Поп-арт — это художественное направление, происходящее от английских слов «pop art», сокращения от «popular art» (популярное искусство). Это новаторское движение в искусстве XX века, участники которого создают художественные композиции, используя элементы массовой культуры, такие как предметы быта, а также знаковые символы и образы современной жизни…
Поп-арт: краткая история
Когда говорят о поп-арте, большинство людей сразу представляют яркие изображения, такие как четыре портрета Мэрилин Монро, исполненные в кислотных тонах, или массивные полотна, оформленные в стилистике комиксов. Однако многие не знают, что поп-арт — это не просто набор ярких образов. Его история является захватывающим путешествием, представляющим собой заметный сдвиг в современном искусстве. Представители этого направления, по сути, стали своеобразными отражениями своего времени — странными и очаровательными.
Поп-арт начал свою историю в конце 1950-х годов, когда мир искусства готовился окончательно перейти от абстрактного экспрессионизма к новому восприятию повседневной жизни. В то время считалось, что для того, чтобы заслужить звание интеллектуала, достаточно было терпеливо вглядываться в картины и делать предположения о их глубинных смыслах. Эта «глубина» обычно заключалась в бесконечной интерпретации странных мазков кисти или капель краски на холсте. Однако рано или поздно такой подход начал устаревать, и художественный взгляд стремился к новым формам выражения.
Поп-арт зародился в Великобритании в 1952 году, его основоположниками стали три студента Королевского колледжа искусств. Хотя имена этих художников сейчас не так известны, как следует, именно они заложили основы этого направления. В качестве одного из первых произведений в стиле поп-арт считается коллаж под названием «Почему наши дома сегодня такие разные и такие привлекательные».
На первый взгляд, художественная ценность данного коллажа может показаться спорной, и его не назовешь «высоким искусством». Тем не менее, его появление стало символом протеста против традиционного подхода к современному искусству, что, безусловно, оказало влияние на последующие поколения художников. К концу 1970-х годов, когда поп-арт стал менее популярен в США, он уже успел распространиться по Великобритании, Европе и даже частично в Советском Союзе. В СССР, однако, это направление не получило официального признания, и многие его почитатели вынуждены были покинуть страну.
Особенности поп-арт
Поп-арт как стиль непосредственно соответствует своему названию: «pop» (от слова «народный») и «art» (арт) вместе формируют понятие «искусство для народа». Это движение сосредотачивалось на повседневных явлениях, предметах и символах, которые были близки каждому обывателю. Художники поп-арта стремились вернуть искусству его значимость и конкретное содержание, черпая вдохновение из повседневной жизни простых людей и культурных феноменов. Работы в этом стиле могут проявляться как в виде ярких коллажей, мультфильмов, так и в форме фотографий, напечатанных на огромных шелковых холстах.
Разнообразие подходов к созданию работ в поп-арт-движении приводит к тому, что каждый художник привносил в него что-то свое. Однажды это могло выглядеть как рисование плоской женщины среди почти трехмерных объектов домашнего быта, а в другой раз — установкой телевизоров в специальные выемки в конструкциях. При этом, сам стиль всегда оставался полным юмора и творческого поиска.
В следующем разделе мы ознакомим вас с некоторыми наиболее заметными и влиятельными фигурами в поп-арт-движении.
1. Энди Уорхол
Энди Уорхол стал одним из самых известных представителей поп-арта, прославившись своими картинами, изображающими Мэрилин Монро. Он не ограничивался только её образом, но обращался и к другим знаменитостям, создавая иконические произведения, такие как серия картин с банками супа. Важно отметить, что его стиль и подход были уникальными: он обращался к массовому производству, создавая до 80 копий своих работ в день. Уорхол затрагивал самые разные темы, включая, например, автокатастрофы и портреты преступников, которые были быстро адаптированы и проданы.
Кроме живописи, Уорхол также пробовал себя в кино, например, выпустив фильм «24 часа» с длительной видеосъемкой спящих мужчин без какого-либо сюжета.
2. Рой Лихтенштейн
Рой Лихтенштейн прославился благодаря созданию гигантских картин, выполненных в стилистике комиксов. Он использовал простые приемы, увеличивая понравившиеся ему изображения до формата 2х3 метра или даже больше, создавая работы, которые шокировали и восхищали публику. Кроме того, его картины часто содержали текстовые элементы, что усиливало их лишь маргинальную суть и разбавляло художественное восприятие. Сегодня многие современные художники продолжают следовать его примеру, создавая работы на основе образов супергероев и популярных персонажей.
3. Том Вессельман
Том Вессельман знаменит своими работами, на которых он изображал двухмерные фигуры, зачастую женские, на фоне реальных предметов. Одним из его наиболее известных произведений является натюрморт с фруктами, размещенными на столе, а также картины, где он демонстративно использовал телевизоры, установленные в особые выемки на холсте. В 1980-х годах его стиль стал ещё более экспериментальным, в его работах появились элементы, вырезанные из металла.
4. Роберт Раушенберг
Роберт Раушенберг известен как создатель «комбинированного стола», где он объединял элементы дизайна и реальных объектов. Хотя Том Вессельман использовал подобную технику на холсте, Раушенберг развивал её, выставляя предметы прямо в галереях. Одна из самых известных его работ — кровать, оклеенная краской и помещенная вертикально. Он также экспериментировал с чучелами животных и другими реальными объектами, применяя различные этапы: сначала он создавал черные фигуры на белом фоне, затем приклеивал смятые газеты, а затем добавлял предметы, такие как гвозди и фотографии, накладывая друг на друга эти элементы и покрывая всё красным цветом. Он также прославился тем, что стирал картины другого известного художника Виллема де Кунинга и выставлял их под названием «Стертые рисунки Виллема де Кунинга». В 60-х и 70-х годах Раушенберг изменил направление своей карьеры, углубившись в театральное искусство, что также способствовало популяризации поп-арта.
Поп-арт — это выражение, а не просто набор стереотипов; это сложное и многогранное явление, представляющее собой пересечение различных культурных и художественных традиций.
Поп-арт как стиль в живописи
Поп-арт — это направление искусства, в котором акцент смещён с традиционных ценностей к объектам популярной культуры. Это искусство стремится развлекать, выходя за рамки глубоких философских размышлений и духовных исканий. Основные влияния на формирование поп-арта исходят от моды, культурных трендов и средств массовой информации. Это движение представляет собой некий ответ на абстракционизм и другие серьезные стили, которые доминировали в 20 веке. Поп-арт стал важной вехой в искусстве, задавая новые вопросы и открывая новые горизонты.
Характеризующееся уникальным выбором тем и выразительных средств, поп-арт органично взаимодействует с доступной и понятной широкой аудитории. С его помощью художники стремились создать визуальные образы, легко воспринимаемые и запоминающиеся, тем самым добиваясь популярности и больших продаж.
Движение начало формироваться в 1950-х годах, а его пик пришелся на 1960-е годы. Хотя поп-арт имеет британские корни, наибольшую популярность он приобрёл в Соединённых Штатах, где Нью-Йорк стал центром этого культурного направления. Самыми известными художниками, ассоциирующимися с поп-артом, безусловно, являются Энди Уорхол и Джаспер Джонс, чьи работы до сих пор вдохновляют новые поколения творцов.
Уэйн Тибо — американский художник, один из самых известных представителей поп-арта, прославившийся своими картинами с изображением сладостей и игрушек.
Поп-арт в США
Тем не менее, поп-арт не всегда воспринимался положительно; он часто подвергался критике со стороны художников и искусствоведов. Важный момент в этом контексте произошел 13 сентября 1962 года на симпозиуме в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где состоялись жаркие дебаты о поп-арт. Во время обсуждений Хилтон Крамер, консервативный критик и авторитетный журналист «Нью-Йорк Таймс», высказал мнение, что поп-арт следует рассматривать как разновидность рекламного искусства. Он утверждал, что оба явления стремятся интегрировать индивидов в мир потребительских товаров, и это делает их вульгарными.
Не одобрял поп-арт также поэт и критик Стэнли Куниц, лауреат Пулитцеровской премии. Он обвинил художников в том, что они стремятся угодить потребителям и представляют собой «дух конформизма и буржуазии». Куниц глубоко сомневался в подлинности и оригинальности поп-арта, утверждая, что его символы и изображения происходят из массовой культуры, формируя образы и потребности целых аудиторий.
С другой стороны, многие считали поп-арт не просто искусством, а чем-то гораздо более глубоким. Это было восприятие, которое утверждало, что поп-арт олицетворяет американскую мечту, охватывающую оптимизм, щедрость и наивность.
- ↑ Lawrence Alloway: Die Entdeckung von Pop, Великобритания, в: Lucy R. Lippard. Pop Art. Мюнхен, 1968. с. 27.
- к содержанию ↑ Хонев, Клаус. Поп-арт / Куратор: Ута Грозеник. — Москва: Taschen / «Арт-Натив», 2005. — С. 12-13. -(Художественные стили, движения, направления в искусстве). — ISBN 5-9561-0142-3.
- ↑ Там же. С. 13.13.
- Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция; Республика, 2006. — С. 150—158.
Wikimedia Commons Поп-арт? |