Иоганн Шульце является одним из знаковых персонажей в истории науки, оставившим значимый след в развитии фотографии. В 1725 году физикам удалось создать непостоянную фотопластинку, использовав для этого специальный раствор на основе серебряного мела. Однако возникла проблема: при встряхивании бутылки с раствором полученная фотография исчезала, что делало это открытие своеобразным «призраком фотографии».
История художественной фотографии
Художественная фотография, как ее называли в начале своего развития, представляет собой одно из самых современных направлений искусства. Интересно, что история художественной фотографии охватывает почти два века, что является относительно небольшим сроком по сравнению с более старыми видами искусств. За этот короткий срок фотография эволюционировала от простого метода создания изображений до изысканного искусства, которое ценится во всем мире.
Появление фотографии было непосредственно связано с открытием различных визуальных и химических явлений, которые в итоге способствовали формированию понимания Всемирного устройства. Одним из ключевых устройств, который сыграл важную роль в этом процессе, стала камера-обскура. Это примитивное устройство, способное проецировать перевернутые изображения, было на самом деле темным ящиком с маленьким отверстием на одной стороне, через которое световые лучи «рисовали» изображение на противоположной стене. Это изобретение особенно привлекло внимание художников, которые использовали его для создания набросков, помещая туда лист бумаги и фиксируя изображение, отображающееся на темной ткани.
Феномен камеры-обскуры, следует заметить, был открыт совершенно случайно. Люди многократно замечали, что свет, проходящий через узкое открытие в темной комнате, создаёт перевернутое изображение того, что происходит снаружи. По сути, латинский термин «камера-обскура» переводится как «темная комната», что отражает её устройство.
Но вопреки тому, что это визуальное явление было открыто ещё в древности, само по себе оно не означало открытие фотографии. Для того чтобы заработать звание фотографии, необходимо было не только создать изображение, но и закрепить его на каком-либо носителе. Это ведет нас к важному открытию: некоторые материалы обладают чувствительностью к свету.
Здесь необходимо вспомнить об Алексее Петровиче Бестужеве-Нумине, соотечественнике Шульце, который также сделал немалую часть работы в этом направлении. Будучи химику-любителю, он обнаружил, что соли железа изменяют цвет в ответ на свет.
В то же время, в 1725 году немецкий физик Иоганн Генрих Зульце, преподаватель физики в университете города Хёлля, заметил, что смесь мела и азотной кислоты, растворенная в серебре, имеет свойство темнеть под воздействием света. Однако раствор в темноте не менял своих первоначальных свойств, оставаясь неизменным.
Учитывая это открытие, Шульце продолжил свои эксперименты, помещая различные бумажные формы в бутылку с раствором. В результате он смог получить фотографическую печать, но изображение исчезало при воздействии света на поверхность или при встряхивании раствора. Несмотря на то что сам исследователь не придал своим опытам большого значения, его наблюдения послужили основой для дальнейших экспериментов, которые в конечном итоге привели к изобретению фотографии лишь через столетие.
История черно-белой фотографии
Известно, что первая фотография была запечатлённая в 1822 году французским экспериментатором Никифором Ньепсом. Жозеф Ньепс родился в аристократической семье и имел выдающееся происхождение. Его отец был консультантом короля Людовика XV, а мать происходила из семьи успешного адвоката. Это позволило Жозефу получить качественное образование и учиться в лучших университетах Франции.
Поначалу его родители планировали, что он станет священником, но Жозеф выбрал карьеру военного и вскоре вошел в ряды революционной армии. К сожалению, его здоровье заметно ухудшилось, и вскоре он был вынужден выйти на пенсию. В 1795 году он женился на молодой красавице Агнес Ламеро и обосновался в Ницце, став постоянным государственным служащим.
Стоит отметить, что уже с юных лет Жозеф проявлял интерес к физике и химии, а вернувшись через шесть лет домой, вместе со своим братом Клодом начал эксперименты в области изобретательства. С 1816 года Ньепс начал искать способы, как придать изображениям, созданным с помощью камеры обскура, более естественный вид.
Первая волна экспериментов с солями серебра, которые меняли свой цвет под воздействием солнечного света, выявила множество технических трудностей на пути к созданию первых, более стабильных фотографий. Ньепс сумел получить негативные изображения, но быстро стало заметным, что при извлечении пластин с соляными растворами из камеры все запечатленные изображения исчезали. После ряда неудач Жозеф обратил все свои усилия на исправление этого недостатка.
В последующих экспериментах Ньепс принял решение отказаться от использования солей серебра и сосредоточился на природном битуме. Тем не менее, светочувствительность меди или известняковых пластин, покрытых этим веществом, оставалась крайне низкой. Несмотря на эту проблему, эксперименты привели к успеху: изображения на пластинах сохранялись после воздействия кислоты на битум.
Считается, что именно в 1822 году Жозеф Ньепс сумел запечатлеть вымощенный стол в своей комнате, что стало первой успешной попыткой создания фотографического изображения. К сожалению, первые фотографии Ньепса не сохранились до наших дней. Его наиболее известная работа, названная «Вид из окна», была создана в 1826 году и требует восьми часов на обнажение.
Таким образом, изображение, ставшее первым негативным изображением в истории, несмотря на его специфику, стало значительным достижением. Окончательный результат был достигнут с помощью гравировки на пластине, покрытой битумом. Плюсом этого метода было то, что представлялось возможным создание множества идентичных изображений. Однако недостатки этого способа также были вполне очевидными: необходимость длинных выдержек затрудняла съемку подвижных объектов, что ограничивало области его применения. Тем не менее, эксперименты Ньепса открыли путь к миру традиционной фотографии, вдохновляя других ученых продолжать исследования.
История цветной фотографии
Не секрет, что первые фотографии Ньепса и все его последующие работы были черно-белыми или, иначе говоря, монохромными. Однако немногие знают, что начиная с середины XIX века предпринимались попытки создания изображений в цвете. Эти эксперименты положили начало цветной фотографии.
Первое успешное цветное изображение было получено шотландским исследователем Джеймсом Максвеллом в 1861 году. Метод, который он использовал, оказался весьма сложным. Для создания цветных фотографий ему необходимо было использовать три камеры, каждая из которых была оборудована тремя фильтрами (красным, зеленым и синим). Соединяя эти изображения, Максвелл мог воспроизводить цвета, аналогичные тем, что были в реальности. Однако данный метод не имел практического применения в широких масштабах.
Значительным прорывом в области цветной фотографии стал также открытие сенсибилизаторов — веществ, увеличивающих чувствительность серебряных соединений к свету различной длины волн. Фотохимик Герман Вильгельм Фогель был первым, кто разработал сенсибилизатор, который состоял из компонентов, чувствительных к зеленому спектру света.
Это открытие открывало возможности для практической цветной фотографии, основоположником которой стал ученик Фогеля Адольф Митте. Он создал разные виды сенсибилизаторов, которые сделали фотографические сухие пластины чувствительными ко всему спектру света, а также разработал первые камеры, способные производить цветные изображения. Эти изображения можно было как печатать, так и проектировать с помощью специального проектора, который использовал три разных цветных луча.
Российский фотограф Сергей Прокудин-Горский оказал значительное влияние на развитие технологии, предложенной Митте, особенно в ее практическом применении. Прокудин усовершенствовал метод, создал свои собственные сенсибилизаторы и сделал несколько тысяч цветных фотографий, демонстрирующих отдаленные регионы Российской империи. Его камера, основанная на принципах разложения света на составляющие цвета, стала основой для более поздних подходов в печатной фотографии и цифровых камерах. Однако технология, разработанная Прокудиным-Горским, так интересна, что мы решили рассмотреть её в отдельной статье.
Стало очевидным, что для создания цветных изображений использовались не только методы разложения цветовых спектров. В 1907 году братья Люмьер, известные как «отцы кино», представили свою собственную технику создания цветных изображений. Они изобрели специальную фотопластину, названную «автохром», которая, несмотря на множество недостатков и качество, уступающее методам Прокудина-Горского и Митте, была более простой и доступной. Однако сами красители были нестойкими, и само изображение сохранялось лишь на пластине, при этом рамка выглядела примитивно. Метод Люмиеров существует до 1935 года, когда компания Kodak представила свою технологию получения цветных фотографий под названием Kodachrome. Agfa Color вышла на рынок тремя годами ранее. В 1963 году мир увидел систему «моментальных снимков» Polaroid, которая с успехом адаптировалась под первые цифровые технологии обработки изображений.
Какой год стал знаковым в истории фотографии? 1826 год стал отправной точкой в создании первых фотографий. Историки долго выясняли, в какой стране произошло это событие, но пришли к выводу, что фотография была изобретена именно во Франции в 1826 году.
Когда появилась первая фотография?
Когда была сделана первая фотография? Это важный вопрос в истории фотографии. Первые сохранившиеся фотографии относятся к 1826 или 1827 годам и принадлежат французу Жозефу Ньепсу. Данная фотография известна под названием «Вид из окна Ле Гра».
Созданная она была на металлической пластине, которая была покрыта сирийским асфальтом. В ходе своих экспериментов Ньепс сталкивался с множеством трудностей в процессе создания фотографии, и из-за используемых методов изображение не сохранялось даже на короткое время.
Нафотографированный вид из окна в Лугре (фото Жозефа Ньепса).
Для правильного извлечения изображения с пластины было затрачено более восьми часов.
Нафотографированный вид из окна в Лугре (фото Жозефа Ньепса).
Первая фотография человека
Процесс создания фотографии, как уже упоминалось, был довольно сложен и требовал значительного времени для выдержки. Поэтому он мог быть реализован только в контролируемых условиях. Луи Дагер, который работал с Ньепсом до его смерти в 1833 году, смог запечатлеть первую фотографию человека в 1838 году.
Во время своих экспериментов он обнаружил, что пластины с йодистым серебром после обработки ртутью демонстрируют положительные изображения. В процессе своих исследований он создал множество фотографий, которые сегодня известны как дагерротипы.
В начале апреля или мая 1838 года Дагер установил камеру у окна своего дома в Париже и сделал свои исторические фотографии. В результате его экспериментов время экспозиции удалось значительно сократить до нескольких десятков минут.
Тем не менее, даже эти сокращенные временные интервалы все же оставались значительными, что привело к тому, что обычно людные улицы на фотографиях выглядели пустыми. Единственные фигуры, которые четко видны на изображении, это мужчина в левом углу и чистильщик обуви. Эта фотография получила название «Улица Танпур».
Снимок, однако, вскоре был оценён как неудачный. Он пережил две мировые войны, но в 1960 году был потерян в процессе восстановления. К счастью, в 1937 году куратор фотографии в Музее современного искусства Нью-Йорка Бомонт Ньюхолл успел заказать его копию до того, как оригинал был утерян. Таким образом, все современные версии этой фотографии представляют собой лишь репродукции.
Первые цветные фотографии
Первые фотографии, как уже упоминалось, были черно-белыми, и многие ранние исследователи начали проводить эксперименты с использованием цветных изображений. Однако основная проблема заключалась в том, чтобы сохранить полученные цвета.
Первую цветную фотографию в истории получил шотландец Джеймс Максвелл в 1861 году, использовав теории, разработанные различными учеными за предшествующее десятилетие. Чтобы создать цветные изображения, он выполнил три фотографии, используя три разных цветовых фильтра (красный, зеленый и синий), а затем наложил их друг на друга. Его фотоснимки изображали красочные луки.
Разноцветные луки — это первая цветная фотография Джеймса Максвелла.
Следующая попытка создания цветных фотографий была предпринята лишь в 1877 году. Луи Артур Дюко дю Олон создал красочные снимки «под открытым небом». Его фотография, сделанная во Франции, отображала собор города Ажен и была выполнена в уже модифицированной технике триколор.
Эта фотография является первой цветной съемкой, выполненной на открытом воздухе (Фото: Луи Дюко дю Олон).