Как прозвонить электродвигатель мультиметром. Как проверить электродвигатель мультиметром?

Для быстрой и эффективной проверки работоспособности электродвигателя можно resortировать к следованию процедуре прозвонки, которая осуществляется с помощью функции мультиметра, которая называется «прозвонка». В случае, если цепь функционирует корректно, у вас появится возможность услышать звуковой сигнал, а на некоторых моделях также загорается индикаторный свет. Однако, если же цепь оказывается разорванной, то вы не услышите никакого звука, в том числе и сигнала.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Выход из строя электродвигателя — это крайне неприятное и порой неожиданное событие, которое может произойти в любой момент. В большинстве случаев сбои связаны с перегрузкой или могут происходить после перепадов напряжения в сети, что, безусловно, негативно сказывается на состоянии электроприборов. Однако иногда возникают ситуации, когда неисправность развивается незаметно, и двигатель останавливается без каких-либо явных на то причин. Кроме того, важно воспользоваться мультиметром для проверки неполадок, если вы заменяете неисправный двигатель и хотите убедиться, что новый двигатель также не имеет дефектов.

Как это принято делать при любых электрических работах, мы начнем с тестирования, убедившись предварительно, что двигатель обесточен. Лучше всего не ограничиваться простым отключением рубильника или разъединителя, а полностью отсоединить все провода от источника питания. Далее вам нужно откалибровать мультиметр: для этого при замкнутых щупах установите стрелку устройства на «O», или дождитесь появления символа «O» на дисплее устройства. После этого визуально осмотрите двигатель на наличие обледенения, следов дыма и механических повреждений корпуса, так как все эти факторы могут существенно повлиять на работоспособность агрегата.

Прозвонка электродвигателя мультиметром

Большинство повреждений, которые можно определить с помощью мультиметра, связаны с отсутствием контакта или повреждением изоляции. Эффективная работа электродвигателя во многом зависит от высокого качества изоляции, надежности всех соединений и правильной конфигурации обмотки. Первый этап измерений предполагает проверку целостности обмоток. Важно помнить, что трехфазный двигатель имеет три обмотки, и каждая из них соединена двумя проводами. Разделив обмотки на пары, мы можем провести их проверку с помощью мультиметра. Для этого выполните следующие шаги:

  • включите прибор и выберите режим измерения сопротивления,
  • установите диапазон на 200 Ом,
  • проверяйте обмотки поочередно.
Это интересно:  Ремонт стиральной машины Bosch своими руками. Как разобрать стиральную машину бош?

Ожидаемым результатом является получение одинакового значения на омметре: в идеале одно из значений будет нулем, а другое — бесконечностью. Это говорит о том, что обмотка исправна. Если измеренные значения оказываются одинаковыми, то это свидетельствует о том, что обмотка в порядке, и тестирование можно продолжить. Следует учитывать, что сопротивление соседних обмоток не должно отличаться более чем на 10 %. Если же вы получили показания, равные нулю, или мультиметр демонстрирует значение бесконечности, это может свидетельствовать о том, что обмотка находится в состоянии короткого замыкания или перерыва. В таком случае рекомендуется разобрать двигатель для последующего ремонта.

Как определить межвитковое замыкание

Далее следует проверить сопротивление между корпусом и обмотками. В случае наличия короткого замыкания сопротивление будет относительно низким и составит всего несколько Ом. Если же состояние нормальное, то это значение должно находиться в пределах рекомендуемых значений, а именно около Моэм. Если в процессе тестирования выясняется, что корпус двигателя поврежден, также требуется провести ремонтные работы. Установите диапазон измерения на 20 Ом, оставив один щуп в месте крепления корпуса, а другой прикоснитесь к фазному кабелю.

Проверка борно

Если первые результаты проверки не дают конкретных выводов или же они вызывают у вас сомнения, например, если возник подозрительный обрыв на двух обмотках, то следует дополнительно проверить клеммную коробку. На этом этапе важно обратить внимание на провода, проверив их на наличие следов подгорания, а также удостовериться в надежном креплении винтов, которые удерживают провода и соединения обмоток. Можно сказать, что этот вид отказа характерен для множества машин и оборудования, подверженных вибрациям. После того, как коробка будет приведена в соответствие с необходимыми требованиями, повторите проверку обмоток на наличие межвитковых обрывов или неисправностей промежуточной скорости.

Следует отметить, что неисправности статора составляют до 40% всех проблем, связанных с частотными неисправностями. Обмотки двигателя чаще всего проверяются с помощью специализированных приборов, однако достаточно точные результаты можно также получить и с использованием мультиметра. Для этого измерьте сопротивление отдельных обмоток и сравните полученные значения. Если в одной из обмоток имеется короткое замыкание, показания значительно будут отличаться от ожидаемого значения. Как и в случаях со сломанными обмотками и рамами, диагностика сломанных обмоток часто требует разборки и ремонта двигателей в специализированной мастерской. Однако стоит заметить, что большинство двигателей современных бытовых приборов не очень ремонтопригодны, и в таких случаях возможно будет более целесообразным приобрести новый запасной двигатель.

Ответ: На мультиметре необходимо выбрать режим измерения сопротивления с диапазоном 200 Ω. Обычно статор двигателя данного типа имеет две независимые обмотки, которые подлежат обязательной проверке. Ротор же двигателя с коллектором содержит много обмоток, но процесс измерения состояния якоря осуществляется достаточно легко.

Какие бывают электрические двигатели

Все типы электродвигателей, несмотря на различия в конструкции и способах применения, схожи между собой по принципу действия. Каждый электродвигатель состоит из статора, который крепится к корпусу. Статор можно представить как рукав, состоящий из одного или нескольких витков, очень похожих на катушки трансформатора. Внутри статора располагается ротор (или якорь), который вращается на двух подшипниках и может быть выполнен в форме цилиндра из электромеханической листовой стали. Важным элементом конструкции ротора являются контактные кольца (коллекторы), что обеспечивает его функционирование. Также якорь может быть изготовлен из бронзовых, алюминиевых и медных стержней, которые размещаются в пазах, соединенных между собой на концах втулками.

Это интересно:  Что делать, если стучит барабан в стиральной машине при отжиме. Стучит барабан в стиральной машине при отжиме что делать?

Существующие модификации двигателей принято разделять на 4 основные группы, исходя из их базовой конструкции:

  1. Асинхронные трехфазные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, работающие на напряжении сети в 380 В. Это одна из самых популярных моделей, которая используется в высокопроизводительных машинах практически во всех отраслях промышленности. Они характеризуются относительно простой и понятной конструкцией, что делает их диагностику и обслуживание менее сложными.
  2. Асинхронные однофазные или двухфазные конденсаторные агрегаты также с короткозамкнутым ротором. Одним из их основных преимуществ является возможность работы от обычной бытовой электросети с напряжением 220 В. В эту категорию входят многие приборы, например, посудомоечные машины и стиральные машины.
  3. Асинхронные двигатели, отличающиеся от своих аналогов наличием фазного якоря. Это конструктивное отличие позволяет шпинделю развивать повышенный пусковой момент. Данная особенность используется при изготовлении пускателей для запуска мощных электродвигателей в таких установках, как лифты, различные подъемники, мостовые и башенные краны, а также на многих станках. Важным моментом является также то, что двигатели с накопленной арматурой всё чаще заменяются преобразователями частоты питающего тока.
  4. Двигатели постоянного тока с коллектором, которые чаще всего встречаются в электрооборудовании транспортных средств и устройствах, таких как вентиляторы радиаторов, вентиляторы холодильников и электрические насосы, а также моторы стеклоочистителей и другие подобные аппараты.
  5. Коллекторные двигатели переменного тока, которые обычно устанавливаются в ручных электроинструментах. Это могут быть дрели, шлифовальные машины, перфораторы и множество других приборов, требующих электрического привода.

Проверка мультиметром однофазных коллекторных ЭД

Для самоделкиных мастеров или тех, кто только начинает осваивать эту область, процесс прозвонки электродвигателя бытовой техники с использованием мультиметра представляет определенный интерес. Проверка работоспособности такого двигателя требует проведения раздельной диагностики ротора и статора. Однофазные двигатели, которые оснащены коммутатором, очень часто используются в бытовой технике. Для проверки таких двигателей необходимо разобрать устройство, извлекая статичное оборудование из корпуса и демонтируя якорь.

Это интересно:  Ошибка 4е на стиральной машине Samsung: что делать. Ошибка 4е на машинке samsung что означает

Разрушение-коллектора

Важно понимать, что прежде всего вам необходимо проверить компоненты электродвигателя на наличие механических повреждений. Если таковые имеются, в этом случае дальнейшие испытания с тестером становятся нецелесообразными. Если же существенно таких явлений, как износ и трение подшипников, не обнаружено, а также отсутствует износ контактных колец или заедание вращающихся частей, то можно переходить к следующим этапам диагностики.

Обгорание-обмоток-статора

Проверка ротора

Перед тем как приступить к проверке ротора, необходимо снять его со статора электродвигателя. Подготовив мультиметр, начинаем диагностику якоря следующим образом:

  • Установите тестовый рычаг на сигнал 200 Ом в режиме омметра,
  • Подключите клеммы красного и черного кабелей к гнездам «+» и «-» измерительного прибора,
  • осторожно коснитесь датчиками этих проводов пластин коллектора с противоположных сторон (тест 1800). Продолжите испытание, перемещая щупы к следующим пластинам по кругу,
  • следует также измерить сопротивление между соседними ребрами, перемещая щупы по кругу,
  • обратите внимание на то, чтобы пластины коллектора не замыкались на продольные пластины рамы корпуса ротора. Замыкайте поочередно каждую пластину с пластинами якоря. На дисплее блока управления всегда должно отображаться значение «1».

Проверка-замыкания-на-корпус-якоря

Тест-180-градусов

Все измеренные значения должны фиксироваться во время тестирования. Анализ полученных результатов должен выявить одинаковые значения на каждом этапе диагностики. Это будет указывать на то, что ротор находится в исправном состоянии. В противном случае, если измеренные значения отличаются, это указывает на наличие короткого замыкания или же обрыва кабеля в точках измерения.

Оцените статью
Build Make