Процесс художественной росписи кованого железа зиждется на применении различных видов патины, обладающих разнообразными оттенками. Это придаёт металлу не только эстетическую привлекательность, но и усиливает его оптические характеристики и прочность.
Краски по металлу с эффектом патины
Краски для патинирования металлов — это специализированные аэрозоли и составы, предназначенные для создания эффекта искусственного старения металлических изделий. В естественных условиях практически все металлы, за исключением таких благородных металлов, как золото и платина, со временем подвергаются образованию оксидной пленки. Это явление происходит в результате взаимодействия металлов с влагой и атмосферным кислородом. Наиболее заметно это на медных и бронзовых предметах, на которых может появляться характерный зеленоватый налет. Эта оксидная оболочка может играть защитную роль, однако в некоторых случаях она способна разрушать материал.
Патинирование стало особенно популярным с ростом интереса к винтажному стилю. Этот процесс позволяет имитировать появление на поверхности оксидной патины, при этом сохраняя все исходные свойства металла. В сочетании с цинковыми грунтовками, патинирующие эмали формируют дополнительный защитный барьер, предотвращающий коррозионные процессы. Используя эти средства, можно создать эффект старения как для всего изделия, так и для его отдельных компонентов. Вы можете выбрать определённый цвет, соответствующий выбранному металлу (например, медь, серебро или золото), или же использовать выдержанные оттенки, такие как графит, лазурит и изумрудно-зелёный.
Способы создания патины на металле
Патинирование проводится при помощи специализированных порошковых красителей, окислителей, а также средств на масляной основе, пятен и красок, обеспечивающих нужный эффект.
- Порошковая патина. До создания данного средства, традиционно использовалась серебряная краска с красящими пигментами. Однако перед нанесением порошковой патины важно предварительно загрунтовать и окрасить металл. Процесс достаточно прост и не требует особых навыков, однако в данном случае патина будет играть лишь роль финишного покрытия.
- Кислотные составы. Для патинирования металлов доступны различные смеси, содержащие кислоты и окислители, которые запускают процесс естественного окисления. Эта технология обычно используется для небольших интерьерных предметов, на которые не оказывает воздействие влага. Не рекомендуется применять окислители для уличных конструкций.
- Масляные и восковые средства. Патина на основе масла представляет собой пастообразный состав, который можно наносить на различные поверхности. Это может быть как битумная, так и масляная художественная краска. По своей консистенции она напоминает восковую патину. Густой нетекучий состав удобен для применения на вертикальных поверхностях, однако он требует значительного времени для высыхания.
- Воронение. Это отдельная технология, применяемая для чернения металлов, обычно стали и чугуна. Воронение может выполняться различными методами: щелочным, кислотным, термическим. Щелочной метод часто используется для обработки железа. При термическом воронении сталь нагревают до той степени, пока она не потемнеет. Другие металлы натирают маслом и нагревают до образования оксидной пленки.
- Краски с эффектом патины. Это готовые декоративные составы, создающие на поверхности имитацию естественной патины. Применение готовых красок удобно и экономически эффективно, позволяя использовать их в бытовых условиях. Для повышения защиты от коррозии рекомендуется комбинировать эмали с цинконаполненными грунтовками.
Где применяются краски с эффектом патины?
- Изготовление кованых изделий и дизайнерской мебели, выполненной в винтажном стиле.
- Декорирование предметов интерьера и экстерьера.
- Реставрация антикварных предметов и музейных экспонатов.
- Окраска садовой мебели, беседок, козырьков, и лестниц.
Также существуют модификации термостойкой эмали с эффектом патины, что значительно расширяет область их применения. Эти составы позволяют обрабатывать изделия, которые подвергаются нагреванию или находятся в контакте с открытым огнём. Например, грили, плиты и камины могут быть окрашены с эффектом патины, а покрашенные металлические конструкции допускается сваривать и резать.
Что это такое?
Первоначально патина воспринималась как тёмный налёт, образующийся на медных предметах. Оксидная пленка придаёт металлу, как будто, старый вид. Затем термин «патина» стал использоваться и для других материалов, таких как дерево, бронза и гипс. Особенно популярной появилась техника искусственного старения мебели путём её патинирования. Следует отметить, что на металле патина выглядит максимально естественно. В то же время, окисление железа, известное как ржавчина, не считается декоративным свойством. Патина, наоборот, является желаемым эффектом, который представляет собой некий «жизненный опыт» металлических изделий.
Тем не менее, некоторые недобросовестные лица могут использовать патинирование в целях мошенничества, пытаясь выдать обычные металлические предметы за антиквариат. В большинстве случаев, однако, патина используется исключительно для декоративных целей. Многие стремятся обладать вещами, которые выглядят как антиквариат, так как хранить подлинные антикварные предметы возможно лишь в редких случаях. Следовательно, внешний эффект может быть весьма достойным, и для его достижения можно прибегнуть к патинированию. Неестественную патину можно создать при помощи кислот и окислителей, которые содержатся в специальных смесях. С помощью таких составов можно получить различные оттенки патины: от зелёного до красного и черного.
Естественная патина способна менять цвет в зависимости от условий её образования, в то время как цвет искусственной патины зависит от ингредиентов, входящих в её состав.
Разновидности
Наиболее распространённые виды патины включают золочение, чернение и серебрение. Патина часто создаётся в контрастных цветах, например, тёмная основа с светлой патиной и наоборот. Если основа имеет темно-графитовый цвет, оптимально патинировать её золотом или бронзой, поскольку это создаёт эффект старой меди. Если ваше изделие выполнено в тёмном или светлом графите, наиболее подходящим выбором станет использование серебра, что создаёт эффект почерневшего серебра или черного железа. Медная краска различных коричневых оттенков может придавать кованому железу медный облик.
При нанесении медной или золотой патины на поверхность, окрашенную медной краской, можно достичь медного или латунного вида. Для светлых интерьеров рекомендуется использовать поверхности, покрытые белой краской с эффектом потертости, а затем патинированные золотом. Например, серебристый оттенок считается более холодным и отлично вписывается в интерьеры, требующие свежести и простоты. Золото, напротив, добавляет элемент изысканности, что подразумевает гармонию с общим ансамблем интерьера. Медь же символизирует благородство и вызывает ассоциации с эпохой Средневековья.
Наиболее распространённая патина, восходящая к естественному происхождению, — это оксид меди, который придаёт поверхности зеленоватый оттенок. Когда оксид меди образуется на стали, цвет меняется на желтый или охристый. На латуни и бронзе патина проявляется в коричневом цвете, а на серебре — в темно-сером.
Порошковые патины традиционно используются для металлов, в то время как для дерева, как правило, необходимы акриловые патины. Первичный тип патинирующего порошка долгое время считался серебряным и перед использованием смешивался с оливковым маслом. При этом краски для железных изделий обычно имеют матовое покрытие, но патина добавляет металлу нежный блеск.
Кстати, порошок патины доступен и в виде готовых продуктов. Для удобства использования его можно смешивать с растворителем или ксилолом.
Что необходимо для патинирования?
Процесс создания патины требует работы с химическими окислителями. Поэтому необходимо позаботиться о своей безопасности, надев защитные очки и респиратор или подходящий аналог. Для выполнения работ вам понадобятся:
- патина нужного цвета — в виде порошка;
- жидкий растворитель;
- губка или кисть размером 2-3;
- пластиковые или стеклянные контейнеры (важно избегать металлических, так как они могут вступить в реакцию с составом);
- само изделие, которое вы собираетесь декорировать.
Оптимально, если вы будете работать на свежем воздухе, а если это невозможно, важно создавать хорошую вентиляцию: открывайте окна, включайте вытяжку и заботьтесь о наличии сквозняков. Если кислотный раствор случайно попал на кожу, рекомендуется промыть поражённый участок под проточной водой, а затем нанести содовую пасту. Работайте только в перчатках, чтобы избежать нежелательных травм.
Инструменты и материалы
Перед началом работы необходимо подготовить все существенные материалы: краски с эффектом старения (с элементами бронзы, серебра и позолоты) и обычные лакокрасочные материалы, если вы планируете перекраску изделия. В зависимости от желаемого эффекта, вместо краски можно использовать воск, морилку, грунтовку или шпатлевку.
В процессе могут потребоваться дополнительные инструменты:
- кисти различных размеров;
- валик (для больших поверхностей);
- наждачная бумага;
- грунтовка;
- лак для мебели или для металла;
- ветошь для удаления лишней краски;
- ватные и поролоновые тампоны.
Некоторые мастера также приобретают дополнительный металлический порошок, если результаты покраски оказались недостаточными, поскольку он часто применяется для искусственного старения металлических изделий. Patina Verde Green, Patina Gold и Idea Patina доступны в виде готовых к использованию наборов для патинирования и антиреставрации. Большинство из этих наборов подходят для работы с различными материалами, включая штукатурку, металл и дерево.
Разновидности патины, составов и консистенции
В зависимости от желаемого результата, патине можно придать различные эффекты:
- фрагментарное состаривание;
- полное покрытие;
- кракелюр.
Консистенция составов для патинирования разделяется на следующие категории:
- густые — напоминают пасту, используемую для обработки дерева, создавая желтоватые или красноватые оттенки, близкие по своим свойствам к золотым;
- жидкие — на водной или полимерной основе, обеспечивающие металлическому изделию эффект сияния и визуально улучшающие его вид;
- фацетные лаки — создающие состаренную текстуру за счёт формирования сеточки трещинок.
Металл, дерево или другие композиционные материалы обрабатываются различными базовыми покрытиями, которые отличаются по прочности и степени клеевого соединения. Наиболее популярными считаются морилки, воски, акриловые краски, асфальт, масла и средства с рельефными текстурами.
Морилка
Использование морилки — это наименее сложный способ искусственного старения деревянной текстуры, что делает его весьма востребованным. Активные вещества данного препарата улучшают свойства деревянных изделий, придавая им благородный вид и добавляя ценности дёшевым материалам. Эти компоненты защищают древесину от гниения, грибков и плесени, а также повышают её влагоотталкивающие характеристики.
Перед покраской часто удаляют мягкие древесные волокна с помощью жёсткой щётки, оставляя только твёрдые, более долговечные волокна. Для достижения выраженного эффекта патины часто применяется чистка щёткой. После окраски изделие нередко покрывают воском или грунтовкой, состоящей из шеллака. Цветовая палитра при работе с морилками ограничивается специфическими тёмными тонами древесных пород, и не допускает использовать позолоту, серебряную позолоту или другие металлические оттенки.
Воск
Восковые пасты на водной основе часто используются как верхнее покрытие. Они создаются на основе натурального воска и металлической пудры. Кроме того, существуют прозрачные лаки, которые после своей обработки оставляют красивый перламутровый блеск.
Свойства восковых патин следующие:
- подчеркивает текстуру дерева и добавляет тёмные тона;
- легко наносится и медленно сохнет, позволяя мастеру работать в комфортном темпе;
- чаще всего используется для небольших площадей и хорошо подходит для дуба и ясеня;
- имеет разнообразные оттенки – от серебряного до золотого, включая бронзовые и латунные, а также специальные переливающиеся тона;
- выделяет резьбу, узоры, и текстуры, идеально подходит для рельефных и текстурированных плит, а также эффектов кракелюра;
- обладает высокой адгезией к древесине, пластику и МДФ;
- наносится при помощи ветоши или губки, полируется и сохнет в течение суток.
Акрил
Акриловая патина представляет собой универсальный состав, предназначенный как для древесины, так и для гипса и металла. Данный материал растворим в воде, но создает очень прочное покрытие, так как прекрасно сцепляется с различными поверхностями. После нанесения образуется защитная пленка, которая предотвращает гниение и препятствует размножению микробов и грибков.
Нанесение патины на древесину своими руками
Процесс нанесения патины является достаточно простым и может быть осуществлён в домашних условиях. Рекомендуется выбирать для работы древесные породы с высокой плотностью, которые менее подвержены колебаниям влажности, или использовать МДФ либо ДСП.
Подготовительный этап
Перед нанесением патины, морилки или лака следует начать с браширования, чтобы обнажить волокна твёрдой древесины. Эта процедура имитирует естественное старение дерева, ускоряя его. С помощью металлической щетки или грубой наждачной бумаги удаляются мягкие волокна, а затем поверхность обрабатывается обезжиривающим средством. Кроме того, дерево не следует обрабатывать акриловыми красителями или морилками на этом этапе; важно лишь очистить его от загрязнений. При наличии старых лаков или покрытий их необходимо удалить с помощью наждачной бумаги.
В отличие от дерева, ДСП и МДФ имеют однородную структуру, поэтому их подготовка требует особых подходов. Рекомендуется:
- нанести барьер-грунт для улучшения адгезии верхнего слоя на плите;
- после высыхания – наложить полиуретановую грунтовку, послужащую основой для дальнейшего патинирования;
- шлифовать образовавшееся покрытие крупной наждачной бумагой, чтобы воспроизвести структуру древесины;
- приступить к самому процессу патинирования.
Нанесение патины при помощи морилки
Морилка подходит для мебели в классическом стиле. Процесс нанесения позволяет сделать цвет изделия более тёмным. Этапы выполнения:
- Нанести морилку на водной основе на фасады, полностью покрывая детали. Для этого можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или аналогичные.
- Используя мягкую губку, удалить часть состава так, чтобы создать эффект состаривания (преимущественно на средних участках). При этом кайму, резьбу и элементы фрезеровки следует оставить более тёмными.
- Дождаться высыхания, затем нанести второй слой морилки аналогичного оттенка — но на спиртовой основе.
- После того как состав высохнет, покрыть всё верхним слоем шеллака. Если требуется усилить винтажный вид, можно дополнительно использовать античный воск.
Классический способ
Классическое патинирование основано на использовании акриловых, восковых, битумных или масляных составов. Важно выбрать материал подходящего оттенка — будь то для дерева, метала или же обычных базовых материалов. Техника напоминает обычную живопись: сначала наносится слой патины, излишки которой аккуратно удаляются с поверхности с помощью шлифовки или щетки. На второй слой можно также нанести лак.
Стандартная процедура может включать следующие шаги:
- нанести патину тёмного цвета;
- подождать высыхания, затем накладывать светлый слой, чтобы выделить тёмные поры;
- в качестве светлого слоя можно выбрать золотой или серебряный, если речь идёт о мебели в классическом стиле;
- по мере высыхания следует отшлифовать основание мелкой наждачной бумагой для создания эффекта потертости;
- первичным результатом стоит закрепить составом шеллака или акриловым лаком, выбирая матовый вариант.
Патинирование в парах нашатырного спирта
Этот способ отлично подходит для меди, а также может окрашивать латунь и бронзу Цвета, которые можно получить, варьируя процесс, — темно-коричневый и оливковый при использовании соли, а также пестрые светло-голубые с вкраплениями прозрачного металлического оттенка (на латуни или бронзе эффект менее заметен).
Процесс: Закрепите металлическую проволоку в пластиковом контейнере, который слегка больше, чем обрабатываемый предмет. Для этого просверлите небольшие отверстия в крышке и пропустите сквозь них толстую проволоку. Подвесьте окрашиваемый предмет на проволоку, чтобы он не касался дна контейнера. Металл должен быть тщательно очищен, и его поверхность должна быть шероховатой (чем больше шероховатость, тем лучше). Налейте небольшое количество бытового аммиака на дно контейнера и закройте крышку. Пары аммиака придадут меди тёмно-оливковый зелёный цвет. Вы также можете добиться светло- и темно-синих оттенков, если перед покраской увлажните поверхность и присыплете солью. Каждые несколько часов проверяйте процесс, промывайте и повторно «посыпайте». Если хотите более тёмный фон, можно ещё раз обработать простым аммиаком. Не забудьте хорошо просушить и при необходимости нанести воск.
Если подвесить изделие невозможно, поставьте его на подставку, чтобы исключить его опускание в аммиак (например, идеально подойдет перевернутая пластиковая крышка) или воспользуйтесь низкой ёмкостью для аммиака.
Важно: Реальный цвет проявляется только после полного высыхания изделия; поэтому, возможно, потребуется предварительная сушка, прежде чем возвращать его в контейнер для проверки цвета. Успех этого метода сильно зависит от времени обработки и применения соли, а результаты могут сильно варьироваться. Но, затратив время, можно создать действительно впечатляющие результаты.
Патинирование в опилках
Этот метод удобен для медных и латунных изделий, а также позволяет получить тонкие оттенки на бронзе и никеле, каждый из которых будет уникален.
Цвета: золотые и зелёные вкрапления, синие, коричневые и черные на латуни. Медь даст вам розовые, голубые и черные оттенки. Эффект гравировки больше всего виден на латунных и медных предметах. Это только одно из множества решений, которые можно комбинировать с опилками.
Рекомендации: смесь может храниться долго в плотно закрытом контейнере в темном прохладном месте.
Раствор можно применять не только в сочетании с опилками, но и с другими средствами. Рекомендуем использовать как альтернативу — сухие листья, измельченную траву и даже наполнитель для кошачьего туалета. Выбирайте всё, что может удерживать влагу, не растворяясь в процессе патинирования. Результаты могут быть непредсказуемыми, поэтому уделите немного времени на эксперименты. Имейте в виду: от степени мелкости опилок зависит рисунок получаемой патины. Не используйте опилки из клееной фанеры или прессованного картона, так как содержащийся в них клей может оказать негативное влияние на окрашивание.
Опилки следует обработать раствором до состояния влажных, но не мокрых. Поместите на них обрабатываемый объект в герметичный пластиковый контейнер. Разместите несколько небольших кусочков металла того же типа, который покрашивается, но в более плоском варианте, чтобы оценивать процесс без вмешательства в основной объект. Обычно, чем мельче опилки, тем меньше их следует беспокоить во время окрашивания. Время окрашивания для латуни обычно составляет от 12 до 24 часов (мелкие опилки потребуют больше времени). Медь окрашивается быстрее; достаточно 4-6 часов, но можно оставить на долгое время. Измельченная трава или листья не впитывают влагу так же хорошо, как опилки, поэтому потребуется больше раствора. Приготовьте более объёмную порцию, чтобы обеспечить запас влаги в задней части контейнера, и располагайте продукт ближе к поверхности. Это обеспечит лучший цвет, а также существенно облегчает проверку и переворот каждые час, чтобы обеспечить равномерное окрашение.
Когда достигнута желаемая степень окрашивания, промойте и оставьте сохнуть на ночь. В завершение обработайте воск или матовым акриловым спреем. Раствор, смешанный с опилками, будет годен всего несколько дней, поэтому рекомендовано каждый раз готовить новую смесь.
Важно: Это очень «универсальный» метод патинирования, поэтому не бойтесь экспериментировать с разной концентрацией аммиака или соли и варьировать время нахождения изделия в опилках. Если опилки недостаточно увлажнены, окрашка окажется слабой. Если же опилки слишком мокрые, рисунок может не проявиться, а поверхность металла достаточно пострадает. Кроме того, имейте в виду: мягкие предметы не следует трогать, а изделия, помещённые в более грубые материалы, нужно переворачивать чаще для равномерного окрашивания. ЭКСПЕРИМЕНТУЙТЕ!
Патинирование латуни
Для получения коричневых и черных оттенков.
Необходимо сделать раствор из 1 литра воды и 60 граммов сульфата натрия, который также известен как тиосульфат натрия или гипосульфат натрия. В быту гипосульфат используется как стабилизатор для фотобумаги и пленок. К раствору добавляются около 5 г кислоты (азотной, серной или соляной). В результате возникает бурная реакция с выделением газов сульфата, и раствор при этом мутнеет. Погрузите латунный предмет, держите его в растворе несколько секунд и проверьте результат. Патина образуется за короткий срок. Когда желаемый оттенок будет достигнут, промойте изделие и высушите. Свежеприготовленный раствор сохраняет свои свойства до 20 минут, после чего теряет активность. Водный раствор гипосульфата может храниться долго, только при условии, что он не имеет кислоты.
Для достижения желаемого эффекту избегайте чрезмерного времени нахождения в растворе: неопытные мастера иногда оставляют изделия в растворе до получения насыщенного черного налета. Однако такая патина плохо держится и легко смывается струёй воды, что делает её непривлекательной. Важно, чтобы под патины слой сохранял естественный блеск металла.
Если в раствор гипосульфата добавить уксус вместо сильных кислот, произойдет та же бурная реакция, но в более медленном Темпе. Чтобы получить почти черный оттенок, нужно оставить изделие в растворе не менее получаса.
Для оттенков оливкового, коричневого и черного вы можете сделать раствор из четырёх частей аммиака, пяти частей воды и двух частей хлорокиси меди. Важно соблюдать осторожность, так как пары аммиака и хлорокиси меди может быть токсичными, поэтому следует помнить о правилах безопасности.
Раствор станет густым, тёмно-синего цвета, а латуне с помещенной в него монетой удастся быстро добиться оливково-зелёного, а затем тёмно-коричневого или черного цвета. Вынув изделие на нужной стадии, промойте его водой и протрите сухой тканью. Патина столь сильна, что может удаляться только с помощью абразивных материалов. Обрабатывать маслом нет необходимости; пленка уже обладает приятно-металлическим блеском.
Если желание получить оранжево-красный цвет — растворите 5 грамм сульфида калия (также известного как сульфат калия) в литре воды, и погружая монету, латунный предмет быстро покроется красноватым налетом. После этого также рекомендуется покрыть металл маслом.
Для серых и черных оттенков на меди и латуни, следует использовать раствор, состоящий из сульфида печени. Чтобы создать сульфид печени, смешайте одну часть порошка серы с двумя частями поташа в жестяной кастрюле и поставьте на огонь. В процессе выделяются пар, и порошок постепенно переведется в темно-коричневую массу. Для долговременного сохранения можно измельчить сульфид печени в порошок и поместить в плотно закрытую ёмкость. При приготовлении раствора добавляйте 10-20 г порошка сульфида печени на один литр воды. Патина, образующаяся после обработки металла в растворе с сульфидом печени, отличается как стойкостью, так и красотой.
Как сделать patina на бронзе
Вы можете оформить интерьер вашего дома в античном стиле, произведя роспись медных деталей.
Чтобы патинировать бронзу одним слоем, выполните следующие действия:
- Старые поверхности очищаются наждачной бумагой и обезжириваются.
- Для обеспечения хорошей адгезии краски с металлом, обработайте поверхность специальной грунтовкой.
- Наносите краску под бронзу на все элементы, покрывая их в несколько слоёв, каждый из которых должен быть хорошо высушен.
- Для достижения старинного бронзового оттенка поверхность покрывается патиной. Патина наносится в углубления.
- Для регулирования оттенка бронзового покрытия, специалисты рекомендуют использовать полупрозрачную патину.
- На данном этапе выполните лессировку. С помощью кисти, слегка смоченной в светлой краске, обработайте все выступающие края и углы, что придаст эффект износа.
После полного высыхания последнего слоя покройте все обработанные участки прозрачным лаком для дополнительной защиты.
Как сделать зеленую патину на меди своими руками
Для окраски меди в зеленый цвет используйте следующий раствор:
- 1 литр воды;
- 50 г медного купороса;
- 5 г марганцовокислого калия.
Смешайте все ингредиенты до получения однородного раствора.
Наносите получившуюся массу на медные предметы с помощью кисти и дайте ей высохнуть.
Зеленую патину для окрашивания меди в домашних условиях также можно сделать следующим образом:
- В стеклянный контейнер налейте уксус.
- С помощью наждачной бумаги очистите медные детали и прикрепите к ним нитку.
- Смочите детали в уксусе и подвесьте на нитках, чтобы они не касались дна ёмкости. Закройте банку крышкой.
Дайте емкости настояться до тех пор, пока медь не станет зелёной с интересным оттенком синевы.
Внимание! Подобная патина ядовита, поэтому её не рекомендуется использовать для окрасочных работ на ювелирных изделия.
Как получить золотую патину на серебре своими руками
Серебряные монеты, покрытые патиной, выглядят весьма привлекательно. Когда они хранятся в кожаном альбоме, сероводород, выделяющийся в процессе, может привести к образованию сульфида серебра. Патина может быть как золотистой, так и желтой, малиновой или даже черной. Если серебряная монета содержит медь, может образоваться зеленая пленка.
Со временем происходят изменения, и монеты приобретают золотистую патину.
Чтобы получить золотую патину на серебре в домашних условиях, выполните следующие шаги:
- В дистиллированной воде (1 литр) растворите купорос (50 г) и марганцовку (5 г).
- Подогрейте раствор до 80 градусов и опустите в него серебряные монеты.
Патинирование металла окислителями
Создание патины на металле посредством погружения в различные химические растворы, что является трудоемким процессом, позволяет формировать на поверхности металла цветную пленку (патину). Этот тип покрытия значительно долговечнее, поскольку пленка не отслаивается так быстро при механическом воздействии, как краска. Если вы хотите подойти к этому творчески и попробовать искусственное старение металла с помощью растворов патины, вам понадобятся специальные химикаты.
Для подготовки поверхности также нужно обрабатывать металл так же, как и при покраске, но без грунтовки и окрашивания, а лишь с обезжириванием и отбеливанием в кислых растворах. Вы можете провести всю эту работу дома, создав свои великолепные шедевры или вдохнув новую жизнь в старые предметы.
Как создать классическую патину в домашних условиях и добиться желаемых цветовых оттенков? Наиболее популярные цвета патинирования латуни – черный, тёмно-коричневый, оливковый, тёмно-оранжевый или муссово-серый. Для получения коричневого цвета эффективно погружение металла в раствор тиосульфата натрия, что называется фотофиксацией.
При приготовлении раствора добавляется кислота (серная, соляная или азотная), в который погружается металл. Будьте осторожны! Патина становится заметной очень быстро, поэтому рекомендовано внимательно следить за процессом. Не забывайте надеть резиновые перчатки и делать короткие перерывы каждые 15-20 минут.
Важно: Патина недолговечна, и всегда следует её дополнительно покрывать.
Как получить другие цвета:
- Для получения оливкового оттенка латунные изделия необходимо погружать в раствор, состоящий из аммиака, воды и хлорированной окиси меди в соотношении 4/5/2. Будьте очень осторожны — эта смесь токсична.
- Для густого оранжевого оттенка на латуни подойдет смесь на основе сульфата калия, а для серого – с использованием серой печени (спекшийся порошок серы 5 г с поташом).
- На меди, как и на латуни, также можно добиться выразительной патинированной пленки с черными оттенками (погружая в раствор печени серной) или старинных черных обрамлений (при добавлении 2-3 г печени серной с такой же пропорцией обычной соли).
- Розово-красный оттенок патинирования меди получится с добавлением медного купороса и хлористого цинка, а роскошный синий цвет стали обеспечит смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г на 50 г на 1 л воды). Патина на стали формируется как во время охлаждения, так и при кипячении (оттенок будет насыщеннее в этом случае).
- Патинирование бронзовых изделий обеспечит различные оттенки зелёного и синего. Чтобы получить светло-зеленый оттенок, вам потребуется 3 части ртуть алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соль меди. Длительность выдерживания во многом зависит от визуального контроля, чем дольше держите, тем темнее будет эффект.
Подготовка поверхности
Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности; металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть коррозионных повреждений, поскольку это предотвратит грунтование заготовки, и верхние слои вскоре покроются волдырями и другим дефектами.
Все заусенцы должны быть удалены, выбоины исправлены, а поверхность — отшлифована наждачной бумагой (сначала крупной, потом более мелкой).
Подготовленный предмет желательно обработать специальной грунтовкой (оптимально из баллончика), а затем нанести металлическую морилку.
Читайте также: Чем лучше покрыть пол на кухне — разбираемся сразу и не кусаем потом локти
Подробности
Патинирование древесины и разновидности средства
Пятна на древесине обычно считаются неблагоприятным признаком, так как они часто указывают на гниение или грибковое поражение. Древесина с высокой плотностью и твердостью, устойчивая к влаге, например, дуб, будет иметь тёмный или белый налет без видимого ущерба. Мебель в обычной гостиной часто подвергается искусственному патинированию, поскольку добиться естественной патинированной текстуры крайне сложно. Для улучшения результата рекомендуется использовать комбинацию механических и химических подходов. Для обработки древесины, как правило, применяются разнообразные составы, доступные в магазинах DIY.
- Густая патина — представлена в виде пасты и обычно является двухкомпонентной. Чаще всего в результате получения получаются светло-коричневые, золотые или красноватые оттенки. Эффект позолоты достигается благодаря естественному цвету древесины — например, той же дуба.
- Жидкая патина — по сути, это особый лаковый состав, придающий древесине светлый желтоватый или даже золотистый оттенок, характерный для старинных ясеней или дубов.
- Фацетный лак — не является классической патиной, считается лишь эффектом старости, создаваемым за счёт микротрещин. После высыхания лак начинает образовывать нежные трещинки, как это бывает на старой древесине.
Комбинируя различные покрытия, можно достичь разнообразных интересных результатов.
Способы патинирования
- Первый шаг после подготовки — это браширование, механическая обработка с помощью металлической щетки или в крайнем случае, стамески и гвоздей для удаления мягких волокон с поверхности дерева, что и происходит с течением времени.
- Далее предметы мебели для кухни или гостиной должны быть обработаны белой грунтовкой и отшлифованы. Обычно белая грунтовка применяется под светлые и серые тона. Если основу эффекта планируется сделать контрастной, лучше выбрать прозрачную грунтовку.
- Нанесите слой лака и дождитесь его высыхания.
- Далее на свежепромытую поверхность наносится патинирующий состав, и по мере подсыхания излишки образующегося слоя удаляются, чтобы оставшийся состав остался в глубоких порах.
- Затем патинируйте заново тёмным составом, при необходимости убирая излишки, чтобы сохранить контраст между тёмными и светлыми волокнами. В завершение изделия дважды покрываются простым прозрачным лаком.
Теперь давайте обсудим применение продукции на металлических поверхностях.
Патина на металле
Изделия из металла в интерьере, как правило, представлены в количестве небольших декоративных предметов, таких как бра, люстры, подставки и подобные элементы. Несмотря на то, что новые изделия имеют яркий блеск и привлекательный цвет, некоторые предпочитают придать им менее современный вид. Поскольку добиться такого эффекта естественным способом довольно сложно, часто используют химические средства.
Виды патины
Оттенки и вариации пленки на различных типах металла в зависимости от условий варьируются и могут быть довольно разнообразными.
- Наиболее эффектно патинирование выглядит на серебре. Металл достаточно инертен, и пленка появляется преимущественно в результате реакции с серой, создавая оттенки от светлого желтого до бирюзового и малинового. Чёрная патина образуется при воздействии хлоридов и аминокислот. С другим типом патинирования атмосферные воздействия приводят к образованию грубой пленки — в то время как патинирование серебряных поверхностей помогает присвоить изделию утонченный вид.
- Золото – благородный металл, при реакции с окружающей средой не подвержен разрушению. Однако в тех случаях, когда сплав содержит никель или медь, со временем могут образоваться светлые коричневые или даже оранжевые пятна. При этом имитация патинирования на золоте вызывает особый интерес у дизайнеров, так как она создается за счет золотистой краски, и патинирование может быть как на дереве, так и на металле, например, на дубовой древесине.
- Бронзовые и медные изделия чаще всего встречаются в интерьере, особенно в рустикальном или лофт-стиле. На медной поверхности могут образовываться голубые и зелёные пленки, что является следствием отложения ацетата меди, хлоридов и попаданием кислорода. Черная патина образуется из сульфита или оксида. Красная патина также укоренена в образовании хлоридов, хотя обычно её получают искусственным методом. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Все такие загрязнения относительно безопасны для меди, что делает медные изделия приятным элементом декора.
- Что касается бронзы, то синевато-зелёные пленки становятся потенциально опасными. Декоративным окрашиванием патиной для сплава служит только черная пленка, получаемая искусственным способом, благодаря эффекту воронения — обработки маслом и прокаливания в опилках из меди.
Техника окрашивания
Процесс патинирования, если оно выполняется во время ковки, должен завершиться перед финальной обработкой. В случае сборных изделий, отдельные элементы предварительно патинируются, а затем соединяются вместе. Этот подход позволяет удобно окрашивать мелкие детали, избегая необработанных участков.
В ситуации, когда деталь уже собрана, становится сложнее осуществить патинирование. Однако этот этап также можно выполнить отдельно, уделяя внимание конкретным окрашенным участкам.
Перед началом работы металл очищается, шлифуется, обезжиривается, грунтуется и покрывается кузнечным лаком (чаще матовым). После полного высыхания краски следует перейти к нанесению патины.
Патина наносится полусухой кистью легкими, мелкими мазками. Важно соблюдать умеренное количество красителя. Характерный метод патинирования — мануальный и требует, чтобы искусственно состаренная поверхность выглядела естественно, избегая чрезмерного нанесения краски.
На выступающие поверхности, ребристые детали и изогнутые элементы нужно наносить краску с патиной; не рекомендуется осуществлять нанесение на ровную поверхность без углов и изгибов. Таким образом, достигается натуральный, естественный эффект.
Читайте также: Как получить золотую краску: создаем уникальный оттенок и учимся использовать в декоративных работах.
Важно напомнить: химические составы патины могут быть опасны для здоровья, поэтому принимайте все необходимые меры предосторожности.
Когда мы встречаем антикварные предметы, почерневшие от времени, они становятся ещё более привлекательными и ценными. Именно этот эффект и создаётся с помощью патинирования.