестве с передовыми идеями технологии. Таким образом, возникает новый художественный образ, художественная техника.
Стиль хай-тек, впервые появившийся в архитектуре, теперь можно встретить и в дизайне интерьера. Его главная цель — сделать пространство максимально комфортным и функциональным. Эстетический аспект отходит на второй план. Однако нельзя сказать, что дизайн интерьера лишен красоты, только то, что внешние преимущества подчиняются определенным правилам. Наиболее важными из них являются:
- использование самых современных технологий,
- четкая, простая геометрия,
- голые бетонные или кирпичные стены с металлическими конструкциями,
- использование промышленных материалов,
- незакрытые трубы, воздуховоды и фитинги,
- раздвижные перегородки и двери,
- встроенная, эффектная мебель (хромированная или стеклянная),
- инновационные светильники со встроенным освещением,
- много света, пространства и отсутствие лишних элементов.
Сегодня стиль хай-тек проявляется и в дизайне одежды. На данном этапе мы можем представить себе умные кроссовки с микропроцессорами, брюки и футболки, определяющие медицинские параметры человека, куртки и толстовки со встроенными плеерами и компьютерами.
Архитектура и проекты зданий
Высокотехнологичные конструкции больше напоминают инновационные промышленные здания. Функциональность и практичность также лежат в основе концепции дизайна. Это так называемые «здания будущего», которые в основном сделаны из металла и стекла. Такой подход подчеркивает простоту и долговечность элементов. Также часто встречаются ступенчатые галереи, соединяющие торговые и развлекательные центры (Rainbow Centre, США, 1978).
Центр Жоржа Помпиду, построенный в 1977 году, считается вершиной высоких технологий. Авторами проекта были Р. Роджерс и Р. Пиано.
Этот архитектурный шедевр уникален тем, что авторы разместили все вспомогательные помещения за стенами комплекса. Как переходы, так и несущие конструкции были перенесены за пределы комплекса, что позволило использовать внутренние комплексы в любых целях.
«Офисное здание Lloyd’s R. Rogers в финансовом центре Лондона (1986 г.) снаружи выглядит чудовищным по своему интерьеру. Это настоящий шедевр, а его футуристический экстерьер практически является достопримечательностью британской столицы.
Празднование тысячелетия стало отправной точкой для того же британского архитектора, который спроектировал выставочный комплекс Millennium Dome на берегу Темзы. Гигантская летающая тарелка с антеннами, тянущимися во все стороны — вот как выглядит это сооружение. Однако проект не оправдал ожиданий и оказался нерентабельным, поэтому от него отказались. Теперь это развлекательный центр.
Гонконгский и Шанхайский банк, построенный в 1986 году архитектором Н. Фостером, также является прекрасным примером архитектуры в стиле хай-тек. Прочная конструкция зданий является символом силы и надежности владельца.
Проект терминала мадридского аэропорта Барахас, занимающего огромную площадь, получил высшую оценку за свою архитектурную прозрачность и ясность: в 2006 году сооружение было удостоено премии Sterling Prize. Все лабиринты спроектированы таким образом, что в них невозможно заблудиться.
Архитектор Пей Йо Минь использовал в своем проекте новаторские идеи. Он построил самое высокое здание в Азии — Китайский банк в Гонконге, в котором 70 этажей (368 метров). Он также спроектировал довольно необычную работу — пирамиду у входа в Лувр в Париже, которая почти полностью сделана из стекла.
Использование стекла и его подложек в качестве основного материала стало ключевым принципом при строительстве высокотехнологичных сооружений.
Стекло подчеркивает легкость конструкции, скрывая при этом ее истинную массу. Тихоокеанский центр дизайна — прекрасный пример такой современной архитектуры.
Возможно, за такими архитектурными проектами будущее. Нанотехнологии, стремительно захватывающие мир, открывают перед мировыми архитекторами неожиданные и смелые перспективы. Этот стиль особенно подходит для офисных зданий. Здесь он выглядит четко, строго и профессионально.
Сегодня хай-тек — это корпуса, изогнутые поверхности и сферические пространства, в которых используются последние технологические достижения и разработки для максимального комфорта.
История развития
Поздний модернизм, возникший в 1970-х годах, является логическим продолжением более ранних архитектурных стилей. Динамичный и яркий стиль начали ценить, и всего через 10 лет оригинальные здания стали украшением городов по всему миру.
Британский архитектор Ричард Роджерс и его итальянский коллега Ренцо Пиано сыграли важную роль в развитии этого стиля. Вместе они спроектировали Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже. Огромный стеклянный параллелепипед с открытыми и цветными коммуникационными системами изначально был экстравагантным зданием, но позже стал предметом гордости парижан.
В 1980-х годах высокотехнологичные здания, такие как Тихоокеанский центр дизайна в США, приобрели особенно монументальный и характерный «зеркальный» вид. Сегодня центр любого уважающего себя города имеет узнаваемый архитектурный облик с чистыми линиями. Среди известных высокотехнологичных зданий — бесспорные архитектурные шедевры: здание страховой компании Swiss-Re (знаменитый Корнишон) и здание мэрии в Лондоне, здание Банка Гонконга и Шанхайского банка в Гонконге. Все эти здания были спроектированы британским архитектором Норманом Фостером, важным теоретиком и практиком стиля.
Основные черты
Высокие технологии, иногда называемые поздним модернизмом, характеризуются следующими чертами:
- Прагматичный подход к проектированию зданий. В пространственном дизайне акцент делается на функциональности, что приводит к преобладанию прямых линий и заимствованию простых форм из конструктивизма и кубизма.
- В строительстве используются лучшие технические решения.
- Предпочтительны технологичные материалы: бетон, металл, стекло, пластик.
- Цветовая палитра определяется материалами; она включает белый, серый и черный цвета, металлические оттенки: алюминий, сталь, медь.
- Функциональные элементы (лестницы, лифты, вентиляционные системы) не скрыты, а выделены — они размещены снаружи здания.
- Использование зеркальных поверхностей и функционального, многоуровневого освещения с точечными светильниками. Таким образом, жилое пространство визуально увеличивается.
- Почти полный отказ от декоративных элементов; иногда строгие геометрические линии уступают место обтекаемым и футуристическим формам.
Современный хай-тек: направления стиля
Стиль хай-тек в архитектуре, возникший под влиянием промышленной архитектуры, сегодня разделился на несколько направлений:
- Промышленные высокие технологии. Промышленный хай-тек; здание похоже на «фабрику». Интерьер состоит из коридоров и воздуховодов, вентиляционных шахт и т.д. Приветствуются промышленные элементы (заклепки, пластины, арматура, металлические лестницы).
- Геометрический. В нем в основном используются идеи конструктивизма и кубизма. Форма здания представляет собой сочетание простых геометрических форм. В нем также используются тросы, композитные каркасные системы, конструкции на тросах и мягкие оболочки.
- Бионик (эко). Самая необычная и изысканная тенденция, где допускаются круглые формы и скульптурные линии. Он имитирует структуру живых организмов. Биотехнологические здания могут быть похожи на яйцо, волну, соты, кокон, каплю воды или раковину. Хотя экологичности и микроклимату дома уделяется много внимания, идеи биотехнологии редко используются в частной архитектуре.
- Слик-тек. Еще одна тенденция — создание глянцевой поверхности фасада. Облицовка состоит из крупноформатных зеркал или полупрозрачных панелей, которые эффектно сочетаются с бетоном, металлом или кирпичом. Дом выглядит как хрустальный и имеет респектабельный вид.