Стоит отметить, что даже животные не способны повредить траву. Поскольку она крепко укоренена в земле, ее не сможет вырвать ни собака, ни кошка, даже при усердных попытках разрыть участок. Кроме того, они не повреждают газон: отрастающие травинки быстро восстанавливаются и возвращаются в свое первоначальное состояние.
Книга «Искусство Диорамы»
Новичок в моделировании может называть траву «сорняками», однако мы, уважаемые коллеги, понимаем, что даже самая малая диорама невозможна без травяного покрытия. Оно является важным компонентом общей композиции, способствующим созданию эффекта подлинности.
На одном участке девственной степи или на краю проселочной дороги может произрастать множество видов трав — от сотен до тысяч (рис. 77 и 78), но не имеет смысла перечислять их все. Наша цель — создать общее впечатление от разноцветной травы: её текстуры, цвета и объема (рис. 79, 80). Однако следует отметить, что выразительные возможности в этом случае довольно ограничены. Какие ресурсы у нас есть для работы? Прежде всего, стоит организовать выезд в лес или в удаленные уголки природы для сбора природного материала. Это лучше делать в летнее время или с ранней весны до осени, когда растения находятся в процессе формирования. Необходимо использовать не все растение целиком, а лишь его части. В первую очередь, это соцветия, а во вторую — корни. Например, соцветие луковицы, разделенное на три листковых элемента, создаёт эффект куста некоторых видов злаков (рис. 81).
Эстетически привлекательные моховые курганы в лесу привлекают взгляд. На первый взгляд, они напоминают идеальные газоны, которые могут стать частью диорамы. Однако после внимательного рассмотрения становится очевидным, что мох легко узнаваем и требует значительных изменений для его использования. Частые походы на природу сталкивают с интересным фактом: в мире природы крайне мало таких вещей, которые бы отвечали нашим ожиданиям.
Сухие растения очень хрупкие и могут превратиться в пепел даже от легкого касания. Поэтому собранный и высушенный природный материал необходимо тщательно подготовить, замочив его в 15-20% растворе глицерина на сутки. В раствор можно добавить анилиновый краситель нужного цвета (анилиновые красители, обладая хорошей растворимостью в воде, не оседают и предназначены для окраски тканей. Они продаются в бытовых чистящих средствах в виде порошка или гранул. Их действие основано на способности проникать в структуру ткани, а не за счет оболочки; такие красители не содержат связующих веществ, могут быть развязаны горячей водой и имеют неограниченный срок хранения в стеклянной упаковке). Лучше всего цвет яркой, насыщенной зелени восстанавливается на растении, которое при сушке полностью изменило свой цвет на желтый (или получило загрязнения), тогда как растение, сохранившее зеленый цвет до обработки, при сушке и замачивании в светло-зеленом растворе приобретает тускло-коричневый оттенок.
Собранные природные компоненты следует дополнить подручными материалами. К примеру, опилки, отсеянные через мелкое сито и окрашенные в насыщенный зелёный цвет с помощью анилиновых красок, могут имитировать траву, растущую на земле.
Верёвки из натурального длинноволокнистого материала, например, сизаля, нарезаются на небольшие кусочки и окрашиваются анилиновыми красками в цвета, имитирующие различные типы трав: гнилую сухую траву, молодую зелёную траву и темную траву. После этого нужно высушить их и обрезать ножницами до размера 1-1,5 мм. Полученная «палитра» смешивается в разных соотношениях для создания участков более сухой и сочной травы (рис. 82).
Можно было бы создать высокие травинки из сизаля, отрезая их на более длинные отрезки, однако волокна довольно толстые, и при увеличении в 35 раз квадратные края среза окажутся заметными. Поэтому я рекомендую использовать свиной волос, например, флейц для окрашивания (см. рис. 83). Это имеет свои преимущества: каждый волосок постепенно сужается к концу и даже может расщепляться или ломаться, что делает его внешне похожим на настоящую травинку. Кроме того, щетину можно дополнить различными растительными полосками с использованием анилина (без добавления глицерина). Важно отметить, что в работе используется только верхняя часть щетины.
Лиственные деревья
Каждый тип древесины обладает уникальными внешними признаками и характерными формами. Прежде чем приступить к работе, важно выбрать конкретную породу дерева, а не рассматривать ее в абстрактном виде. Определитесь с такой породой, как, например, тополь, клен или каштан. После того как вы сделаете выбор, тщательно изучите образец: нарисуйте его и сделайте фотографии. В данном случае метод основан на примере создания «модели» дуба.
Составив эскизы, выберите подходящую ветку для формирования ствола. Она должна хотя бы отдаленно напоминать ваш пример, но наличие развитой системы ветвей не является обязательным; отсутствующие ветки можно дополнительно приклеить для завершения кроны основных ветвей скелета (рис. 90, а).
Положите ствол на стол, оцените, как ветка располагается в пространстве, вставьте её на место, обрежьте конец под углом, затем окуните его в клей ПВА и приклейте. Закрепите ветку зажимом. После того как клей высохнет, несколько раз обработайте приклеенный участок клеем ПВА. Этот процесс занимает немного времени, но требует терпения. Следующая ветка может быть прикреплена только после полного высыхания предыдущей.
Когда ваша ветка начинает напоминать настоящий ствол, удалите кору, которая на зрелом дереве обычно имеет трещины. Мы будем имитировать это, используя минимальное количество долот или самостоятельно изготовив их. Вырежьте углубления согласно фотографии или эскизу (рис. 90. b).
Трещины не обязаны быть геометрически правильными, как узор на дамских чулках; допустимо проявление художественного беспорядка и хаотичности (рис. 90. c).
Кору, заросли можно имитировать с помощью шпаклевки (рис. 90. d). Участки, где крупные основные ветви отходят от ствола, также следует оштукатурить, а затем выполнить кольцевые бороздки.
Покрасьте ствол и основные ветви до приклеивания мелких веток и листвы. Аккуратно закрасьте борозды темно-коричневой, почти черной краской, возможно, изготовленной из чернил. После высыхания покрасьте «чешуйки» накладки более темным серым цветом, светлее предыдущего, полусухой кистью, стараясь не затрагивать трещины (рис. 90, е, 97).
Меньшие ветви прикрепляются к основным ветвям каркаса, что придаёт дереву лёгкий и ажурный вид (рис. 90 f). Для этих деталей можно использовать стебли однолетних травянистых растений, выбирая экземпляры с большим количеством аналогичных отростков. Поскольку такие растения могут иметь различные соцветия, оптимально собирать их весной, в период формирования, затем высушить и сохранить, замочив в водном растворе из 5-10 % глицерина на протяжении около суток. Приклеивать их следует так же, как описано ранее. Если цветовые оттенки различаются, то для создания окончательной короны можно применить темперную живопись.
Ранее считалось, что листья представляют собой наиболее сложную деталь при создании моделей. Предлагали использовать поролон или бумагу, вырезанную ножницами, чтобы имитировать листву. Однако, поскольку диорама рассчитана на детальное рассмотрение, любые неестественные элементы сразу же привлекают внимание и выглядят нелепо. Тем не менее, решение проблемы на самом деле оказалось простым — листья должны быть именно листьями. Всё, что вам нужно сделать, это подобрать их подходящий размер. Это не требует использования сложного оборудования, и все необходимые компоненты можно изготовить всего за 10-15 минут.
В качестве эксперимента рассмотрим наиболее сложную конфигурацию дубовых листьев. Для этого необходимо выбрать тонкостенную латунную трубку с диаметром, который чуть превышает линейные размеры листа (при этом длина окружности трубки должна соответствовать окружности листа с учетом всех его изгибов). Согните кончик трубки как крышку бутылки, направив его внутрь и наружу в волнистом узоре (см. рис. 91). Убедитесь, что срез имеет симметричную форму относительно оси и немного удлинен.
Сосновые деревья
Это практически единственный пример применения мха в моделировании, однако в данном контексте он превосходно подходит к строению «ноги», а его текстура напоминает иглу сосны.
Снова появилась отличная возможность отправиться в лес. Подготовьте пушистый мох с длинными, раскидистыми стеблями. Далее следует высушить его, и, вопреки советам фармацевтов по заготовке лекарственных растений, просушите под солнечными лучами, а затем разложите на подоконнике до тех пор, пока мох не пожелтеет; чем ярче желтый цвет, тем лучше. Он восстановит свой естественный оттенок, когда вы замочите его в растворе глицерина и анилиновой воды.
Разделите «шляпку» на отдельные веточки (рис. 101) и поместите их в подготовленный раствор. Поскольку мхи обладают высокой способностью впитывать влагу, оптимальное время для этого — 5-6 часов.
Разложите материал на нескольких слоях туалетной бумаги и дайте ему тщательно высохнуть в течение как минимум одного дня.
Мы использовали старинный метод создания искусственных елок от «Дедушки», при котором вы поочередно протягиваете иголки через ряды ветвей и цилиндрические части стволов с помощью стальной иглы.
Отсортируйте «ножки» по длине: отберите 5-6 самых длинных для нижнего яруса, затем такое же количество более коротких для следующего уровня и так далее, в зависимости от планируемого числа ярусов у вашей елки. Ветки одинаковой длины соединяются между собой, создавая форму «звезды». Для этого нанесите клей «момент» на концы веток и прикрепите их после того, как клей слегка подсохнет (см. рис. 102). Чтобы обеспечить выравнивание «рядов» в горизонтальной плоскости, вы можете поместить их под легкий пресс на сутки, разместив под ним 1-2 журнала.
Сделайте обувь. Оберните несколько слоев тонкой бумаги вокруг куска медной проволоки и закрепите конечный виток с помощью клея. Чем тоньше бумага, тем легче ее плотно свернуть, что делает шов менее заметным, и позволяет создать более узкую верхнюю часть (см. рис. 103). Эти трубочки должны иметь три различных диаметра: самый узкий в верхней части, средний — в средней секции ствола, и наиболее широкий — в корневой области.
Покрасьте трубки в серо-коричневый оттенок и добавьте немного опилок на свежевысохшую краску, чтобы добиться эффекта «шиповатой» текстуры. Теперь вы можете переходить к сборке дерева. Нарежьте кусочки ствола на короткие цилиндры длиной 5-6 мм (рис. 104) и поочередно прикрепляйте их к проволоке, начиная с самых толстых и ступенчатых ветвей (рис. 105). Перед тем как завязать ветви, необходимо проделать отверстие шилом в месте соединения (рис. 106). Последний верхний цилиндр должен быть немного длиннее оставшейся части проволоки, а в образовавшееся пространство можно вставить короткую веточку.
Это имеет в виду лишь общий случай; на самом деле такие правильно сформированные пирамидальные ёлки растут исключительно возле зданий местного управления (рис. 107). В лесу встречаются различные виды, как молодые, так и зрелые, и некоторые из нижних ветвей могут оказаться без хвои. Переплетая их, создает уникальный декор, который можно воспроизвести, используя высушенные листья укропа, сохранив их между страницами книг (рис. 108).