Как выгнать воздух из системы отопления. Как выгнать воздух из системы отопления в частном доме с насосом

Пример из практики. Из-за серьезного загрязнения грязевика в открытой отопительной системе приходилось каждый день устранять воздушные пробки, образующиеся в результате восприятия лишнего воздуха в трубопроводах. Работая насосу, удавалось создать разрежение, что в свою очередь выталкивало кислород из окружающей среды через даже самые мелкие недочеты в герметичности труб.

Как выгнать воздух из системы отопления

Воздушные пробки в системах отопления образуются в результате накопления кислорода и углекислого газа. Наиболее часто это происходит после долгого бездействия системы, например, в конце летнего сезона перед первым включением радиаторов, а также после проведения ремонтных работ или замены отдельных компонентов системы. Поэтому, чтобы обеспечить полноценный обогрев помещений и избежать дискомфорта, очень важно знать, как правильно удалить воздух из системы отопления в частном доме.

воздух в системе отопления на тепловизоре

На изображении представлено, как проявляется завоздушивание системы на тепловизионном изображении.

Причины появления и последствия

Воздушные пробки могут возникать по разным причинам, среди которых выделяются следующие основные факторы:

  1. Ошибки, допущенные при монтаже системы, например, неверное выполнение перегибов труб, некорректно рассчитанные уклоны и направления трубопроводов.
  2. Слишком быстрое заполнение системы теплоносителем, что может вызвать образование пузырей.
  3. Некорректная установка воздухоотводящих клапанов или их полное отсутствие в необходимых местах.
  4. Недостаточное количество теплоносителя, циркулирующего в системе.
  5. Неплотные соединения между трубами и радиаторами, которые позволяют воздуху поступать в систему извне.
  6. Первый запуск системы отопления с избыточным нагревом теплоносителя, при котором кислород высвобождается из воды в большей досягаемости.

Наибольший вред, который может принести воздух, заключается в его влиянии на системы с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всегда находятся в водной среде. Прохождение воздуха через них нарушает этот процесс, в результате чего они теряют смазку и подвергаются значительному износу, что может привести к повреждению скользящих колец или даже поломке вала насоса.

Также стоит отметить, что вода содержит растворенные газы: кислород, углекислый газ, магний и кальций. При повышении температуры эти газы могут оседать на стенках труб в виде известкового налёта, создавая еще большие проблемы. Места труб и радиаторов, заполненные воздухом, особенно подвержены коррозийным процессам.

Как распознать наличие воздушных пробок в системе отопления

Признаки наличия воздуха в системе отопления заключаются в том, что батареи нагреваются неравномерно. Сравнение температур верхней и нижней частей радиаторов показывает заметную разницу: верхняя часть обычно холоднее, что приводит к недостаточному прогреву помещения. Кроме того, при значительном нагреве теплоносителя в трубах и радиаторах наблюдается шум, который напоминает щелчки или бурление, что также указывает на наличие воздушных пробок.

Для того чтобы точно определить место скопления воздуха, можно использовать метод простого постукивания. В том месте, где нет теплоносителя, звук будет более звонким и явным.

Важно! Прежде чем приступать к устранению воздуха из системы, необходимо выяснить причину его появления и организовать её устранение.

Особое внимание следует уделить проверке герметичности всей системы. При включенном отоплении идентифицировать неплотные соединения бывает весьма непросто, так как вода на горячей поверхности быстро испаряется.

Частичное откручивание радиаторной пробки для стравливания воздуха может привести к серьезным последствиям. Были случаи, когда подобные действия привели к затоплению шести этажей кипятком, так что следует быть крайне осторожным.

Причины прекращения циркуляции жидкости в системе отопления

как удалить воздух из системы отопления

При попадании воздуха в отопительную систему резко ухудшается циркуляция теплоносителя.

Это интересно:  Сделай сам своими рукамиО бюджетном решении технических, и не только, задач. Как сделать нагревательный элемент своими руками.

В результате этого, жилье может не обогреваться должным образом, а затраты на топливо возрастут. В худшем случае это может привести к размораживанию трубопровода.

Воздух в магистрали частного дома может накапливаться в различных участках, что может способствовать остыванию как секций радиаторов, так и общего стояка системы.

Итак, воздух в системе отопления явно не должен находиться — необходимо его удалить любым доступным способом.

Исследуем основные причины образования воздушных пробок:

  • Ошибки в проектировании или монтаже системы могут заключаться в неправильных уклонах, отсутствии кранов Маевского на каждой батарее и других конструктивных недоработках.
  • При проведении ремонтных работ воздух может попасть в отключенные системы.
  • Недостаточное давление в трубах тоже может способствовать понижению уровня теплоносителя в целом.
  • Возникновение явления, такого как «эффект эмульсии».

купить титан для нагрева воды на дровах

A вы знаете, на какую модель титана для нагрева воды на дровах стоит обратить внимание? В нашем руководстве описаны различные модели и популярные бренды известных производителей.

Условия применения и сертификат соответствия водогазопроводных труб, в том числе стальных и оцинкованных, можно изучить на данной странице.

При этом повреждения могут быть скрытыми, так как вода с горячих батарей быстро испаряется.

Как распознать наличие лишнего воздуха в системе?

Наличие воздуха может свидетельствовать о следующих факторах:

Проблема появления воздушных пробок, к сожалению, достаточно распространенность.

Воздушная пробка: чем это может грозить

Когда теплоноситель движется по трубам, он может создавать условия для образования воздушных пробок.

Со временем трубы начинают вибрировать, что приводит к появлению посторонних звуков:

Воздух состоит не только из кислорода, но и из углекислого газа, что может быть критичным.

Под воздействием высокой температуры в трубах образуется шлам, а углекислый газ создает условия для коррозионного процесса в металле.

Воздух в системе отопления мешает нормальному функционированию циркуляционного насоса.

Когда система работает корректно, подшипники на валу насоса остаются постоянно погружёнными в воду. Но если образуется воздушная пробка, они сталкиваются с «сухим трением», что приводит к выделению тепла и может разрушить вал насоса.

Некоторые владельцы частных домов сообщают о случаях, когда стравить воздух из системы весьма затруднительно, и врачи занимаются решением этой задачи.

При попадании воздуха в систему пробки образуются буквально за несколько часов.

кран Маевского для чугунных радиаторов 15 мм

Что вы знаете о кранах Маевского для чугунных радиаторов с диаметром 15 мм? Полезные советы по их установке можно найти в нашей статье.

Настройка установки крана Маевского на полотенцесушитель описана здесь.

На странице: https://ru-canalizator.com/vodosnabzhenie/truby-i-furnitura/sshityj-polietilen.html узнаете, как делать монтаж муфт из сшитого полиэтилена.

Для домов с алюминиевыми трубами (по вопросам их сварки постоянным током читайте здесь), внутри которых циркулирует специальная жидкость, могут происходить химические реакции, приводящие к выделению кислорода и водорода.

Эти газы становятся причиной возникновения пробок.

Какие меры можно предпринять для предотвращения проблемы?

Это интересно:  Подключение теплого пола к котлу или радиатору – схемы и виды монтажа. Как подключить теплый пол к котлу.

Наилучший способ решения возникших проблем — установка автоматического сброса воздуха через золотник, который устанавливают на радиаторы вместо крана Маевского.

Способы удаления воздуха

Чтобы приступить к стравливанию воздуха из радиаторов, вам понадобятся инструменты, подходящий таз для сбора воды и половая тряпка.

как стравить воздух из системы отопления в частном доме

Затем медленно, с помощью отвертки, откройте кран против часовой стрелки на один оборот.

Воздух начнет выходить из радиатора.

После этого следует закрыть кран максимально плотно.

Это устройство имеет поплавково-клапанную конструкцию.

Механизм способен автоматически сбрасывать воздух из системы отопления.

Чтобы избежать утечек жидкости, оно обычно комплектуется винтовым запорным колпачком.

Как это работает?

Если в системе нет воздуха, поплавок не открывает выходной механизм.

Когда воздух скапливается в достаточных количествах, поплавок опускается, и выходит наружу воздух через выпускное отверстие.

После сброса воздуха поплавок снова поднимается, закрывая выпускной клапан.

Следует отметить, что клапан сброса воздуха устанавливают на отдельные радиаторы только в том случае, если они находятся выше основной магистрали. Если же основная магистраль проходит под потолком или на чердаке, воздухоотводчики ищут исключительно в их верхней части;

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О стандартных методах по устранению воздух в системе отопления вы, скорее всего, уже знаете. При неработающем радиаторе следует открыть кран Маевского с помощью отвертки для выпуска воздуха. Если у вас более старые батареи, не оборудованные таким клапаном, можно попробовать удалить воздух иными способами:

  1. Способ «прокачка» трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор установлен клапан для сброса воды. Подсоедините шланг к этому вентилю, направьте его в канализацию, откройте вентиль на максимальную мощность и выполняйте слив, пока поток, движущийся с большой скоростью, не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме старые стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обязательно обмотайте его у основания ФУМ-лентой, а затем вставьте шуруповертом в стенку отопительного прибора, ближе к верху. После этого выверните саморез на пару оборотов, чтобы выпустить воздух, а затем затяните его до конца. В летний период стоит установить на этом месте кран Маевского.
  3. Для удаления воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно воспользоваться двумя методами: полной перезаправкой системы или наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивание боковых заглушек «на ходу» не стоит, так как это усложняет последующую герметизацию.
  4. Проблемы с циркуляцией и теплоотдачей могут также быть связаны с накопленным воздухом в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце устройства, на несколько оборотов. Как только из-под резинового кольца начнут выступать капли воды, закрутите его обратно.

Откручивание винта насоса

Совет. Чтобы минимизировать проблемы с воздушными пробками в будущем, рекомендуется установить на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если стенка радиатора слишком толстая и не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, можно приварить к нему бобышку с отверстием требуемого диаметра. В «гармошках» из чугуна вентиль устанавливают в боковую стальную заглушку.

Метод с самонарезающим винтом также применим для защиты неправильно спроектированных магистралей с направлением петель вверх или вниз (например, когда они проходят мимо дверных проемов и других конструктивных деталей). Визуально наблюдать за тем, как можно удалить воздушный пузырь в проблемной части трубы с помощью саморезов, можно в следующем видео:

Это интересно:  Техническое обслуживание газовых котлов: текущий сервис и капитальный ремонт. Как обслужить газовый котел самостоятельно.

Рекомендация. Если вы часто сталкиваетесь с необходимостью стравливать воздух из отопительных приборов и не можете найти причину завоздушивания, временно устанавливайте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не выясните источник проблемы (возможно, происходит химическая реакция с выделением кислорода).

Правильное заполнение системы отопления

Наиболее простой способ заполнения водяного либо антифризного теплоносителя в трубопроводы — это подключение их к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (за исключением сливного) и, подключив шланг к штуцеру подпитки, постепенно заполнять магистрали и радиаторы теплоносителем. Важно выполнять эту процедуру неторопливо, предоставляя возможность воздуху выходить из системы через расширительную емкость.

Совет. После заполнения системы следует включить циркуляционный насос и котел, а затем прогреть все отопительные приборы. После этого необходимо спустить остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед активацией системы вновь развоздушить насос, как было описано ранее.

Водяное отопление с открытым баком

Теперь рассмотрим процесс спуска воздуха из батарей и трубопроводов в закрытой системе отопления частного дома. Методика, предложенная нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующей последовательности:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме сливного). Это необходимо для обеспечения свободной циркуляции.
  2. Закройте все радиаторные краны, исключая последние батареи, находящиеся на конце петель, так, чтобы через них могла проходить циркуляция.
  3. Привлеките помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в системе на уровне 1 Бар, используя опрессовочный насос или водопровод для подпитки.
  4. Открыв подачу воды, заполняйте основные магистрали, расширительный и котловой бак. Образовавшийся воздух должен развоздушиваться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик, расположенный в наивысшей точке системы (при наличии).
  5. Подойдите к первому радиатору, находящемуся от котла, и одновременно откройте оба крана (делайте это медленно). Спустите воздух через клапан Маевского, затем закройте все вентили. В это время помощник должен следить за давлением, не позволяя ему опускаться ниже 1 Бар.
  6. Повторите эту процедуру для всех радиаторов, после чего можно включать циркуляционный насос и теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и вновь уберите остатки воздуха из системы через них.

Вентиль для развоздушивания батареи

Определяющий момент. Перед тем, как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут, чтобы обеспечить прокачку трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. Только после этого процедура считается завершенной. Если в системе предусмотрены теплые полы, то их заполнение нужно производить в последнюю очередь, следуя тем же принципам (но на холодную!). То есть, сначала необходимо повысить давление в основной магистрали, поочередно открывая и закрывая контуры, чтобы сбросить воздух через клапаны коллектора. После чего производить прогрев и регулировку потока теплоносителя.

Несколько слов о монтаже автоматических воздухоотводчиков. Эти устройства должны всегда устанавливаться в группу безопасности котла, а следующие устройства могут монтироваться только тогда, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух со временем накапливается в радиаторах, поскольку они стоят выше трубопроводов. В результате установка клапанов на батареи считается необязательной.

Оцените статью
Build Make