Помните, что материалы, используемые для сварки, при нагревании выделяют токсичные соединения, поэтому ремонт следует проводить под капотом или на открытом воздухе. Перчатки необходимы.
Чем и как запаять алюминиевый радиатор – лучший и надёжный способ
Когда ломается алюминиевый автомобильный радиатор или отопитель, многие ошибочно полагают, что не могут починить его самостоятельно. На самом деле устранить проблему сварки радиатора не так уж сложно, если вы готовы разобраться во всех тонкостях и немного попрактиковаться.
Почему трудно устранять дефекты у алюминия
Алюминий — третий по распространенности химический элемент на нашей планете, обладающий множеством замечательных свойств: Прочность и хорошая теплопроводность при очень малом весе. Это необходимо, если вы хотите изготовить изделие с большой площадью поверхности и интенсивной теплопередачей.
Однако, несмотря на свои неоспоримые преимущества, алюминий имеет один существенный недостаток: его трудно ремонтировать. Поэтому сварка алюминиевого радиатора или системы отопления представляет собой большую проблему.
Причина в том, что металл химически реактивен. Высокая коррозионная стойкость обеспечивается постоянной оксидной пленкой, которая защищает алюминий от атмосферных воздействий.
Эта пленка мешает процессу сварки. Чтобы создать соединение металла с металлом, его необходимо нагреть. Это создает оксидный слой, который препятствует контакту. Задача мастера, когда возникает вопрос, как сварить алюминиевый радиатор, состоит в том, чтобы разорвать этот круг.
Кстати, тот же принцип применим и к меди. Медные изделия ценятся именно за их устойчивость к ржавчине, но их уникальная способность защищать от коррозии оказывается проблемой во время ремонта.
Как правильно запаять радиатор
Для удаления оксидов с поверхности алюминия используются специально изготовленные флюсы. К ним относятся кадмий, висмут или цинк. Эти элементы помогают очистить поверхность металла и тем самым способствуют сцеплению продукта со сварным швом.
Стоимость готовых флюсов с хорошими качественными характеристиками достаточно высока. Поэтому домашние мастера предпочитают готовить такие составы (флюсы) самостоятельно.
Существует несколько способов избежать контакта ремонтируемого участка изделия с воздухом:
- с использованием железно-канифольного флюса
- с помощью самодельного плавня;
- применение низкотемпературного припоя с проклейкой.
Иногда для решения проблемы герметизации алюминиевого радиатора предлагается использовать холодную сварку. Однако это очень ненадежно и работает только в качестве экстренной меры. Рано или поздно ущерб должен быть устранен.
Можно ли паять алюминиевые радиаторы
Вследствие активности алюминия на его поверхности всегда имеется оксидный слой, который препятствует его соединению с другими металлами. Поэтому сварка радиаторов на этой основе представляется очень серьезной проблемой для большинства автовладельцев и обычных пользователей.
Качество и долговечность алюминия могут быть достигнуты только при нагревании места контакта до высокой температуры.
Процесс нагрева также создает оксидный слой, который препятствует привариванию к поверхности даже небольших структурных элементов. По этой причине при сварке этого металла используются специальные флюсы, которые позволяют удалить пленку с заготовки. К ним относятся висмут, кадмий или цинк. Только с помощью этих флюсов можно очистить поверхность свариваемого металла и сделать ее доступной для рабочего клея.
Стоимость гарантированно качественных потоков бренда может быть очень высокой. По этой причине импровизаторы предпочитают готовить такие потоки самостоятельно. При соблюдении пропорций, указанных в инструкции, склеивание своими руками получается не хуже, чем с использованием фирменных флюсов, а иногда даже лучше по эффективности.
Что используют для пайки
Прежде чем приступить к сварке алюминиевых радиаторов утвержденным методом, важно понять основные компоненты процесса сварки. Кремний, цинк и небольшое количество меди должны быть использованы для правильного восстановления поврежденного участка. Вы можете сделать их сами или купить в специализированном магазине.
Расходными материалами на рынке являются стандартные сварочные проволоки TSOP-40 со следующим составом по ГОСТу:
- олово;
- цинк;
- алюминий;
- кремний и медь.
Сварочные элементы (особенно цинк) обеспечивают высокую прочность соединения и гарантируют защиту клея от коррозии. Его можно использовать для сварки мелких деталей и крупных частей алюминиевых радиаторов.
Порядок пайки
Правильная организация процесса сварки алюминия требует тщательной подготовки, без которой невозможно достичь желаемого результата. Перед самостоятельной пайкой радиатора следует внимательно ознакомиться с инструкцией. В нем говорится, что подготовительный этап включает в себя очистку ремонтируемого участка и подготовку сварочного состава требуемого качества.
Подготовительные операции
Перед сваркой алюминиевого радиатора с канифольной жидкостью необходимо подготовить поврежденный участок в соответствии со следующими инструкциями:
- Удаляются остатки старого покрытия и следы загрязнения.
- Зона пайки зачищается посредством абразива.
- Сразу вслед за этим ее обезжиривают растворителем.
Перед сваркой радиатора необходимо приготовить флюс в металлическом тигле. Канифоль сначала расплавляется с помощью газовой горелки, затем в расплав добавляются мелкие железные опилки в соотношении 1:2 (они служат абразивом). Одновременно приготовленную смесь перемешивают до однородной массы.
Материалы, используемые при сварке, токсичны и выделяют пары, опасные для человека. По этой причине все работы должны проводиться в присутствии вытяжного колпака или на открытом воздухе. Если эти условия не могут быть выполнены, требуется респиратор.
Устранение небольших дефектов
После завершения подготовительных работ можно приступать к самому процессу сварки:
- Паяльником захватывается небольшое количество припоя.
- Круговыми плавными движениями он наносится на заранее обработанное флюсом место.
- В процессе обработки важно внимательно следить за тем, чтобы слой припоя распределялся по поверхности по возможности равномерно.
Во время сварки нити в шве стирают окислы с поверхности, а добавленная перед этим канифоль закрывает доступ кислорода. В результате создаются все условия для надежного контакта между различными металлами. Этот метод подходит только для небольших повреждений, размером не более нескольких миллиметров. Для больших площадей ток быстро остывает и не обеспечивает хорошего прогрева места сварки.
Восстановление значительных повреждений
Часто возникает необходимость ремонта больших участков алюминия. Для этого необходимо специальное сварное соединение, так называемый «предохранитель». Перед нанесением поверхность обрабатываемой батареи подготавливается так же, как и для небольших поверхностей.
Исходные материалы для приготовления плавкого звена:
- хлориды калия и лития;
- обычная поваренная соль;
- сульфат натрия;
- криолит.
Приготовленную в определенном соотношении смесь сначала тщательно измельчают в ступке до получения порошка. Затем его переносят в тигель, где тщательно перемешивают до получения однородной массы, пригодной для приготовления расплава.
Если порошок не используется сразу, его помещают в подходящий контейнер, закрывают плотной пробкой и хранят в темном месте.