Устройство, на которое не требуется дополнительное питание для полноценной работы — это ленточный микрофон. Однако, важно учитывать, что подача напряжения 48 В на такие микрофоны может привести к поломке ленты, что в свою очередь делает устройство неработоспособным. Современные ленточные микрофоны гораздо менее подвержены этой проблеме, но прежнее правило сохраняет актуальность: такие микрофоны не должны получать чрезмерное питание.
«Звук наше всё»: обзор микрофонов для создания аудио/видеоконтента
В последние несколько лет наблюдается значительный рост популярности видеоблогинга. Как свидетельствует статистика, у платформы YouTube — одного из самых популярных видеосервисов мира — на данный момент имеется около миллиард зрителей, что составляет примерно треть всех пользователей Интернета. Каждый день эти пользователи «смотрят» по впечатляющим 500 миллионов часов видеоконтента.
Подкастинг представляет собой еще одну быстро развивающуюся форму создания контента. В частности, не менее 67 миллионов американцев ежемесячно слушают подкасты. Этот тренд постепенно набирает популярность и в Российской Федерации. На примере iTunes можно указывать на такие проекты, как образовательный подкаст «Хочу все знать», а также аудиоверсию радиопередачи «Маяк», которым ведут Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов.
Что касается стриминг-сервисов, то платформа Twitch удостоверяется, что у нее приблизительно 15 миллионов активных пользователей каждый день. В то же время, ежемесячно появляется около 2,2 миллиона уникальных создателей контента. Однако не все из них, включая видеоблогеров и подкастеров, достигают ожидаемой популярности или собирают большое количество просмотров.
Причины данной неудачи могут быть очень разнообразными. Но одной из самых значительных причин является недостаточное внимание к качеству аудиоэлемента проекта, будь то видеоблог, видеопоток или подкаст. Большинство людей не желают тратить свое время на контент с плохим, «громким» или, наоборот, приглушенным звуком, создающей ощущение, что он транслируется из-под подушки.
Дэн Бенджамин, основатель платформы для хостинга подкастов Fireside, подчеркивает важность звукового качества: если ваш контент хорош, но ваша аудитория не может разобрать, что именно вы говорите, или же звуки фона мешают восприятию, не стоит ожидать, что зрители начнут рекомендовать ваше творчество своим друзьям.
Таким образом, хороший микрофон и последующее редактирование звука становятся важнейшими элементами как для привлечения новой аудитории, так и для удержания внимания преданных поклонников вашего творчества.
Фото: zhezhe2010 CC BY
Конечно, будет непросто протестировать все необходимые микрофоны из доступного сегмента. Это утверждение становится особенно актуальным для тех, кто только начинает свой путь в создании подкастов, видеоблогов или ведения игровых стримов.
В данной статье мы постараемся помочь новичкам в создании контента и обсудим несколько распространенных моделей микрофонов, рекомендованных множеством опытных участников индустрии подкастинга и стриминга, а также пользователями таких платформ, как Reddit, IGM и Quora.
Для удобства мы начнем наш обзор микрофонов, рассмотрев различные типы и виды интерфейсов. Это поможет лучше понять, какое оборудование лучше выбрать для ваших нужд.
Динамические или конденсаторные
Так как это материал, ориентированный на начинающих, мы разделим микрофоны на две основные категории: динамические и конденсаторные. Динамические микрофоны, как правило, обладают хорошей способностью подавлять фоновый шум и менее чувствительны к вибрациям со стороны стола или стойки, что делает их довольно универсальными. Однако, при использовании некоторых моделей, звук, записанный с их помощью, может казаться несколько приглушенным, что не всегда желательно для качественного воспроизведения.
С другой стороны, конденсаторные микрофоны обладают высокой чувствительностью к звукам и эху. Это значит, что они способны улавливать широкий спектр звуков из окружения, включая те, которые вы можете не намереваться записывать. Тем не менее, в помещениях с хорошей акустикой, например, с использованием акустического поролона или мебелью, способствующей звукоизоляции, конденсаторные микрофоны могут обеспечивать гораздо более «чистый» и качественный звук по сравнению с динамическими. Это достигается за счет снижения количества отражений звуковых волн и исключения эха.
Также следует отметить, что конденсаторные микрофоны, как правило, требуют наличия внешнего источника питания, в отличие от динамических моделей. Некоторые устройства имеют встроенный источник питания, однако большинство из них нуждаются в фантомном питании. Выбор конденсаторного микрофона следует сделать в том случае, если вы уже имеете или планируете приобрести внешнюю звуковую карту или микрофонный предусилитель с входом XLR. Последнее время все больше внимания уделяется новой категории — USB-конденсаторным микрофонам, которые могут быть удобно подключены напрямую к компьютеру или даже к мобильным устройствам, таким как iPhone или iPad.
USB или XLR
USB-микрофоны являются более простым вариантом, так как они подключаются напрямую к компьютеру без необходимости в покупке дополнительного оборудования, например, отдельных звуковых карт. Это делает их более доступным выбором для начинающих пользователей.
В то же время, системы XLR представляют собой более «модульные системы». Они позволяют подключать микрофон к звуковой карте, усилителю или различным аудиоконсолям, предоставляя пользователю возможность управлять модулями и эффектами с помощью физических регуляторов. Однако такая система зачастую требует значительно больших финансовых затрат по сравнению с USB-микрофонами.
Если вы только начинаете создавать аудиовизуальный контент, USB-микрофона будет достаточно. У этого решения есть свои преимущества: такие микрофоны, как правило, дешевле, чем целый набор оборудования XLR и звуковая карта, и их гораздо проще настраивать. Однако, если вы планируете расширить свои возможности регулировки звука и хотите записывать несколько микрофонов одновременно (например, если у вас два, три или даже четыре гостя или соавтора в проекте), следует всерьез рассмотреть системы XLR как более профессиональный вариант.
Мы структурировали наш обзор микрофонов на основе типа подключения, разделив их на две группы: USB и XLR. В каждой из этих групп все устройства организованы по ценовому принципу, причем ни одна из представленных моделей не превышает стоимости в 20 тысяч рублей.
Для активного блока D требуется источник питания 48 В. В то же время пассивные D-боксы, напротив, не нуждаются во внешнем источнике питания, однако это не обязательно делает их более универсальными или предпочтительными.
Низкий импеданс выхода
В данной системе резисторы R1 и Р2 обеспечивают необходимый выходной импеданс и питание в 10 В. Базовые характеристики этого простого капсюля впечатляют, но для работы на профессиональном уровне с фантомными микрофонами требуется дополнительная обработка сигнала, что обеспечивает стабильность и качество звучания.
На выходе микрофона с фантомным питанием формируется дифференциальный сигнал с низким уровнем импеданса, что важно для передачи данных без искажений. Низкоомный выход достигнут благодаря простому управлению в интегральной схеме1. Кроме того, усиливающий инвертор в интегральной схеме2 получает сигнал с выхода предыдущей схемы. Напряжение смещения на неинвертирующем входе интегральной схемы составляет2 — это выходное напряжение хорошо отфильтровано, что поднимает уровень звука и уменьшает помехи. В качестве усилителя была выбрана двойная интегральная схема1/IC2, которая известна своим низким уровнем шума и возможностью минимизации искажений. Резисторы R6 и Р7 защищают систему от помех, возникающих из-за высокого уровня емкости линии и радиочастотных помех, а также от скачков напряжения, вызванных «горячим подключением» к источнику фантомного питания.
Чтобы предотвратить попадание постоянного напряжения фантомного питания на аудиолинии, в систему были включены разделительные конденсаторы C2 и C3. Выходное напряжение ограничено примерно до 2 В пик-пик, что обусловлено тем, что источник питания не способен обеспечить выходной ток усилителей мощности при большем напряжении. Тем не менее, это значение совершенно достаточно, так как оно представляет собой максимум для линейного диапазона капсулы.
Источник фантомного питания 48 В
Микрофоны, использующие фантомное питание, получают его благодаря тому, что активная схема питается через те же кабели, которые используются для передачи аудиосигнала. Фантомное питание 48 В подается через резисторы R10 и Р11 с номиналом 6.8kΩ, обеспечивая, таким образом, необходимую передачу сигнала. Это соединение помогает выходному микрофону с низким импедансом передавать дифференциальный сигнал переменного тока с относительно мягкой характеристикой импеданса фантомного источника питания. К сигнальным линиям микрофон подключается через резисторы R8 и Р9, при этом преобразователь D1 управляет подачей питания на микрофон и усилитель.
Кроме того, использованные резисторы обеспечивают плавную кривую импеданса для сбалансированной линии. Это позволяет разместить микрофон на расстоянии нескольких сотен метров от источника питания и усилителя на принимающей стороне, обеспечивая при этом высокое качество звучания. На принимающей стороне расположена малошумящая интегральная схема3, которая включает в себя три внутренних операционных усилителя. Конфигурация и значения резисторов, настроенные с помощью лазерной технологии, обеспечивают отличное подавление синфазного шумового сигнала (CMR).
Подавление шумов и фона
Высокий коэффициент подавления синфазного шума позволяет эффективно затушить помехи, появляющиеся в шине питания, а также фоновые шумы, имеющие одинаковую амплитуду на обеих сигнальных линиях. Хотя низкий уровень шума в 1 нВ/√Гц обычно не требуется для высокопроизводительных микрофонов, таких как описанные здесь, он тем не менее является необходимым для профессиональных ленточных и электродинамических микрофонов, которые имеют слабый выходной сигнал. Данные типы микрофонов работают как чисто пассивные электромеханические генераторы и не нуждаются в каком-либо внешнем питании.
Стоит отметить, что термин «фантомное питание» происходит от особенностей работы данного типа микрофона: они «плавают» при напряжении 48 В. Капсюли Electret, используемые в таких микрофонах, доступны в различных размерах и конфигурациях, что позволяет удовлетворить разнообразные потребности пользователей. В частности, они могут быть как всенаправленными, так и направленными (например, кардиоидными). Направленные капсулы часто содержат вентиляционное отверстие сзади; для достижения хороших результатов их стоит размещать так, чтобы они были хорошо доступны как спереди, так и сзади.