Также нужно понимать, что фокусное расстояние не имеет отношения непосредственно к камере. Это всего лишь термин, используемый для описания линзы. Не важно, есть ли у вас полнокадровая зеркалка, цифровая камера или что-то еще. Фокусное расстояние касается только характеристик объектива.
Фокусное расстояние и его использование
Зная, что такое фокусное расстояние и как оно влияет на выбор объектива, вы всегда сможете подобрать подходящий объектив для каждой задачи.
Хорошие фотографии можно делать с помощью любого оборудования. Тем не менее чем больше у вас объективов с разным фокусным расстоянием, тем больше возможностей для фотосъемки.
Понимая принцип работы фокусного расстояния и зная, какое фокусное расстояние лучше всего подходит для той или иной цели, будь то портретная или пейзажная фотография, вы получаете не только свободу творчества, но и возможность специализации. Это похоже на то, как спортсмены выбирают специальную обувь для своего вида спорта: футболисты надевают бутсы с шипами, которые обеспечивают сцепление с травой, а баскетболистам нужна обувь, подошва которой не скользит по твердой поверхности. Умение установить фокусное расстояние объектива в соответствии с необходимым углом обзора (видимое пространство, которое может захватить объектив) — это мастерство, благодаря которому вы всегда будете чувствовать себя хорошо подготовленным.
Что считается фокусным расстоянием, а что нет
При использовании объектива с коротким фокусным расстоянием, например 18 мм, снимок получится с более широким углом обзора. Объективы с более длинным фокусным расстоянием, например 200 мм, обеспечивают более узкий угол обзора.
Фокусное расстояние объектива — это оптическое расстояние (обычно измеряемое в миллиметрах) от точки схождения лучей света внутри объектива до матрицы камеры.
«Изображение на телефоне можно увеличить, однако фокусное расстояние при этом не изменится. Вы просто обрезаете фотографию, прежде чем сделать снимок, — отмечает фотограф Дерек Бойд. — Оптическое фокусное расстояние обычно указывается в миллиметрах и главным образом определяет, насколько широким или узким будет снимок».
Это то, что касается технической стороны. Далее перейдем к практике.
Фокусное расстояние от 70 мм до 300 мм считается телеобъективом. Их регулярно используют фотографы дикой природы, чтобы незаметно приблизиться к объекту съемки. Эти объективы имеют небольшую глубину резкости даже при небольшой диафрагме, поэтому получение резкого фокуса имеет решающее значение.
В чем выражается разница фокусного расстояния
У каждого типа объективов разное фокусное расстояние. Это связано с тем, что именно от фокусного расстояния меняется угол обзора. Другими словами, от этого расстояния зависит, что поместиться и не пометится в кадр.
Самый подходящая аналогия — это увеличение. Если у вас очень большое фокусное расстояние, угол обзора будет уже с большим увеличением. Если фокусное расстояние меньше, угол будет шире с меньшим увеличением. В последнем случае вы сможете захватить больше окружения сенсором своей камеры.
Давайте, чтобы было все стало на свои места, приведем пример. Допустим, вы находитесь на краю обрыва и видите человека, стоящего с другой стороны долины. Он машет вам, но находится так далеко, что вы этого не видите. Если у вас есть камера с фокусным расстоянием 25 мм и вы сделаете снимок, то увидите примерно, то же самое, что видят ваши глаза. У вас будет размытый силуэт и прекрасный вид на окрестности.
Но, если вы смените этот объектив на объектив с фокусным расстоянием 200 мм и сделайте снимок, то сможете детально рассмотреть человека. Вы четко увидите его улыбку, все детали лица, и даже немного размытого фона за ним. Однако фокусное расстояние слишком велико, и изображение будет напоминать вид из подзорной трубы. Человека видно хорошо, но пейзажа нет.
Если вы хотите запечатлеть человека с четкими деталями и захватить часть пейзажа вокруг него, уменьшите фокусное расстояние от 85 до 100. Теперь человек будет виден четче, чем если бы вы смотрели на него вживую, и в кадре будет присутствовать пейзаж. На снимке не будет видно всей красоты долины, но у вас будет потрясающая фотография незнакомца.
Это всего лишь пример, но он подробно описывает то, как работает фокусное расстояние.
Фокусное расстояние фикс-фокус объектива
Объективы с постоянным фокусным расстоянием или, так называемым фикс-фокусом, обычно среднего размера и веса. Такие объективы проще хранить, и они оснащены максимальной диафрагмой от f/1,4 до f/2,8. У фиксированного объектива только одно фокусное расстояние, и его нельзя изменить, обычно оно составляет 50 мм. Это значение идеально подходит для самых разных фотографий и рекомендуется для начинающих фотографов.
Зум-объектив предлагает переменное фокусное расстояние. Вся суть зум-объектива в том, что он может перемещаться для изменения фокусного расстояния. Эти типы линз идеально подходят для людей, которые фотографируют самые разные вещи и локации. От портретных снимков до пейзажей. Если вам нужен один объектив на все случаи жизни, лучше всего использовать зум-объектив.
Единственная проблема с зум-объективами заключается в том, что они бывают очень тяжелыми и громоздкими. Но при этом они великолепны. Ведь просто меняя фокусное расстояние, вы как будто меняете сам объектив. Зум-объективы бывают разных форматов. Вы можете увидеть минимальное и максимальное фокусное расстояние в описании объектива. Например, от 70 мм до 85 мм.
Такие системы имеют наилучшие оптические характеристики, поэтому модели обладают самыми высокими показателями светосилы и резкости. А геометрические искажения наименее выражены. На ресурсе DXOmark, занимающемся составлением рейтингов различной мобильной электроники, топ позиций занимают объективы с «нормальным» фокусным расстоянием.
Перспектива
Объектив отображает близко расположенные объекты как более крупные, а удаленные объекты как более мелкие. При применении широкоугольного объектива фокусное расстояние меньше, и этот эффект усиливается, то есть близко расположенные объекты воспроизводятся подчеркнуто большими, а удаленные объекты очень маленькими (усиленная перспектива).
При работе с телескопическими объективами, наблюдается обратный эффект, то есть удаленные части сюжета воспроизводятся несколько больше, а близкие части несколько меньше, чем это воспринимается невооруженным человеческим глазом (сплющенная перспектива).
Глубина резкости
При наводке объектива на резкость с определенного расстояния, существуют области перед объектом и за ним, которые тоже отображаются резко. Этот диапазон называется диапазоном резко отображаемого пространства. Если он маленький, говорят о «малой глубине резкости», а если он большой, говорят о «большой глубине резкости».
Диапазон резко отображаемого пространства становится меньше с уменьшением заданного числа диафрагмы (т.е., когда диафрагма открывается!), и наоборот. К тому же при одинаковой настройке расстояния, глубина резко отображаемого пространства тем меньше, чем больше фокусное расстояние объектива.
Сравнение объектива с переменным фокусным расстоянием и объектива с неизменным фокусным расстоянием
Стандартные объективы также отлично подходят для портретной фотографии, потому что они предлагают лучший эффект боке, при котором приятно размывает фон. Если вы не можете использовать вспышку, у вас мало света и вам не нужно увеличение, лучше всего подойдет стандартный объектив.
Перспектива, геометрия, глубина резкости и вообще
Все кадры для гифки ниже я делал с одинаковой выдержкой и диафрагмой, но разным зумом. Начал с 200-т мм, после – 140мм и так далее. Каждый раз я подходил немного ближе, что бы голова модели оставалась примерно одинакового размера и на том же месте.
С уменьшением фокусного расстояния отчётливо видно, что задний план перестаёт ограничиваться одной размытой красной машиной, растягивается и к 17-ти мм вмещает в себя уже всю парковку и здания на заднем плане. Глубина резкости тоже увеличивается с уменьшением зума. Интересные метаморфозы происходят и с лицом. При максимальном приближении оно заметно сплюснуто, приобретает привычные очертания в районе 80-50мм и сильно вытягивается уже около 24мм.
Существует условное разделение объективов на классы в зависимости от их фокусного расстояния. Каждый из них служит для определённых задач и имеет свои особенности.
-
Широкоугольные объективы. 14-35мм. На полном кадре их угол обзора примерно 114-64 градуса. Их отличительной особенностью является вытянутая перспектива и относительно большая глубина резкости даже на открытых диафрагмах. Такие объективы часто используются при съемке пейзажей, либо, наоборот, в замкнутых пространствах, позволяя вместить в один кадр на порядок больше, чем это возможно сделать другими стеклами.
По этой же причине такие объективы популярны во время репортажей, но тут надо быть осторожным как раз из-за перспективных искажений.
Помимо классификации по фокусному расстоянию объективы делятся на фикс и зум. Первые имеют фиксированное фокусное расстояние, отличаются малым весом и, обычно, лучшим качеством картинки при схожей цене. Вторые же могут похвастаться переменным фокусным расстоянием, повышающим оперативность съёмки и позволяющим не таскать сразу много стекол.
Шевеленка
Чем больше фокусное расстояние, тем больше у вас шансов получить смазанную из-за дрожания картинку.
Сделать чёткий кадр на 1/5 секунды на 17мм не так уж и сложно.
Но при попытке повторить этот трюк на 200мм чаще всего избежать шевеленки не выйдет.
Это происходит из-за того, что объекты, снятые на телеобъектив выглядят больше и дальше расположены. Бороться с этим, помимо навыка полностью замирать на пол минуты, можно двумя путями: либо ставить камеру на штатив или монопод, либо использовать объективы со стабилизатором изображения. За счет подвижной группы линз в своей конструкции такие стёкла могут компенсировать дрожания в некоторой степени.
Все кадры для гифки ниже я делал с одинаковой выдержкой и диафрагмой, но разным зумом. Начал с 200-т мм, после – 140мм и так далее. Каждый раз я подходил немного ближе, что бы голова модели оставалась примерно одинакового размера и на том же месте.
Объективы с нормальным фокусным расстоянием
Под «нормальными» принято понимать фокусные расстояния от 35 до 90 мм. В категорию входит универсальная оптика, подходящая для съемки портретов и пейзажей. А перспектива, полученная на изображении, наиболее близка к восприятию пространства человеческим зрением.
Такие системы имеют наилучшие оптические характеристики, поэтому модели обладают самыми высокими показателями светосилы и резкости. А геометрические искажения наименее выражены. На ресурсе DXOmark, занимающемся составлением рейтингов различной мобильной электроники, топ позиций занимают объективы с «нормальным» фокусным расстоянием.
Несмотря на клеймо универсальности, для повседневных задач такая оптика может быть менее применима. Например, диапазон 80-90 мм больше подходит для портретной съемки. Работа в ограниченном пространстве вызовет сложности.
Наиболее универсальным здесь является диапазон от 35 до 60 мм в полнокадровом эквиваленте.
Телеобъективы
Теле- и супертелеобъективы — инструменты весьма узкопрофильные. Диапазон фокусных расстояний от 90 до 135 мм идеален для портретной съемки, 150 – 200 мм хорошо подходят для спортивных мероприятий. Все, что выше 200, используется для спортивной репортажной съемки (когда корреспонденты находятся на значительном удалении от спортсменов) или для фотоохоты.
В сети можно найти ролики с нетипичным использованием больших фокусных расстояний. Например, стрит-фото на 400 мм. Но это скорее исключение из правил.
Сильное приближение супертелеобъективов позволяет наблюдать за дикими животными без риска привлечь излишнее внимание или спугнуть их.
Из-за сложной конструкции такие модели имеют внушительные габариты и еще более внушительный ценник. Он зачастую многократно превышает стоимость камеры и может перевалить за миллион рублей.
Немаленькая цена, крупные габариты и узкоспециализированная направленность делают такие модели прерогативой профессионалов.