Сильно разряженная батарея может не принимать заряд. Для ее «пробуждения» с нуля следует временно подать на нее сильный импульс. Это можно реализовать, используя конденсатор ёмкостью 7000 — 7500 мкФ, который предварительно заряжают до значения 10 — 20 В и затем подключают к аккумулятору. Затем нужно проверить остаточное напряжение на банке, чтобы оно не превышало 0,6 — 0,8 В. После этого можно попробовать подключить зарядное устройство и проверить, начинает ли элемент принимать заряд.
Как реанимировать аккумулятор шуруповерта в домашних условиях
Проблемы с функционированием оборудования, работающего на аккумуляторах, вынуждают пользователей искать эффективные решения для восстановления Ni-Cd аккумулятора шуруповерта в домашних условиях. Для этого применяются различные методы, специфические для типа батареи и характера неполадок, возникших в процессе эксплуатации.
Как устроен аккумулятор шуруповёрта
Аккумуляторные батареи (АКБ) или элементы аккумуляторного питания состоят из последовательно соединенных элементарных ячеек. В каждой из таких ячеек находится электролит и электроды. В зависимости от используемых материалов, аккумуляторы делятся на несколько категорий.
- Никель-металлгидридные (Ni-MH) — эти батареи реже встречаются на рынке из-за их высокой стоимости. Основные преимущества включают большую ёмкость, меньший уровень саморазряда и отсутствие токсичных компонентов. Однако длительное хранение в разряженном состоянии может привести к необратимой потере значительной части их свойств. Также, находясь в условиях отрицательных температур, они теряют мощность.
- Никель-кадмиевые (Ni-Cd) — имеют небольшое тепловыделение при работе, не подвержены перегреву и могут сохранять свою ёмкость при температурах до -40 градусов. Этот тип батарей может работать на протяжении 8-10 лет, если при использовании они разряжаются до конца и в таком состоянии хранятся. Однако, их главным недостатком является токсичность из-за содержания кадмия и относительно низкая удельная ёмкость.
- Литий-ионные — эти батареи характеризуются отсутствием эффекта «памяти», низким уровнем саморазряда и способностью выдерживать большее количество циклов зарядки и разрядки. Но они чувствительны к резким температурным колебаниям и скачкам напряжения во время зарядки. Средний срок их службы составляет 3 года, а хранить их следует не дольше 24 месяцев.
- Литий-полимерные — представляют собой более современные аналоги, которые сохраняют свою работоспособность при значительных температурных изменениях и обладают высокой энергетической плотностью, несмотря на небольшой объём и вес. Однако, их недостатками являются риск возгорания при перегреве или перезарядке и срок хранения, не превышающий 2 лет.
Важно! У современных элементов питания больше позитивных характеристик, однако их высокая стоимость значительно ограничивает возможность широкого применения.
Кроме того, рекомендуется не касаться проводом непосредственно к выводу батареи, а сначала установить по клеммам крокодил или другую подходящую соединительную пластину. И уже к ним потом подключаться.
Какие батареи применяются в шуруповертах
Для того чтобы правильно оценить неисправность и провести соответствующий ремонт, необходимо знать основные типы аккумуляторов, используемых в шуруповертах, и их конструктивные особенности. Каждая батарея представляет собой набор мини-батареек, которые соединены между собой последовательно. В зависимости от материала, используются никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-металлгидридные (Ni-MH) и литиевые аккумуляторы.
Первый вариант – это Ni-Cd, который широко распространён. В этих батареях отдельный элемент генерирует напряжение в 1,2 вольта, что в совокупности приводит к общему напряжению 12 вольт и ёмкости 12000 мАч. Эти элементы обладают эффектом памяти, что позволяет им восстанавливать свои свойства, хотя они и уязвимы в некоторых ситуациях.
Из-за конструктивных особенностей батарей не все методы восстановления подходят для них. Например, литий-ионные аккумуляторы нельзя восстанавливать с использованием зарядных устройств, предназначенных для Ni-Cd аккумуляторов, так как литий со временем разрушается и теряет свои характеристики, что приводит к тому, что батарея перестаёт удерживать полное напряжение 18 вольт. Аналогично, метод восстановления не всегда подходит для Ni-Cd аккумуляторов, так как в некоторых случаях у них может полностью истечь электролит. Несмотря на это, существует множество способов восстановления.
Различные типы аккумуляторов имеют свои собственные рабочие напряжения, что обусловлено используемыми в них материалами. Это различие также повлияет на ёмкость, что в свою очередь обеспечивает длительную работу инструмента без необходимости подзарядки. Поэтому, прежде чем проводить какие-либо действия, важно определить тип элементов, хранящихся внутри аккумулятора. Поскольку нельзя заменять литиевые мини-батарейки никель-кадмиевыми из-за их значительных отличий в рабочем напряжении, то и методы ремонта будут значительно различаться.
Общие рекомендации по ремонту
При ремонте аккумуляторной батареи необходимо использовать измерительные приборы, такие как амперметр с диапазоном 2 А, вольтметр на 2 и 15 В, тестер, омметр и миллиамперметр. Для открытия корпуса аккумулятора могут потребоваться отвертка, ножницы и плоскогубцы. В некоторых случаях, чтобы выявить дефекты, может понадобиться лупа.
При решении вопроса о том, можно ли отремонтировать элемент питания, необходимо провести тщательный анализ для поиска неисправного элемента и его замены. Проверка проводится по стандартной схеме, на основе которой можно оценить состояние отдельных частей аккумулятора. Важно помнить, что проблемы могут возникать не только с мини-батарейками, но и с клеммами самого шуруповерта.
Процесс диагностики начинается с измерения напряжения на каждой отдельной батарейке с помощью тестера. Неработающие элементы маркируются и изолируются от рабочей группы. В случае, если аккумулятор разряжается слишком быстро, не следует спешить его разбирать. В первую очередь необходимо попробовать восстановить ёмкость аккумулятора, проведя процедуры полной зарядки и глубокой разрядки в течение нескольких циклов. Как правило, в большинстве случаев это позволяет почти полностью вернуть ёмкость.
Не редкость, когда шуруповерт перестает функционировать из-за повреждения клемм. При длительной эксплуатации они могут деформироваться, что нарушает контакт и не позволяет аккумулятору полностью зарядиться. Для ремонта клемм необходимо разобрать зарядное устройство и аккуратно выправить каждую из них. После этого следует проверить качество зарядки с помощью измерительных приборов.
Если предпринятые действия не принесли ожидаемого результата, необходимо заменить неисправную деталь. При обнаружении конкретной причины неисправности рекомендуется применять методы восстановления, описанные ниже.
Например, у аккумуляторных батарей с ёмкостью 1500 мАч и значением С 3 максимальный ток разряда будет составлять 3 * 1,5 А = 4,5 А, тогда как у батарей с C 12 он составит 1,5 А * 12 = 18 А. Если учесть запас батареи 3200 мАч, мы получаем значение 3,2 А, следовательно, при тех же значениях C 3 и C 12 максимальные токи составят 9,6 А и 38,4 А соответственно. Методика расчета является очевидной.
Описанный метод привел автора к выводу, что раскрыв несколько банок аккумулятора, он заметил разрыв положительного контакта с отрицательным корпусом, что, как он предположил, могло быть вызвано деградацией электролита. Как упоминалось ранее, в процессе эксплуатации происходит окисление и расход влаги. Уменьшение качественного состава щелочного электролита напрямую влияет на его эксплуатационные характеристики.
- Перед тем как начинать какие-либо манипуляции с подачей импульсного тока и зарядкой, автор метода отобрал те элементы, у которых напряжение было нулевым;
- с использованием микродрели было сделано небольшое отверстие в корпусе каждого элемента;
- в это отверстие закачали кубический сантиметр дистиллированной воды;
- после этого аккумуляторы оставили на некоторое время, чтобы они впитали воду, и измерили их напряжение. Элементы с нулевым напряжением были «взбодрены» импульсным током;
- далее произведена зарядка этих элементов;
- рекомендуется оставить их в таком состоянии на несколько дней, а затем снова проверить напряжение;
- в случае успешного восстановления, отверстия заделываются герметиком или запаиваются. Батарея собирается, заряжается и шуруповерт возвращается к работе;
- если напряжение снова будет обнулено, следует добавить еще «кубик» дистиллированной воды, и процесс повторяется до достижения успеха.
Ниже можно увидеть, как выглядел данный процесс:
Заливается дистиллированная вода
Данный метод восстановления Ni-Cd аккумуляторов оказался более эффективным и долговечным. Вы также можете ознакомиться с отдельной статьёй о восстановлении Ni-Cd аккумуляторов для аккумуляторов шуруповерта.
В интернете встречаются советы относительно восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов методом заморозки. В этом случае щелочные аккумуляторы помещаются в морозильник на несколько часов, после чего их резко стучат по корпусу. Смысл данного подхода заключается в том, что дендриты, находясь в замороженном состоянии, становятся хрупкими и разрушаются при ударном воздействии. В комментариях к такому методу восстановления указывается на его необходимость в том случае, если другие методы не принесли результата, однако, к сожалению, мне не удалось найти отзывы о реальной эффективности этого способа.
Вернуться к содержанию
Пользователи оборудования таких брендов как Бош, Интерскол, Штурм, Энергомаш и других знаковых марок должны помнить, что возможность восстановления присутствует лишь у некоторых моделей батарей. Реанимация отдельных из них на дому может оказаться бесполезной, независимо от точности выполнения всех рекомендаций.
Основные способы восстановления
Существуют разные видеоролики, посвящённые восстановлению ёмкости Ni-Cd аккумуляторов, однако большинство из них относится к ремонту батарей для шуруповертов и подобного инструмента. Это объясняется тем, что такие батареи обычно имеют высокую стоимость, и их трудно найти в продаже. При поиске решений, как восстановить Ni-Cd аккумулятор, чаще всего используются несколько основных методов.
Использование повышенного тока
Этот метод восстановления заключается в подаче повышенного тока на аккумулятор на короткие промежутки времени (2−3 секунды). При этом ток должен быть значительно выше нормального значения ёмкости аккумулятора (более чем в 10 раз). Данный способ подходит исключительно для никель-кадмиевых батарей и не может применяться для никель-металлогидридных.
Согласно схеме, эта методика была разработана для некоторых рулонных моделей, но может быть использована для любых других батарей, даже если они демонстрируют утечки. Замечено, что чем старше аккумулятор, тем меньше шансов на его успешный ремонт.
Для его выполнения вам понадобятся:
- отрезки провода с крокодилами. Длина проводов должна составлять примерно 15 см и сечение не менее 3 мм;
- другой рабочий аккумулятор с высоким током. Это может быть аккумулятор от автомобиля, батарея от источника постоянного питания и т.д.;
- индивидуальные средства защиты;
- мультиметр для измерения напряжения.
Важно: не забывайте о безопасности! Используйте перчатки и защитные очки, чтобы избежать травм и негативного воздействия при работе с батареями.
Оптимально выполнять процесс на каждой батарее (1,5 В) по отдельности, а не на всей сборке аккумулятора одновременно. Такой подход делает процесс реанимации более эффективным, при этом вторую батарею можно брать меньшей мощности (достаточно стандартного автомобильного аккумулятора или источника бесперебойного питания).
Этапы выполнения:
- Сначала необходимо определить — и + выводы на восстанавливаемом аккумуляторе.
- Затем при помощи крокодилов и провода соединить минусы обеих батарей.
- После этого к одному из плюсов прикрепляется свободный кусочек провода.
- Затем необходимо быстро и безопасно прикасаться свободным концом этого провода к свободному плюсовому выходу, выполняя такие прикосновения быстро и коротко (несколько прикасаний в секунду). В этом процессе важно не допустить приваривания провода к контакту.
Рекомендуется прямо не касаться провода к выводу аккумулятора, а сначала закрепить к нему пластины или крокодила, к которым далее можно будет прикоснуться.
По завершению цикла нужно измерить напряжение на восстанавливаемой батарее. Если результаты не удовлетворительные, следует повторить процедуру. При успешном получении напряжения, батарею необходимо установить на подзарядку до достижения максимальной ёмкости. Вероятно, что значение будет ниже номинала, поэтому полезно провести дополнительно 2-3 цикла разряжающего и заряжающего процесса, что поможет «натренировать» аккумулятор.