Палехская роспись на шкатулках. Что такое палехская роспись?

Такое направление требует особого внимания, ведь подробное описание проекта, проработка его мелких особенностей — задача не из легких. Необходимо воспроизвести все тончайшие нюансы персонажей и пейзажа.

Интересные факты о палехской росписи

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, когда оно было вотчиной князей Бутурлиных, родственников Ивана Грозного. Уже тогда о нем писали как о большом поселении. А устные предания о его происхождении восходят к временам татаро-монгольского ига.

Зарождение росписи

Тогда люди бежали из разоренных Владимира и Суздаля в отдаленные места, подальше от татаро-монгольского плена. Среди них были монахи-художники, которые носили с собой небольшие картины — писанки. Всемирно известная палехская роспись была создана этими художниками.

Это место было не очень известно. Удаленность, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей способствовали сохранению старых традиций ремесла, ручного производства и яркого своеобразия изделий.

Первоначально агиографией занимались только в монастырях, но с тринадцатого века появились первые светские мастерские. В Палехе агиография стала семейным делом. Целые династии местных агиографов прославили Палех по всей России и за рубежом своими картинами. Они даже пытались выдать замуж своих иллюстраторов, чтобы те не передавали секреты своего мастерства.

Забавный факт

Читайте также: Кухонный стол из дерева своими руками: сборка по готовым чертежам, варианты дизайна.

Существует история о том, как великий Гете услышал о мастерстве палехских художников и пожелал увидеть знаменитые картины, написанные дикими русскими крестьянами в избах деревень заснеженной России. Его мечта сбылась — ему подарили картины братьев Каурцевых, которые ни в чем не уступали византийским.

Современное время

После прихода к власти советского режима все изменилось. За написание иконы людей сажали в тюрьму, их могли расстрелять. Почти все мужское население потеряло доход. Многие переехали в города в поисках работы. Одним из таких художников был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве и вскоре создал свою первую работу — картонную коробку, расписанную в миниатюре.

Шкатулка из картона

Эта работа была высоко оценена, и вскоре на его родине собралась группа художников, бывших агиографов. Большую помощь им оказал Максим Горький, который работал один в студии Палеха. Ремесленники стояли «между двух огней». Их прежние художники считали их вероотступниками, а новые власти не могли забыть их религиозное прошлое. Но их палехские изделия — гробы, табакерки, посуда — приносили деньги, в которых так нуждалось молодое государство, и поэтому им разрешили жить и рисовать.

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые и восьмидесятые годы. Затем он выпустил большое количество продукции с палехским рисунком — открытки, марки, различные сувениры, расписные косметички, подносы и тарелки.

Сегодня палехская роспись представлена в широком ассортименте: от дорогих выставочных экспонатов до сувениров, декоративных тарелок, различных шкатулок и чемоданов. Все произведения являются единичными экземплярами или небольшими коллекциями.

Игрушки с елками, расписанные вручную и с поздравительными надписями художниками из Палеха и Мстеры, — новое явление на арт-рынке. Но они уже завоевали место в сердцах специалистов и коллекционеров. Палехская посуда — прекрасный подарок к любой памятной дате.

История промысла

Первоначально художники Палеха были известны в основном своими церковными росписями, но в послереволюционный период в Палехе было основано Товарищество изобразительных искусств Палеха, мастера которого начали заниматься росписью по дереву. В 1925 году их работы были выставлены в Париже и приобрели мировую известность.

город Палех

Палехская живопись особенно расцвела в конце 1960-х — начале 1980-х годов:

  • большое количество советских открыток было выпущено с миниатюрами в палехской технике,
  • были выпущены почтовые марки с палехской росписью,
  • Сувенирные и косметические подарочные наборы продавались в коробках с палехской росписью и такими же изображениями на этикетках,
  • Большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений с изображением не только сюжетов из эпосов и сказок, но и рассказов о достижениях советского народа.

Особенности палехской росписи

Палехская школа сразу узнаваема по черному фону работ, многогранным композициям с золотым освещением, напоминающим жития. Картина характерная:

  • Миниатюра, элегантность исполнения,
  • гибкость и мягкость тона,
  • филигрань и роспись,
  • Полна элементов,
  • Точная прорисовка мелких деталей,
  • Разнообразие тонов и переходов.

Насыщенность движущимися объектами, не только людьми и животными, но и деревьями, облаками, неживой природой, также можно отнести к особенностям. В стиле агиографии изображены люди, рельефы и природа, отличающиеся хрупкостью и изяществом.

В 1925 году палехские художники получили Гран-при на Парижской международной выставке 1925 года, и с тех пор они стали всемирно известны, а их картины с необычными образами невероятно популярны. Сегодня палехская роспись является всемирно известным видом искусства русского народа.

История промысла

Первоначально художники Палеха были известны в основном своими церковными росписями, но в послереволюционный период в Палехе было основано Товарищество изобразительных искусств Палеха, мастера которого начали заниматься росписью по дереву. В 1925 году их работы были выставлены в Париже и приобрели мировую известность.

город Палех

Особый расцвет живопись Палеха пережила в конце 1960-х — начале 1980-х годов:

  • большое количество советских открыток было выпущено с миниатюрами в палехской технике,
  • были выпущены почтовые марки с палехской росписью,
  • Сувенирные и косметические подарочные наборы продавались в коробках с палехской росписью и такими же изображениями на этикетках,
  • Большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений с изображением не только сюжетов из эпосов и сказок, но и рассказов о достижениях советского народа.

Элементы палехской росписи

элементы палеха рисунок

Отличительная особенность палехской росписи:

Самое главное отличие палехской росписи от других примитивных русских живописных искусств заключается в создании миниатюрных композиций — картин, рассказывающих определенную историю.

В отличие от декоративной и фигурной живописи, палехская живопись требует прорисовки мельчайших деталей картины, чтобы передать тонкость и характер всех фигур или явлений. В качестве основы выбраны следующие темы: Истории из романов, мифы и легенды, сцены из повседневной жизни.

Черный цвет выбран в качестве основного цвета фона, а золотые тона и их вариации — в качестве основного цвета картины.

элементы палеха раскрашенная работа

Другими важными отличиями считаются:

  • Многотональная теневая живопись,
  • несколько растянутое представление фигур,
  • Точные элементы, например, листья на деревьях, рисуются в соответствии с естественной моделью,
  • Множество оттенков и деталей.

И сегодня существуют книги, иллюстрирующие классические произведения великих русских авторов рисунками палеха.

Техника выполнения

Палехская роспись на гробу, ларце, подносе или пороховнице требует соблюдения определенных последовательных шагов. Сначала подготовьте заготовку для желаемого объекта, например, гроба.

палехская миниатюра

Для этого листы картона накладываются друг на друга до достижения необходимой толщины. Затем вся поверхность послойно покрывается гессо (по одному слою за раз), и, наконец, наносится шпаклевка, которой дают полностью высохнуть. На следующем этапе изделие обрабатывается пемзой, чтобы получить текстурированную поверхность, на которую легче наносить краски и лаки. Черный лак наносится на всю внешнюю поверхность палочки, в то время как красный лак в основном наносится на внутреннюю поверхность.

После подготовительных работ побелите будущий рисунок и обведите детали тонким карандашом.

Это интересно:  Новогодние украшения своими руками: использование подручных и природных материалов, новые фото идеи. Как сделать украшения своими руками на новый год.

Затем готовят темперные краски, точнее яичную эмульсию, которой разводят сухой пигмент краски. Он готовится путем отделения яичного желтка от яичного белка и взбивания венчиком с уксусом. Когда эмульсия смешивается с пигментом, консистенция становится пластичной, а цвет — более мягким. Особым нюансом в приготовлении яичной эмульсии палеха является то, что ее разбавляют не водой, а уксусом или хлебным квасом.

палехские шкатулки

Краска наносится на черную лаковую подставку кистями, обычно сделанными самими преподавателями, чтобы добиться необходимых движений при рисовании.

Учителя часто используют лупу или увеличительное стекло при рисовании.

Наконец, картина защищается несколькими слоями прозрачного лака (от 5 до 10 слоев) и полируется до блеска.

Палехская роспись — очень трудоемкое искусство, требующее от художника много времени. Поэтому палехские картины очень ценны и довольно дороги.

Палехская живопись достигла своего расцвета в 18 и начале 19 веков. Местные художники активно занимались монументальной живописью и участвовали в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе зала с фасадами Московского Кремля, церквей Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

История возникновения и развитие в России

Появление миниатюрной живописи в Палехе не случайно. Она возникла на основе многовековых традиций русской живописи и народного искусства, которые составляют ее основу. Опыт многих поколений палехских художников и иллюстраторов очень разнообразен и богат.

Под влиянием своих соседей — новгородской, строгановской и ярославской школ, а также волжской живописи XVII века, палехские иллюстраторы выработали свой особый стиль. Хотя стиль живописи следовал строгим правилам, каждая школа старалась внести свои особенности в выбор цветов, людей, предметов, одежды и элементов пейзажа. В зависимости от времени и условий, в которых писались картины, менялся стиль изображения и количество элементов. На некоторых палехских картинах можно найти детали быта людей того времени: посуду, мебель, оружие или одежду. Есть также изображения палат, карет, пейзажей и архитектурных элементов.

Первые упоминания о Палехе встречаются в летописях начала 17 века. Исторические документы того времени описывают Палех как место с ярко выраженным иконным промыслом — в то время в селе было около двадцати иконных мастерских. Однако собственный стиль, характеризующийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий и большим количеством красок золотистых тонов, используемых для росписи облачений святых, сложился только к середине XVIII века.

Помимо иконописи, палайцы активно занимались монументальной живописью и участвовали в росписи храмов и церквей, создавая настоящие шедевры, без которых мы не можем представить себе убранство даже самых скромных церковных интерьеров. Например, церковь Воздвижения Креста в центре Палека была построена между 1762 и 1774 годами и полностью расписана местными художниками.

К середине XVII века весть о чудесных работах палехских живописцев дошла до таких великих русских городов, как Москва. Палехских мастеров приглашали в столицу для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусством и талантом художников из деревни на реке Палех до сих пор можно восхищаться, посещая известные российские исторические памятники, такие как Московский Кремль, Новодевичий монастырь и Сергиево-Посадский монастырь.

Палехские иконы были особенно ценным товаром, поскольку они были написаны с большим упорством и тщательностью по образцам старых работ более древних мастеров и представляли собой лучшие образцы русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, спрос на иконы, изготовленные в Палехе, не иссякал, и с XVIII века Палех стал центром иконописи, сохранив лучшие традиции русской школы живописи XV-XVII веков. Палехская школа стала известна по всей стране, иконопись процветала, а работы мастеров охотно покупались.

Однако к концу девятнадцатого века производство икон в России приобрело почти промышленные масштабы, что привело к снижению качества произведений. В погоне за скоростью, в умножении иконописных композиций было утрачено все то, что так ценилось в русской живописи — узнавание деталей, создание воздушных и прозрачных образов, наполнение объема разнообразными элементами, передача тонких эмоций в ликах святых. Иконы становились все дешевле и дешевле, а их качество ухудшалось. Особенно тяжелый удар по традиции рукописной живописи нанесло изобретение и распространение массовой печати, что привело к появлению очень дешевых и легкодоступных печатных икон. Однако социалистическая революция 1917 года стала последним и самым разрушительным ударом по русской иконописи, в том числе и палехской. После этого у палехских ремесленников практически не осталось работы, так как при новой власти производство икон стало не только нерентабельным, но и просто опасным. Поэтому для палехской иконописи произошел резкий перелом, когда возникла необходимость применить накопленный веками опыт в другой области творчества. Торговля иконописью была заброшена.

Палехская роспись в советское время

Искусство миниатюрного палеха появилось сравнительно недавно. Она зародилась в советское время. После гражданской войны палехские мастера придумали новое применение своему искусству. В течение пяти-шести лет родилось новое искусство большого палеха — миниатюрные лаковые работы на всевозможных предметах быта — шкатулках, портсигарах, булавках, блокнотах, пудреницах и других необходимых мелких предметах, выполненных из папье-маше. Новое искусство переплеталось с новыми темами — появлялись сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты из произведений русских писателей и поэтов.

Первая попытка перейти к новому жанру искусства была предпринята в 1918 году, когда бывшие мастера-живописцы основали собственную «Первую артель «Палех», которая занималась реставрацией. Однако вскоре она была расформирована из-за гражданской войны.

В середине 1920-х годов палехские художники объединились, чтобы сформировать новый вид искусства, посвященный росписи деревянной посуды и других предметов быта. А в 1923 году лучшие мастера иконописи нашли лучшее применение своим традициям иконописания — они применили палехский стиль живописи для изготовления расписных предметов из папье-маше, позаимствовав идею у мастеров в подмосковном Федоскино, где подобное искусство существовало уже более века. Стремление палехских художников прославить красоту местной природы, передать свой богатый опыт и секреты живописи, хранившиеся веками, новым поколениям, привело к созданию особого художественного языка. Группа бывших агиографов сумела создать симбиоз классических традиций русской живописи и народного искусства, используя приемы этих жанров для создания уникальных объектов из дерева и папье-маше.

Мастера раннего советского периода использовали в своих миниатюрах не только темы из жизни людей и мотивы из природы своей родины, но и сказочные сюжеты, эпизоды из мифов и песен. Среди сюжетов картин Палеха не только хороводы, конные экипажи, музыканты и сцены охоты, но и герои басен Крылова, сказок Пушкина и чудесные пейзажи живописных мест родины.

Мастера 1920-х и 1930-х годов не отказались от использования яичной темперы, привычных приемов художественной росписи, и фигур, расписанных золотом. В своих лаковых миниатюрах палешане опирались на огромный опыт иконописи: организация и завершенность пространства, целостность композиции, средневековая стилизация, соответствие форм, использование декоративного живописного грунта. Все эти техники помогли решить проблему переноса плоского изображения на поверхность трехмерных объектов.

Работы палехских художников оставили неизгладимое впечатление у ценителей народного искусства за рубежом. Зарубежные меценаты, впечатленные искусством русских живописцев, предлагали палехским мастерам самые благоприятные условия для творчества. Максим Горький, который был одним из поклонников палехской лаковой миниатюры, пригласил палехских художников в Подмосковье. Однако русские ремесленники не хотели отрываться от своих корней, предпочитая черпать художественное вдохновение в красоте своей родины. Тонкие силуэты храмов, напоминающие сцены, светящиеся блики на спокойных водах реки Палески, черно-белые стволы берез и играющие с солнечным светом листья, верхушки сосен, переходящие в темно-зеленые оттенки, возвышающиеся холмы, покрытые луговыми цветами — все это великолепие русских пейзажей нашло свое место в многообразии мотивов живописи Палески.

Это интересно:  Бонсай своими руками— выращиваем растения в домашних условиях. Как сделать бонсай своими руками?

Современность

Картина Палеха сегодня так же актуальна, как и тогда. Каждый год в Палехской школе искусств обучаются новые мастера, которые усвоили традиции и стиль оригинальной палехской живописи. Они создают уникальные, расписанные вручную произведения искусства. Каждое произведение несет в себе уникальный стиль учителя, индивидуальные черты, характеризующие его творчество и художественное мировоззрение.

На плечи современных мастеров ложится большая ответственность, ведь они являются продолжателями традиций своих знаменитых предков, руками которых были созданы эти шедевры, вошедшие в историю не только русского искусства. Лучшие образцы палехской живописи давно стали частью мирового художественного наследия.

Современность принесла много изменений в культуру и повседневную жизнь палестинцев. Образ жизни старой деревни, ставшей теперь провинциальным городом, изменился. Влияние больших городов и современных тем в искусстве возрастает. Народные традиции, естественность, простота и народные образы уходят в прошлое. Однако эти изменения не способны серьезно повлиять на исконно русское происхождение. Многовековые традиции палехской живописи продолжаются в работах палехских мастеров и по сей день. Даже в наше время Палех не изменил своего живописного характера. Душа народа, русский колорит и многовековые традиции мастерства, передаваемые из поколения в поколение, живут в работах художников. Палехские художники по-прежнему стараются увидеть красоту в повседневной жизни, превратить обыденность в сказку и запечатлеть в своих работах красоту местной природы.

Современные палехские художники используют в своих композициях весь опыт старых мастеров: натуральные цвета, традиции стенописи и особый стиль, присущий художникам этого уголка России. Их работы связывает искренняя преданность традициям своей школы и глубоким корням палехского искусства. Сюжетами для создания уникальных миниатюр современных мастеров являются вечные темы, прославленные классиками прошлого и писателями нашего времени. Палешане черпают вдохновение в богатом наследии русской культуры и великолепной природе своей родины.

Заключение

Уважая уникальные традиции народного искусства и наследие великих мастеров палехской школы, Fratelli Bassini производит лаковые изделия в стиле палехской миниатюры в широком ассортименте: от подлинных, достойных музея произведений искусства до небольших сувениров, которые являются прекрасными подарками. Шкатулки, декоративные панно, футляры, шкатулки для украшений, безделушек, футляры, изготовленные нашими мастерами, можно найти в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

В 2005 году в нашей компании была создана живописная мастерская с целью возрождения традиционной русской иконописи. Наши преподаватели обладают богатым практическим опытом, унаследованным от предыдущих поколений российских живописцев. Специальная художественная подготовка, высокий профессионализм художников и строгое соблюдение стилистических правил и приемов палехского стиля иконописи позволяют нам выполнять заказы любой сложности, от небольших декоративных петель и икон для дома до строительства иконостасов и монументальных иконописных произведений для соборов.

Собственные производственные мощности и штат высококвалифицированных и профессиональных художников позволяют изготавливать уникальные подарки, как в единственном экземпляре, так и в виде коллекции различных предметов.

Золото является не только частью цветовой композиции картины и характерной чертой творчества палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра выявляют свет и тень, раскрывают форму фигур и отдельных элементов композиции. В конце концов, золото символизирует свет, который в христианском мировоззрении означает нечто божественное и вечное.

Элементы и узоры росписи

Живопись Палеха содержит следующие мотивы и элементы в своих картинах:

  • Орнаменты из спиральных, горизонтальных и изогнутых линий.
  • Деревья в стиле Новгорода (15 век) и Строганова (17 век).
  • Горы.
  • Палаты в стиле Новгорода и Строганова.
  • Волны.
  • Ландшафты.
  • Лошади.
  • Персонажи.
  • Лики святых.

В палехской живописи могут быть изображены целые истории с фигурами, животными и красивыми пейзажами. Благодаря возможности комбинировать все элементы, художники также могут создавать различные истории в миниатюре.

Техника создания узора

Предварительно создается композиция карандашом на бумаге. Затем лист служит эскизом для всей миниатюрной картины. Изображение переносится на окрашиваемый объект. Перед этим поверхность краски натирается пемзой до матового состояния.

Затем рисунок натирается пальцем сухим меловым порошком или известью. Затем изображение помещается на бумагу на поверхности объекта и переносится с помощью карандаша. Обращайте внимание на очертания всех объектов. Чтобы бумага не скользила по поверхности, края можно заклеить скотчем.

Когда лист бумаги удаляется, на плоской части объекта остается чистый оттиск. Излишки порошка следует стереть, не нарушая контуров рисунка. На этом первый этап палехской миниатюры завершен.

Палехская роспись. Картинки, это что такое, история, фото

На этапе 2 происходит подготовка извести. Это необходимо для усиления стойкости цветового пигмента к лаковому слою. Известно, что черный лак уменьшает насыщенность, а известкование улучшает ее.

В процессе работы подумайте, где вы хотите разместить темные и светлые цвета. На этой основе производится подготовка извести. Например, листва деревьев на переднем плане, одежда светлых тонов или светлые горные склоны покрыты густой известью. Средние оттенки готовятся менее густо, а темные пигменты покрываются водянистой известью.

Если на картине есть очень темные участки (например, участки между волнами, черная одежда, внутренние помещения зданий), их вообще не покрывают известью.

Правильное выполнение работы на этом этапе придает миниатюре вид законченного технического силуэта. Такие картины, не подвергшиеся дальнейшей обработке, можно увидеть в музеях Палеха. Роспись в такой технике выполнил мастер И.И. Голиков.

Палехская роспись. Картинки, это что такое, история, фото

На третьем этапе наносятся красящие пигменты. Для этого используется кисть со средней кислотностью. В цветовой палитре можно смешивать бесчисленное множество оттенков. Если тени должны быть нанесены толстым слоем, используется более густая консистенция. Для получения более прозрачного оттенка наносите его как можно более прозрачным и разбавленным.

На четвертом этапе вы начинаете рисовать. Для этого закрасьте каждый элемент и контур более темным оттенком поверх предыдущего рисунка. У деревьев очерчены стволы и ветви, отпечатана форма листовых пластин. Горы очерчены выступами, а поверхность воды представлена игрой волн.

Если на миниатюре присутствует человеческая фигура, то прорисовывается каждый элемент ее одежды. Если есть животные, описываются их очертания. В живописи используются мягкие, нежные линии разной толщины. Регулируется даже сила нажима на щетку.

Важно, чтобы изображение сливалось с картиной и не выглядело как два разных элемента композиции. На шаге 5 закрасьте тень каждого элемента. Мелирование выполняется средней заостренной кистью, чтобы подчеркнуть объем. Стоит отметить, что выделение теней и светлых участков не обязательно выполняется цветом, похожим на эмаль. Это правило относится в первую очередь к ландшафту.

Золото является не только частью цветовой композиции картины и характерной чертой творчества палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра выявляют свет и тень, раскрывают форму фигур и отдельных элементов композиции. В конце концов, золото символизирует свет, который в христианском мировоззрении означает нечто божественное и вечное.

Заключение

На создание каждой работы уходит много времени. Палех — одно из самых требовательных ремесел. По этой причине изделия ремесленников стоят очень дорого. Ни гравюра, ни фотография не могут передать теплоту уникальной картины. Чтобы купить красивую вещь с ручной росписью, следует обратиться к профессионалам, которые не понаслышке знают о качестве и особенностях палехской росписи.

Посмотрите видео, чтобы узнать интересную историю о работе мастеров палехской живописи.

Палехская живопись, картины и орнаменты в советский период назывались кулацкими. Благодаря заинтересованности властей в экспорте изделий с таким орнаментом, это искусство смогло сохраниться до XXI века.

Историческая справка

История палехской миниатюры как народного искусства тесно связана с агиографией. В XVIII веке агиографы жили в селе Палех, которое в то время относилось к Вязниковскому уезду Владимирской губернии. Помимо агиографии, местные мастера занимались росписью и реставрацией зала и фасадов Кремля, церквей в Троице-Сергиевой лавре и Новодевичьем монастыре.

Это интересно:  ТОП–8 лучших ламп для роста растений - Фитолампа для растений какую выбрать?

После революции 1917 года продолжать писать картины стало невозможно, и через год была основана Палехская художественно-декоративная артель. Художники, принимавшие участие, занимались росписью по дереву. Иван Голиков и Александр Глазунов считаются основоположниками палехской миниатюрной живописи. Мастера освоили новый материал — бумажную массу, которая создавалась путем смешивания бумаги и картона с гипсом, крахмалом и другими веществами. В 1923 году палехские миниатюры были отправлены на Всероссийскую сельскохозяйственную и промышленно-производственную выставку, где были удостоены диплома II степени.

В декабре 1924 года семь палехских мастеров основали «Артель древней живописи». Работы этого объединения были отправлены на Всемирную выставку в Париже в 1925 году. В 1932 году было создано Объединение художников Палеха, которое в 1935 году стало Ассоциацией художников Палеха. В 1954 году были созданы Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время искусству миниатюрной живописи можно научиться за 4 года в Палехской школе изобразительных искусств им.

Технология изготовления

Как упоминалось выше, в традиции миниатюрных лаковых гробов основой для гробов служила бумажная масса. Картонный блок сжимается, а затем высушивается в течение нескольких дней. Затем его нужно пропитать льняным маслом в течение суток и высушить в горячей духовке в течение 2 дней. Затем необработанное изделие обрабатывается щеткой, шлифуется и оснащается необходимой фурнитурой. В конце этого этапа картридж грунтуется специальным материалом и покрывается несколькими слоями черного лака и 7 слоями светлого лака, каждый слой тщательно высушивается в печи.

В темперной живописи существует строгий порядок. Темперные краски использовались с древних времен. Художники изготавливали их из сухих, порошкообразных пигментов, а в качестве связующих веществ использовали эмульсии: натуральные (яичные желтки от кур) и искусственные (масла в водном растворе клея). Для освоения техники темперы требуется несколько лет, чтобы довести до совершенства плавность линий, точность и четкость маленьких силуэтов.

На начальном этапе преподаватели раскрашивают композицию известью, подчеркивая темные и светлые участки. Затем они окрашивают гробы в нужные цвета. Искусные мастера тщательно прорисовывают контуры всех элементов и подчеркивают каждую деталь известью ручной работы, часто используя увеличительное стекло. Последний штрих делается с помощью золота (золотой лист измельчается и смешивается с клеем), что придает украшению теплый и яркий цвет, который как будто светится изнутри.

Золотая отделка заимствована палехскими мастерами из иконографии, в которой золото является символом божественного света.

На заключительном этапе производства шкатулка покрывается масляным лаком и полируется. Полировка осуществляется путем нанесения нескольких слоев лака, которые должны тщательно высохнуть в течение определенного времени при определенной температуре. Затем поверхность шлифуется стеклом и пемзой и полируется на специальном шлифовальном круге, покрытом бархатом.

Своеобразие стиля

Фон палехских картин — черный, символ тьмы, которая придает жизнь и цвет композиции. Внутренняя часть изделия всегда имеет оттенок красного цвета. Для палехской живописи также характерны яркие темперные цвета и золотая роспись. Изысканно нарисованные, вытянутые фигуры повторяют иконографические традиции. Герои — это фигуры из сказок и эпосов, а также из классических произведений и песен. Гробы носят собственные имена, такие как «Тройка», «Поход Гермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила» и «Василиса Прекрасная».

Расписные гробы Палеха — это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Палехские гробы, изготовленные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью особой русской культуры.

Иконопись на лаковой шкатулке

Как палехская миниатюра покорила мир? В творчестве палехских художников появились новые темы: сцены из сказок и литературных произведений, которые касались окружающей действительности. В то же время палехские мастера сохранили в своих работах более ранний стиль живописи. Это изображения, которые переносятся на поверхность лака. Ориентация, композиция и пропорции палехских миниатюр были основаны на живописных правилах. Лица людей, фигуры и складки их одежды были взяты из школы агиографии.

palekhskaya-miniatyura

Гроб «Три музыканта». И.И. Голиков.

Традиционно палешане расписывали миниатюры темперными красками. Они готовили их сами, используя эмульсию из желтка куриного яйца. Художники расписали светильники золотом ручной работы (сусальное золото, взбитое в арабской камеди). Использование золота и ярких, чистых цветов придает палехской миниатюре торжественность и выразительность.

palekhskaya-miniatyura

Portcigar «Вечеринка на природе». Портсигар, 1927 г., автор Н.М. Зиновьев (1888 — 1979).

Палех в советское время

Творчество Палеха высоко ценил писатель А.М. Горький. Он был вынужден соприкоснуться с иконописью, когда дед отправил его подростком в мастерскую Д.А. Салбанова. Об этом периоде своей жизни Горький рассказывает в рассказе «К народу».

Максим Горький среди художников Палеха

А.М.Горький помог организовать в артели «Палех» библиотеку, в которой хранились произведения писателей-классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Н.А.Некрасова, И.А.Крылова…. Фигуры этих произведений были изображены в миниатюрах палехскими художниками.

palekhskaya-miniatyura

Шкатулка «Чичиков в Коробочке», 1936 г. В.М. Салабанов (1902-1941).

В 1928 году в Палехе открылась профессиональная школа античной живописи, которая в 1935 году была преобразована в художественный техникум. В 1936 году училище было передано в систему Всесоюзного художественного комитета и получило название «Палехское художественное училище имени А. М. Горького».

В 1935 году по инициативе Горького в Палехе был основан Палехский государственный художественный музей. Имущество Крестовоздвиженской церкви, включая ценные старинные иконы, было передано в музей. Церковь Воздвижения Креста Господня в Палехе была построена в 1762-1774 годах и является памятником архитектуры. Долгое время в церкви находилась музейная часть, что спасло ее от разрушения.

palekhskaya-miniatyura

Палехское панно работы А. В. Чикурина (1875 — 1965).

В 1970-х годах около 80% палехской миниатюрной продукции шло на экспорт. Мастера всегда получали заказы от государственных организаций страны.

palekhskaya-miniatyura

Коробка «Русский лен», 1974 г., автор К. Кукулиева

Однако в период перестройки государство стало нарушать сложившуюся систему работы палехских мастеров, которые раньше творили самостоятельно. Палехские художники работали без копирования. Они сами придумывали тему, делали эскиз и внедряли его в авторскую работу. Государство пыталось заставить художников присоединиться к промышленным компаниям. Это привело к демонтажу палехских художественно-производственных мастерских.

Палех сегодня

Сегодня Палех — это поселок городского типа, который является одним из районных центров Ивановской области. В шестидесяти пяти километрах от Иваново он является частью Золотого кольца России. В Палехе около пяти тысяч жителей, и каждый седьмой житель — художник. Так что Палех по-прежнему остается «народной сельской академией», как сказал о Палехе искусствовед Георгий Филимонов.

palekh-foto

Палех. Фото: А. Савин

Палех, безусловно, можно назвать деревней-музеем. Кроме Музея палехского искусства, в городе есть Музей-дом И.И. Голикова, Музей-дом Н.М. Зиновьева, Музей-дом П.Н. Корина, Музей лакской миниатюры, Музей картин, Музей-ателье Н.В. Дидыкиной.

palekh-foto

Палех. Музей картин.

Сегодня в Палехе существует несколько художественных кооперативов и мастерских. Одни художники продолжают традицию миниатюрной лаковой живописи, другие возвращаются к истокам — пишут иконы, оформляют иконостасы и расписывают церкви. Сегодня миниатюристы заботятся о том, чтобы искусство миниатюры не угасло в Палехе.

palekhskaya-miniatyura

Плита «Песня». 1979 В.М.Ходов (1942-1988).

Народному искусству нелегко выжить в условиях рыночной экономики. Но мне хочется верить, что палехская миниатюра будет по достоинству оценена в современном обществе и продолжит развиваться как подлинное народное искусство.

palekhskaya-miniatyura

Кадр «Битва Челубея при Пересвете». П.Ф. Чалунин (1918 — 1980), 1945 год

Оцените статью
Build Make