Изображения, представленные на поверхности фрески, могут проявляться в разнообразных формах и стилях. При выборе соответствующего дизайна крайне важно учитывать как общий стиль интерьера, так и основные цветовые оттенки, используемые в комнате. К примеру, изображения античных статуй великолепно вписываются в классические интерьеры, в то время как современный стиль может дополнить абстрактный и необычный дизайн, который придаст помещению уникальности и отличительных черт.
Фрески
Фресковая живопись — это уникальная техника живописи, основанная на нанесении красок на влажную штукатурку. Это один из древнейших способов настенной живописи. После высыхания известь, входящая в состав штукатурки, создает тонкий, но прочный слой кальцита, который делает изображение устойчивым к внешним воздействиям и увеличивает долговечность фрески.
Хотя точная дата появления фресок в истории неизвестна, считается, что настенная живопись была довольно распространена в Древней Греции уже во втором тысячелетии до нашей эры. Древние греки активно использовали технологию фресковой живописи, и после этого римляне также переняли этот метод, который стал массовым и в других регионах, включая Россию.
Цифровая фреска
Цифровая фреска представляет собой масштабную и декоративную роспись, состоящую из особого слоя штукатурки, созданного на гибкой нетканой основе. На этот слой, с помощью процесса цифровой печати, наносят различные изображения, которые могут быть выбраны в соответствии с вкусом заказчика.
Процесс применения цифровых фресок довольно прост и не требует особых навыков: достаточно открыть упаковку и наклеить фреску на заранее подготовленную поверхность. Следует отметить, что производственный процесс цифровых фресок требует творческого подхода, и зачастую он осуществляется вручную архитекторами или дизайнерами.
Размеры цифровой фрески могут быть практически любыми, что определяется только фантазией покупателя и конкретными потребностями интерьера. Для удобства монтажа фреска может быть разделена на несколько панелей, что облегчает ее установку на стене.
Отличие фрески от фотообоев
Настенные фрески и фотообои способны кардинально изменить интерьер и сделать его поистине уникальным. Именно поэтому эти декоративные покрытия пользуются большой популярностью среди потребителей. Часто у покупателей возникает вопрос: в чем же заключается разница между настенными фресками и фотообоями? И почему стоимость этих изделий различается?
Ключевым фактором, который обуславливает различие между фресками и фотообоями, является степень тиснения, прочность и износостойкость фресок. Благодаря специфической структуре поверхности, изображение на фреске обладает глубиной и объемом, что довольно сложно достичь при печати изображений на обычной бумаге или синтетических материалах.
В то время как обои могут быть выполнены из бумаги или ткани, фрески, как правило, создаются на основе шерсти, поскольку этот материал отличается повышенной долговечностью.
В 19 веке двумя выдающимися художниками-монументалистами, создававшими великолепные украшения для Парижа, были Теодор Шассерио (1819-1856) и Пюви де Шаванн (1824-1898).
Фреска
Термин «фреска» (от итальянского fresche, что означает «свежий») относится к технике живописи на влажной штукатурке и является одним из методов фресковой живописи. Это метод противоположен технике secco, которая подразумевает живопись по сухой поверхности. Когда известковая штукатурка высыхает, она образует тонкий прозрачный слой кальция, что делает фреску устойчивой и долговечной.
В современном искусстве термин «фреска» может использоваться для обозначения любой росписи, вне зависимости от примененной техники (будь то секко, темпера, масляные или акриловые краски). Понятие «buon fresco» или «чистая фреска» иногда используется для обозначения прямой техники фресковой живописи. Этот термин впервые был упомянут в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини, написанном в 1437 году. Интересно, что иногда художники применяют сухую фреску с использованием темперной техники.
Содержание
Точная дата возникновения фресок не зафиксирована, однако известно, что фресковая живопись находилась на пике популярности в Эгейской цивилизации уже во II тысячелетии до нашей эры. В то время для живописи использовали краски, в которых в качестве связующего вещества применялись клей или казеин. Процедура нанесения была достаточно схожей с «a secco», что свидетельствует о высоком уровне мастерства древних художников. Доступность исходных материалов, таких как известь, песок и цветные минералы, а также относительная простота техники росписи, способствовали популярности фресок в древнем мире. В христианском искусстве фрески стали одним из наиболее популярных средств для декорирования как внутренних, так и (в редких случаях) наружных стен каменных церквей.
На территории Древней Руси техника стенописи сочетала в себе несколько методов — акварельная живопись по жидкой штукатурке дополнительно обогащалась техникой темперного клея, который использовался для написания фона или надписей с применением различных связующих (яичного, животного и растительного клея).
В Европе в период Возрождения качество настенной живописи стало важным показателем мастерства художника. В этот период фресковая живопись достигла своего наивысшего расцвета в Италии.
Античная фреска
Согласно описаниям Витрувия, в Древней Греции для отделки стен как внутренних, так и наружных использовалась известковая штукатурка, которая наносилась в несколько слоев. Профессиональные мастера шлифовали поверхность до полировки, чтобы добиться качественного результата. Римляне, перенявшие от греков прообраз росписи стен по такой же технологии, значительно усовершенствовали ее. Позже они внедрили и технику нанесения фрески увлажненным способом («мокрый по воде»). Известковая штукатурка укладывалась в семь слоев, причем в нижние слои добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Чтобы предотвратить трещины и улучшить сцепление, в растворы добавлялось небольшое количество воды, после чего слои уплотнялись. Для укрепления покрытия использовали различные добавки, такие как молоко, молотый кирпич, пемзу, а в редких случаях — пеньку и солому. Пемза была найдена во фресках Помпеи, где она применялась не только в качестве ингредиента для штукатурки, но также использовалась и в слоях краски, чтобы улучшить прочность. Нанесение множества слоев штукатурки могло замедлить процесс высыхания, что в свою очередь увеличивало временные затраты на работу с влажной поверхностью. Выбор связующего вещества для красок напрямую зависел от типа пигментов, которые использовались. В качестве связующих применяли животный клей, чистую известь или ее смеси с казеином, яичный белок и другие компоненты. Витрувий порекомендовал после окончательного высыхания фресок обрабатывать поверхность смесью масла и воска, а затем нагревать и поливать ее расплавленным воском, чтобы повысить устойчивость и защитить от внешних факторов.
Византия
Правила византийской фресковой живописи зафиксированы в Эрминии, написанных в XVII веке иконописцем Дионисием Фурнаграфикосом. Строя византийские фрески, мастерам требовалось больше времени для работы с свежим раствором. Количество слоев штукатурки сократили до двух, а в качестве наполнителя для нижнего слоя в большинстве случаев использовали солому, а для верхнего — лен или пеньку. Для того чтобы избежать трещин, известь для раствора должна была подвергаться воздействию воздуха в течение определенного времени, что улучшало ее свойства. Уникальный верхний слой штукатурки наносился на всю окрашиваемую поверхность без разделений и стыков. Самый ранний пример византийской фрески, относящийся к 500-850 гг. н.э., сохранился в римской церкви Санта-Мария. Поверхность этой фрески была отполирована аналогично римским фрескам, однако позже византийские художники отказались от этой техники, переходя на более современные методы исполнения.
Древняя Русь. Россия
Темпера (от итальянского tempera, что в переводе означает «смесь красок») — это техника, при которой используются краски на основе сухих минеральных порошковых пигментов и/или их синтетических аналогов.
Как создаются фрески
Если вы намереваетесь украсить стену фреской выполненной в классической технике, вам следует использовать краски на водной основе, которые наносятся на свежезагрунтованный слой штукатурки. В этом случае связующее вещество и грунтовка действуют аналогично, что предотвращает осыпание пигмента.
Еще в 16 веке настенные росписи создавались путем полировки горячим воском, однако современная техника предполагает использование процесса нанесения слоя свежей штукатурки. Одним из основных вызовов в этой технологии является то, что накладывать декоративный слой необходимо за один день, что требует высокой квалификации исполнителя. При необходимости можно срезать часть декоративного слоя для накладывания нового слоя или вкрапления.
Обои Fresco производятся по аналогичной технологии. Главное различие заключается в том, что на фабриках используются разнообразные текстуры и фактуры. Эти полотна выпускаются в различных размерах, что позволяет легко адаптировать их к конкретным размерам стен. Обычно, выкройка представляет собой один цельный лист. Основные свойства таких материалов включают:
- Экологичность,
- огнестойкость,
- устойчивость к выцветанию,
- стойкость к влаге,
- износостойкость.
Внимание! Фрагменты фрески могут быть применены не только на внутренних стенах, но и на фасадах зданий. При выборе соответствующего материала важно учитывать, что он должен быть пригоден для эксплуатации в условиях агрессивной среды.
Фресковая живопись
Перед тем как наносить фреску на стену, важно разобраться в основных техниках создания фресок. К ним относятся:
Первый вариант — это простая фреска. Этот тип является наиболее распространенным и предполагает использование пигментов на водной основе. Основная идея заключается в том, что краски наносятся на свежую штукатурку, и отсутствие переплетений является обязательным. Второй тип окраски стен выполняется по сухой штукатурке и не требует связующего элемента. Это ключевая разница, которая обеспечивает сцепление красящего пигмента с основой.
Самые известные фрески
Узнав о ключевых видах фресок и наиболее популярных вариантах, вы сможете с легкостью определиться с тем, какой декор идеально подойдет для стен вашего дома. Одним из самых известных архитектурных памятников критской архитектуры является Кносский дворец, строительство которого датируется концом 18 века. Английский археолог Артур Эванс был глубоко впечатлен фресками, найденными в дворце, и доныне этот дворец остаётся одним из наиболее известных объектов данной эпохи.
Выдающимся архитектурным произведением является храм Брихадишвара, известный своими фресками, расположенными на юге Индии. Сикстинская капелла, являющаяся центром мирового искусства, уникальна тем, что её крыша полностью покрыта фресками великого мастера Микеланджело. Купол этой капеллы украшен сложной системой композиций, которые взаимодополняют друг друга, создавая величественное зрелище.
Техника создания фресок также известна и была активно использована в Азии. Особенно выдающиеся фрески были созданы в буддийский период, сохранившиеся до наших дней в странах Индии и Китая. Кроме религиозных тем, встречаются также светские изображения, как, например, фрески в Сигирии на Шри-Ланке. Однако лишь небольшое количество фресок было создано и сохранено в Японии.
Самые известные фрески
Фреска «Дельфийские сивиллы», созданная Микеланджело, является фрагментом из росписей на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, которая была выполнена в период с 1508 по 1512 год.
Дионисий создал фреску для собора Рождества Богородицы в Ферапоновом монастыре в 1502-03 годах, что находится в Вологде и является высоко ценимым произведением искусства.
Фреска «Иоаким и пастухи», написанная Джотто ди Бондоне, была создана в годы с 1304 по 1306 и находится в Капелле дель Арена в Падуе. Это произведение стало важным шагом в развитии живописи в Европе.