Избранные музыкальные произведения включают композиции известных композиторов, таких как Дмитрий Шостакович (1906-1975) и Дмитрий К. Глазунов (1865-1936), а также Кабалевский (1904-1987), который также оставил значительный след в музыкальном мире.
Романтизм в архитектуре: что это такое, эклектический стиль
Эклектика представляет собой стиль, охватывающий архитектуру, искусство, культуру и философию в странах Европы. Данное направление стало особенно распространённым в начале 19 века, однако сам термин «эклектика» восходит ещё ко 2 веку нашей эры. Определение «эклектика» было впервые введено философом Потамоном, основателем философской школы, последователи которой стремились к слиянию различных стилей и идей. Эклектический стиль отличают смешение множества направлений, несовместимых концепций, оригинальные идеи и различные модели поведения.
Создание нового стиля в 19 веке для сторонников авангарда было настоящим вызовом, поскольку стремление к поиску неизведанных направлений приводило к далеко не всегда удачным результатам. Работы современников авангарда того времени находили вдохновение в древних культурах Индии, Рима и Китая, что отражалось в использовании необычных комбинаций множества архитектурных стилей. А с началом 20-го века эклектика также приобрела новое толкование — как историзм.
Основные признаки: смешение необарокко, неоренессанса, готики
Эклектическое направление в искусстве и культуре не является самостоятельным стилем; оно, скорее, характеризуется синтезом различных художественных тенденций, возникающих на абсолютно различных основаниях.
В российской практике эклектика отмечается гармоничным сочетанием множества архитектурных стилей, включая:
- Стили необарокко и неоренессанса, а также стиль Нео-Рокко.
- Неовизантийское и неомавританское направления, а также сарацинские и псевдорусские ритмы.
Термины, активно используемые в искусствоведении в западных странах, включают в себя следующие определения:
Романтизм — это художественное, идеологическое и литературное направление, существовавшее в американской и европейской культуре с конца 18 века до начала 19 века. Это направление характеризует революционный дух, воплощение страсти и утверждение высокого значения творческой и духовной жизни человека.
Стиль Beaux-Arts — это эклектичный архитектурный стиль, основывающийся на традициях ренессанса и барокко. Его популярность возросла и широко распространилась в конце 19 века.
Стиль конструктивизма зародился в начале 20 века как часть новаторского художественного движения.
Архитектура
Эклектика в архитектуре демонстрирует свои характерные черты, присущие архитектурным стилям, существовавшим в Европе в период с 15 по 18 века. Она сохраняет традиционные архитектурные порядки, но в то же время может терять свою уникальную композиционную оригинальность.
Архитектурный класс — это тип архитектурной композиции, в которой определённый архитектурный стиль представляет собой определённые элементы.
Это представляет собой систему пропорций, где колонны и архитектурные детали (такие как полки и перекладины) задают взаиморасположение элементов, их форму и общую конфигурацию. Система включает вертикальные элементы, такие как колонны, и горизонтальные архитектурные детали, такие как треугольные фронтоны.
Стиль и форма здания напрямую соотносятся с его функциональным предназначением. Эклектика проявляется в зданиях одного периода, представляющих собой слияние различных стилевых школ. В рамках архитектуры нередко встречаются элементы романтизма, добавляющие многогранности формам.
Детали романтизма в эклектичном архитектурном стиле хорошо заметны на фото, демонстрирующих эту связь различных стилей.
Эклектика также занимала важное место в викторианской архитектуре, характеризующейся смешением стилей в одном здании.
Эклектичная архитектура делится на две значимые фазы, названные по годам (1830-1860 и 1870-1890). Данное разделение произошло в результате социального развития в европейском и российском обществах, а также появления новых функций для зданий.
В Великобритании эклектический стиль процветал с 1840 по 1900 годы, когда он доминировал в викторианской архитектуре. Как правило, в архитектуре сочетались элементы рока, готики, английские мотивы, а также узоры, заимствованные из Африки и Индии.
Эклектика в философии
Происхождение термина восходит к философскому учению, возникшему в 2 веке до нашей эры. Множество философов в древнегреческой и древнеримской традициях предпочитали заимствовать идеи, не следуя строго каким-либо учениям или доктринам. В своих трудах они активно интегрировали различные подходы из разных философских школ.
Так, философов, достигших саморазрешения, описывали как «выборочных»:
- Калликл из Родоса,
- Гераклит,
- Диоген из Лаэртоса,
- Маркус Теренций Варрон,
- Марк Туллий Цицерон,
- Сенека,
- И, наконец, школа За Цзя (Zájiā), приверженцы которой также практиковали выборочную философию.
Современниками выборочной философии являются:
- Виктор Кузнецов,
- Вольтер,
- Дени Дидро,
- Кристиан Вольф,
- Эрнст Платнер,
- Пётр Лавров и другие.
Эклектизм в архитектуре
В 19 и 20 веках эклектизм в архитектуре стал невероятно популярным. Это явление связано с тем, что архитекторы стремились к свободе самовыражения, не ограниченной догмами отдельных стилей, что подтолкнуло к поиску новых идей и выразительности в дизайне.
Ключевыми характеристиками архитектурного эклектизма являются:
- Смешение стилей: таких как ренессанс, барокко, готика, псевдорусский стиль, византийские мотивы и множество других.
- Разнообразие декора, острую недостаток, но при этом избыточность декоративных элементов, что создаёт уникальный визуальный эффект.
- Использование разнообразных архитектурных компонентов: таких как педимент, колоннады, арки, купола и так далее.
- Зависимость окон и дверей от стиля и общего оформления здания, что может существенно варьироваться.
Примером эклектичной архитектуры считается Кьебельский дом, расположенный в Санкт-Петербурге, спроектированный архитектором Густавом Густавовичем фон Гори.
Другой яркий пример эклектики представляет собой особняк Карсона, расположенный в Калифорнии, архитектура которого принадлежит перу Самуэля и Джозефа Кейзера Нюйсема.
Также стоит отметить московский особняк Лопатина, который в настоящее время занят посольством Бразилии, а автором проекта является архитектор А. Каминский.
Эклектизм в дизайне
Эклектизм в дизайне не ограничивается лишь бессистемным использованием различных стилей. Этот стиль включает элементы имперского, викторианского, ар-деко и многих других интерьеров, взаимодействующих в одном пространстве. Дизайнеры исследуют формы, цвета, материалы, текстуры и оттенки, чтобы создать необычные сочетания и обеспечить богатство визуального восприятия.
Смешения старинных мотивов с современными создают уникальные перспективы. Цвета могут дополнять друг друга, но зачастую дизайнеры предпочитают использовать нейтральные тона, чтобы подчеркнуть разнообразие элементов, таких как мебель, декор и другие детали.
В представленном интерьере гостиной можно заметить, как эклектика осуществляет перекрёстное взаимодействие между стилями.
Также наблюдается эклектика в дизайне, где важное место занимают детали и различные элементы.
В таком интерьере всегда предостаточно текстильных аксессуаров (подушки, шторы, салфетки), а стены увешаны картинами, фотографиями и зеркалами. Преобладают нестандартные текстуры и декоративные элементы, которые создают уникальную атмосферу.
Эклектика в архитектуре — это плагиат?
В 19 веке в Европе и США произошли значительные промышленные революции, которые положили начало использованию новых строительных материалов. Чугун, кованое железо, сталь и стекло стали доступны и практичными для применения. В то же время отсутствие строгих правил их использования способствовало новаторству. Архитекторы обратились за вдохновением к далёкому прошлому, что привело к интересу к различным историческим стилям.
19 век ознаменовался возрождением античности, которое вошло в моду как неоклассицизм. В этом контексте англичане добавили в свой репертуар неоготические элементы, создавая новое видение, основанное на обширном средневековом наследии.
Такой широкий интерес стал общепринятым в архитектурной практике, что перед архитекторами встал серьёзный академический вопрос: создаём ли мы оригинальные произведения или просто копируем идеи древних мастеров?
После долгих обсуждений архитекторы пришли к выводу, что они используют лишь определённые элементы древних стилей в новом контексте. На самом деле, архитекторы не копировали в строгом смысле, они выбирали лучшее из прошлого и интегрировали его в новаторские проектирования, преследуя новые цели.
К примеру, римские храмы строились из камня с целью поклонения богам. Неоклассическое здание Капитолия США было спроектировано на основе греческих и римских храмов, однако внутренняя отделка включает современные удобства, такие как электрическая проводка, сантехника и ковры. В конечном счете никто не использует это здание для поклонения Зевсу. Таким образом, архитекторы взяли лучшие элементы классицизма и придали им новое значение, соответствующее текущим реалиям.
Здание Капитолия США в Вашингтоне является ярким примером этого подхода.
Таким образом, эклектизм был внедрён в архитектурную практику. Разорвав строгие правила архитектурной традиции в пользу интеграции определённых элементов стиля, эклектика обрела широкое распространение.
Некоторые искусствоведы рассматривают этот период в архитектурной историографии как особый, отделяя его от других направлений в эклектичной архитектуре, которое можно определить как экспериментальную эстетику.
Творческая свобода: почему это плохо?
Особняк Карсона в Эврике, штат Калифорния, представляет собой пример американского эклектичного стиля, относящегося к эпохе Возрождения королевы Анны. Фотографии сделаны Кори Мэйлеттом, работа доступна по лицензии CC BY-SA 3.0.
Как стиль, экспериментальная эстетика предоставляла большую творческую свободу, поскольку отсутствовали строгие ограничительные правила. Тем не менее, риск провала конструкции был очевиден для всех. Работы, в которых стили сочетались негармонично, подвергались критике со стороны экспертов, особенно со стороны тех, кто выступал против этого направления.
Примеры эклектической архитектуры
Церковь святых Винсента и Павла, Париж
Церковь Святых Винсента и Павла в Париже является выдающимся примером эклектичной архитектуры. Проект, разработанный Жаном-Батистом Лепером в начале 19 века, демонстрирует классические черты в нижней части конструкции: ионические колонны, уходящие от треугольного фронтона, а также статуи, непреложно отображающие классические идеалы.
Однако, взглянув на верхнюю часть, можно заметить две внушительные башни, восходящие к традиции готической архитектуры средневековой Европы, что, в свою очередь, придаёт конструкции совершенно уникальный характер. Объединение классического и готического стилей становится ярким примером эклектического подхода.
Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства) в Барселоне
Строительство знаменательной Саграды Фамилии в Барселоне началось в эпоху, когда разные стили смешивались между собой (1883-1926). Проект был создан знаменитым архитектором Антонио Гауди, чей стиль включает как готические элементы, так и восточные мотивы, сочетая формы, вдохновлённые миром природы. В результате получился уникальный и легко узнаваемый стиль, обладающий множеством поклонников. Эта церковь exemplifies каталонский стиль модерн, но, к сожалению, её строительство до сих пор не завершено.
Черновицкий университет (Украина)
Здание Черновицкого университета в 2011 году было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за свою архитектурную красоту и уникальность, созданное в период между 1864 и 1882 годами по проекту чешского архитектора Йозефа Кровки. В процессе работы над проектом архитектор обращался к архитектурным традициям региона, обеспечивая таким образом гармоничное слияние византийского и мавританского стилей, что стало основой этой великолепной структуры.
Университет Бирмингема, Великобритания
Главное здание Университета Бирмингема, возведённое в 1900-1912 годах под руководством британского архитектора сэра Астона Уэбба, который также стал автором главного фасада Букингемского дворца и главного здания Музея Виктории и Альберта. Спроектированное в квазивизантийском стиле, здание Бирмингемского университета считается одним из примеров эклектичной архитектуры.
Основоположниками литературного романтизма считаются представители йенской немецкой школы, такие как Шлегель, Людвиг Тик, В.Г. Вакенродер и Новалис. Развиваясь и завоёвывая популярность, немецкий романтизм стал характерен повышенным интересом к мифологическим сюжетам и сказочным мотивам.
6 советов по оформлению
Чтобы успешно работать с эклектичной тенденцией, следует учитывать следующие принципы:
- Сначала выберите общую концепцию интерьера и два доминирующих стиля (в случае выбора трех). Существует множество удачных сочетаний; к примерам относятся классика с современностью, готика с модерном, ретро с лофтом. Также богемный и гламурный стили могут хорошо сочетаться со скандинавским, а элементы готического, классического и колониального стилей могут совпадать с лофтом.
- Определитесь с цветовой палитрой — это поможет связать пространство в единый ансамбль. Рекомендованное количество оттенков составляет 4-5. Первый цвет должен задавать тон для больших пространств, например, полы и стены, чаще всего выбирается нейтральный или сомнительно мягкий тон. Второй, дополнительный цвет, определяет оттенок ковров и текстиля на мебели. Остальные 2-3 цвета могут быть использованы в качестве ярких акцентов: подушки, картины, элементы освещения и тому подобное.
- Эклектичный стиль — это игра контрастов. Выбор схожих стилей возможен, однако интереснее будут результаты, достигнутые при использовании более различных техник оформления.
- Эклектика любит запоминающиеся вещи и разнообразные материалы: кожаную мебель, яркие ткани, обои с оригинальными текстурами. Часто применяют технику акцентной стены, когда все стены окрашиваются в один цвет, а одна акцентная стена отделывается деревом или панелями, имитирующими кирпичную или каменную кладку.
- Чтобы интерьер выглядел более глубоким и интересным, важно учитывать пропорциональность элементов декора, размещая крупные предметы на заднем плане, а более мелкие на переднем.
- Мебель также стоит подбирать по принципу контраста: сочетайте винтажные предметы и современные. Антикварные комоды, кресла и стулья прекрасно вписываются в каждое пространство. Дизайнеры советуют дополнять такие предметы новыми мягкими диванами, чтобы сделать интерьер более уютным и тёплым.